Александр Зацепин

20/01/2024 - 02:13   Classic   Концерты, Интервью
Композитор Александр Зацепин рассказал о том, как записывал песни для фильмов Леонида Гайдая, а Юрий Башмет смело экспериментировал с оперными певцами и рок-группой.

На фестивале Юрия Башмета в Москве прошел максимально необычный концерт. Музыку советского кинокомпозитора Александра Зацепина он решил сыграть своим симфоническим оркестром «Новая Россия», рок-группой и с академическими певцами. Очень неожиданно и смело. А сам Александр Зацепин, которому в марте исполнится аж 98 лет, последние два года живет, оказывается, в Москве, где-то на Пресне, а вовсе не в Швейцарии или Франции. И лично пожаловал на концерт. Да что там пожаловал, - на репетиции в зале Чайковского он живенько так метался между музыкантами, подсказывая, как именно надо играть,

Журналистам он поведал тоже много чего интересного.

«Работа дает мне силы, она нравится мне. Я живу ей. Ходить я не люблю, но двигаться надо. 35-40 минут каждое утро уделяю физическим упражнениям. Стараюсь не переедать, и соблюдать режим. А так, помогают гены, наверное. Не хватает времени, чтобы следить за молодыми артистами, я постоянно пишу музыку, мюзиклы».

Александр Зацепин
Александр Зацепин

Александра Зацепина спросили, как к нему приходят мелодии.

«Во сне приходили мелодии. По всякому. Сейчас какое-то затишье с новыми мелодиями, не только у нас, во всем мире. Но обязательно кто-то из молодых вырвется вперед! Мой педагог меня учил: чтобы вдохновение приходило, надо обязательно работать. Во время работы придет вдохновение. Это не значит, что каждый день будет вдохновение. Сегодня не получится, завтра не получится, а послезавтра получится».

Спросили о сотрудничестве с Юрием Башметом.

«Для меня это необычно, ведь это симфонический оркестр, а у меня обычно песни для эстрадного оркестра».

Журналисты спросили про главного певца или певицу в жизни Зацепина с подколом, с явным намеком на Аллу Пугачеву. Но нет.

«Первый главный певец в моей жизни — это случилось в фильме «Наш милый доктор». Я еще учился на 5 курсе консерватории, и мою песню «Небо синее» спел народный артист Казахстана Ермек Серкебаев. Он часто выступал в Москве, и по радио его песни звучали. Это самое первое. А дальше — как у матери, у которой родился один ребеночек и он самый лучший и любимый, родился второй — он самый любимый, родился шестой — и он самый-самый. Появилась новая песня, которая полюбилась людям и стала популярной, - тебе нравится. Потом другая появилась, - и тебе нравится следующая».

Спросили о Гайдае.

«Фильма на ТНТ я не видел, но мы сейчас делаем фильм и мюзикл «Иван Васильевич меняет профессию». Сделано около 20 музыкальных номеров, в том числе 3 песни, которые используются в фильме Гайдая. Немного изменен сценарий. Несколько театров уже хочет, в том числе Свердловский театр музыкальной комедии, а в Москве мы хотим показать в театре Зацепина. Его пока нет, но мы хотим. Нам обещают здание, но пока конкретики нет. Когда будет здание, тогда и поговорим».

Я спросил про гениального советского дирижера и аранжировщика Виктора Кнушевицкого и знаменитую студию Александра Зацепина в Ржевском переулке.

«Когда я был еще в Казахстане, Виктор Кнушевицкий сказал мне: ну что ты сидишь тут, у тебя эстрадного оркестра нет, переезжай в Москву, мы тебе тут поможем. И потом сказал: ну видишь, как к тебе музыканты оркестра хорошо относятся, а мы тогда записывали все песни для фильма «Наш милый доктор», это был 1956 год. Фильм вышел на экраны в 1957 году. И он меня так растолкал, растормошил, и мне так идея понравилась. А оркестру моя партитура понравилась, и они все аплодировали мне. Было неожиданно и приятно, я же совсем еще студентом был. И я решил рвануть в Москву. А тут уже было не все легко…

Студия начиналась с того, что нужно было помещение. В доме, где я жил в Перово на втором этаже, ну какая там студия может быть? Нужен был обмен. Я съездил в Банный переулок, где тогда были обмены, и бюллетень выходил каждую неделю. Прошел год, пока я нашел подходящую квартиру на Большом Ржевском переулке. Дом был шикарный для студии, построен где-то в 1905 году, кирпич 30 см и стена в три кирпича, перекрытия между этажами около полтора метра. Причем мне никогда не разрешал такой обмен, потому что моя квартира 45-48 метров, у мамы однокомнатная квартира 30 метров, в сумме 75 метров, а там 180 метров. Кто мне это разрешит? Аля Пахмутова была депутатом. Я попросил ее помочь, она сказала, что может. На следующий день пошли в Моссовет, она зашла к начальнику, он дал добро, и все решилось. Ремонт делали около полугода-год. И нужно было сделать 8-канальный хотя бы магнитофон, пульт, достать хорошие английские колонки, у меня барабанная установка хорошая стояла, все надо было приобрести. И только через два года можно было что-то записывать. Ко мне приходили скрипачи из Большого театра, и все звучало.

И я же делал не для того, чтобы это мне принадлежало. А потому что хотел, чтобы все задуманное звучало. Потому что то, что записывали на «Мосфильме» - это все равно, что снять на хороший фотоаппарат, а потом отпечатать в газете. Делаешь партитуру, а потом слышишь только голос, а остальное все гудит. А я получал удовольствие. Познакомился там с Пугачевой, записали с ней больше 20 песен, все для фильмов. И «Тайну Третьей планеты», и «31 июня».

Александр Зацепин
Александр Зацепин

Зацепин опроверг тиражирующуюся в интернете версию того, что он продал квартиру и студию в Ржевском переулке композитору Алексею Рыбникову.

«Я продал часть оборудования студии композитору Алексею Мажукову, часть студии Байгали Серкебаеву из «А-Студио». Я же уезжал во Францию, мне это не нужно, а потом все устареет. Алексея Рыбникова в той сделке не было. Он потом позже появился, уже ничего не было».

Александра Зацепина спросили, смотрит ли он новогодние «Голубые огоньки».

«Раньше смотрел, конечно, раньше смотрел. Сейчас у меня просто нет времени. Я читать-то успеваю, только когда обедаю, завтракаю, и что-то смотрю. И сразу — скорей работать! Иногда надо прочитать «Сказку о Царе Салтане» Пушкина для мюзикла, прочитал ее, хотя в детстве, конечно, читал. Но надо еще раз прочитать, чтобы в голове это все улеглось. В детстве отвлекаешься на всякие чудовища. Кот ходит по цепи кругом, и я думал, как это получается, если цепь натянута, и я не понимал, что цепь вокруг дуба натянута».

Конечно, речь зашла о музыке к «Ивану Васильевичу», которую невозможно исполнить живыми музыкантами. Речь о сцене погони.

«Тогда синтезаторов не было, и компьютеров тоже. Я изобретал звуки из рояля. У меня был рояль с таким демпфером, которые касались струн. Привинчиваешь на эту струну, на эту… Получаются короткие звуки, и тембр зависит от того, привинтил ли ты их на самое основание или подальше. Обертоны все менялись. Использовали свистульки, я покупал их в Военторге на Новом Арбате, там охотники и рыбаки закупались. Сейчас все это решается на компьютере. Но фортепиано или рояль — остаются моими любимыми инструментами».

Александр Зацепин и Юрий Башмет
Александр Зацепин и Юрий Башмет

Ладно, а дальше был концерт. Юрий Башмет с «Новой Россией» начал со сцены из балета «Старик Хоттабыч», дипломной работы Зацепина в Алма-Атинской консерватории, которую поставили в местном театре оперы и балета. А потом и вовсе никогда не исполняемая ранее «Индийская сюита», - буйство красок и неприкрытые отсылки к «Болеро» Равеля. «Красная палатка» и «Земля Санникова» - вполне себе оркестровые версии. И невероятный «Капитан Немо» с драматичной партией хора Московской консерватории п/у Александра Соловьева.

Куда интереснее стало с эстрадными песнями. Тут к «Новой России» добавились и бас, и гитара, и клавишные, и барабаны. А можно ли вообще петь Зацепина оперными голосами? Клубок противоречий. На мой взгляд, песни Зацепина оперными голосами петь не стоит. Песни безупречно аранжированы, но без живой реакции артиста они словно пластмассовые. Мелодия есть, попадания в ноты тоже есть, но живой человеческой реакции нет, - нюанс.

Александр Зацепин, Юрий Башмет и участники концерта
Александр Зацепин, Юрий Башмет и участники концерта

Академические вокалисты в лице весьма известных лиц вроде Полины Шамаевой, Николая Землянских, Давида Косулихина, вроде бы и пытались дать эмоцию, но как-то все это было не очень убедительно. Они попадали в ноты, но решительно все это не совпадало с эксцентрикой того же Гайдая. И даже непонятна причина. Они хотели петь хорошо, и делали это, даже с микрофоном в руках, Но что-то не складывалось. Эльвира Караханова поет «Куда уходит детство» Аллы Пугачевой, - ну как тут Пугачеву перепеть? Заведомо проигрышная позиция.

А вот там, где звучал только оркестр и хор Соловьева, - тут все было выше всяких похвал. Так что в целом эксперимент с музыкой Зацепина можно признать состоявшимся.

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Юрий Покровский

27/12/2023 - 17:51   Classic   Анонсы
16 января в Концертном зале им. П.И.Чайковского прозвучит музыка старейшего композитора отечественного кино Александра Зацепина.

«Где-то на белом свете..» - уверены, каждый сможет продолжить эту незамысловатую фразу. Ведь уже более полувека вся страна знает музыку Александра Зацепина из таких фильмов, как «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Двенадцать стульев», «Земля Санникова», «31 июня» и многие другие, включая песни для известной примадонны Аллы Пугачевой. Песни Зацепина без преувеличения поет вся страна, они сопровождают нас и в горе, и в радости, способствуют праздничному или философскому настроению, а главное – никогда не устаревают.

Афиша
Афиша

На концерте 16 января знаменитые хиты прозвучат в блистательном исполнении. В качестве солистов выступят артисты Большого и театра «Новая опера» Эльмира Караханова (сопрано), Виктория Шевцова (сопрано), Полина Шамаева (меццо-сопрано), Давид Посулихин (тенор), Николай Землянских (баритон), в сопровождении Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» под управлением маэстро Юрия Башмета.

Кроме того, на концерте ожидается и сам великий мастер, творческий тандем которого с маэстро Башметом не оставит никого равнодушным.

09/03/2023 - 15:56   Mix   Интервью, ТВ, радио и кино
Александр Зацепин признался, что Леониду Гайдаю не понравилась "Песня о медведях" для фильма "Кавказская пленница, или новые приключения Шурика".

«Он сначала не поверил в эту песню. Я написал несколько мелодий и посоветовал именно ее. Он ответил: "Я приглашу Арно Бабаджаняна". Я написал заявление и хотел уходить из картины», – поделился композитор в передаче "Жизнь и судьба".

Александр Зацепин
Александр Зацепин

Кроме того, он добавил, что руководитель отделения комедии Иван Пырьев не принял его отказ от работы в киноленте.

«Мы пошли к Пырьеву, он тогда руководил отделением комедии. Он порвал заявление. Потом троица (Георгий Вицин, Евгений Моргунов, Юрий Никулин) сказала Гайдаю: "Мы запомнили мелодию с первого раза". Он ответил: "Вы артисты, а не народ. Мне надо, чтобы народ запомнил". Гайдай хлопнул дверью. У него бывают такие настроения», – сообщил музыкант.

По словам композитора, на мнение режиссера смогли повлиять только сценаристы фильма Морис Слободской и Яков Костюковский.

«На следующий день нас спасли Слободской и Костюковский. Гайдай сказал: "Хорошо, пусть Дербенев пишет стихи», – признался Зацепин.

Однако он добавил, что Гайдай так и не похвалил его композицию.

«Ему наверно было неудобно. А потом наша песня прозвучала в "Бриллиантовой руке". Вот это и было его признание песни. Он сам ее спел», – заключил композитор.

Ранее Наталья Варлей сообщила, что Зацепин сразу решил сделать исполнительницей "Песни о медведях" Аиду Ведищеву. Однако композитор заявил, что принял решение в пользу певицы после записи артисток.

Быстрый поиск:
10/03/2016 - 10:23   Поп   Новости
Президент России Владимир Путин поздравил композитора Александра Зацепина с юбилеем.

10 марта 2016 года композитор, народный артист России Александр Зацепин отмечает 90-летие.

"Талантливый композитор и музыкант, яркая творческая личность, своими замечательными произведениями Вы обогатили отечественную культуру и уже много лет дарите людям хорошую музыку и радость от встречи с настоящим искусством."

Кроме того, Путин пожелал композитору здоровья, неиссякаемого вдохновения и новых, интересных работ, сообщается на сайте Кремля.

Быстрый поиск:
29/03/2006 - 12:42   Поп   Алла Пугачева и Ко
Первые песни Аллы Пугачевой были записаны дома у композитора Александра Зацепина. На 80-летие Зацепина Пугачева даже не поздравила его с юбилеем.
- Пугачева с юбилеем поздравила? - задает вопрос "Факты".

- Нет. Если мы и встречаемся, то случайно.

- Помните, как познакомились с Аллой Борисовной?

- Мой друг Виталий Клейнот сообщил, что в одном клубе будет выступать некая Пугачева. "Там закрытие смотра самодеятельности, послушай эту девушку, может, тебе понравится", - сказал он. Мне и вправду понравилось, как она поет. Подошел, познакомился, предложил записать песню для кинофильма. С этого момента мы с Аллой стали сотрудничать. Она исполнила более 20 моих песен, их записывали в студии у меня дома. У меня была квартира площадью 160 квадратных метров в старинном особняке, там помещался весь струнный оркестр Большого театра. Потом я отдал эту квартиру дочери.

- Пугачева тогда не была капризной?

Алла Пугачева

- Что вы! Одно удовольствие было работать с таким человеком! Она Профессионал с большой буквы! Такие нечасто рождаются. Алла знала, ЧТО поет. Не просто ноты, а характер, образ... Помню, записывали песню "Волшебник-недоучка". Пугачева спела один дубль, потом послушала и сказала: "Не-е-ет, эту песню надо по-другому делать..." - и запела мальчишеским голосом. А еще, помните, была песня "Кто, не знаю, распускает слухи зря". Я попросил моего друга поэта Леонида Дербенева изменить припев. Слова: "Так же, как все, как все, как все" - казались не совсем удачными. Но Алла сказала, что у нее эта строчка хорошо получается, настояла на своем. Так родился хит. Потом были "До свиданья, лето", "Куда уходит детство", "Любовь одна виновата", "Если долго мучиться", "Этот мир придуман не нами", "Женщина, которая поет"...

- Вы ведь с Аллой Борисовной разругались именно на съемках фильма "Женщина, которая поет"...

- Поссорились из-за того, что Алла, когда снималась в этом фильме, часть моих песен оттуда выбросила, а свои, которые написала под псевдонимом Борис Горбонос, вставила. Причем не сказала ни слова. Но мы друг другу давно простили старые обиды.

- Александр Сергеевич, пожалуй, самое плодотворное сотрудничество у вас было с легендарным Гайдаем.

- Это был человек со сложным характером, но я находил с ним общий язык и работал с огромным удовольствием. Спор был только по поводу "Песенки о медведях" из фильма "Кавказская пленница". Изначально там была другая песня, тоже ничего. Но Гайдай был большим выдумщиком: давал ее слушать всем знакомым. "Одни говорят, что песня хорошая, а другие - что средняя, - сообщил мне Леонид Иович. - Надо писать другую". Я уехал в Дом творчества в Иваново и написал там пять мелодий, среди которых была и "Песенка о медведях".

Послал Гайдаю в Алушту (там снимали "Кавказскую пленницу") пленку, указав в письме: "Если ЭТО не подойдет, значит, я ни на что не способен. Пригласи Арно Бабаджаняна, пусть он тебе пишет". Гайдай прислал ответ: "Песня ничего, но народ ее петь не будет, поэтому приглашу Бабаджаняна". Я психанул, написал заявление об уходе из фильма и пошел к Пырьеву за подписью. Пырьев порвал заявление и сказал: "Мы заметили на худсовете, когда вы писали музыку к "Операции "Ы", что вы чувствуете стиль Гайдая. Вы как раз его композитор. Езжайте сейчас же с Дербеневым в Крым, на месте разберетесь..."

- И что было в Крыму?

- Приехали мы, зашли в гостиницу "Люкс", а там в холле сидят Вицин и Никулин. Юра мне сразу напел: "Та-тара-ра-ра-ра-ра..." Говорит: "Саша, замечательная песня! Мы и Лене об этом сказали, а он ответил: "Мне надо, чтобы народ ее пел, а не вы. Вы - не народ, вы - артисты". Гайдай, увидев нас, возмутился: "Зачем приехали?" Я объяснил ситуацию. А он: "Что мне Пырьев?" И хлопнул дверью. "Все, - думаю, - надо возвращаться". Но к Гайдаю приехали авторы сценария Морис Слободской и Яков Костюковский, послушали песню и сказали: "Лень, ну что ты... Такая мелодия хорошая!" Гайдай сдался.

- Он потом даже вставил эту песню в другой свой фильм...

- Ага. Помните, когда в "Бриллиантовой руке" милиционеры грузят пьяного в коляску, он напевает "Песенку о медведях". Кстати, ее там сам Гайдай исполнил.

- Легендарные "А нам все равно" и "Остров невезения" тоже долго писали?

- Запев для "А нам все равно" сделал довольно быстро, а вот припев почему-то не получался. Однажды я собирался к Гайдаю на "Мосфильм", брился электробритвой, и мне в голову пришла мелодия. Быстро сыграл ее на рояле, записал на магнитофон и показал Леониду Иовичу. Он послушал и сказал: "О-о-о! То, что надо!"

А песни "Остров невезения" изначально вообще не было в сценарии "Бриллиантовой руки". Леонид Дербенев принес мне стихи (это исключение, ведь в 99 случаях из ста сперва писали музыку, а уж потом создавали слова), и я написал мелодию. Повез Гайдаю, а он: "Песня отличная, но у меня нет метража, некуда ставить". Я говорю: "Поставь туда, где Миронов на палубе..."