Умер Дамо Судзуки, легенда Can

Умер Дамо Судзуки, вокалист-новатор, который был солистом группы Can с 1970 по 1973 год. Ему было 74 года.

Лучше всего его помнят за то, что он был вокалистом Can в некоторых их самых популярных релизов, включая Tago Mago 1971 года, Ege и Future Days 1973 года. Судзуки обладал новаторским и неповторимым подходом к пению, часто импровизируя партии, исполняемые в различных стилях и на разных языках (смесь, которую он называл «языком каменного века»).

Damo Suzuki
Damo Suzuki

«С большой печалью мы вынуждены сообщить о кончине нашего замечательного друга Дамо Сузуки 9 февраля 2024 года, — говорится в заявлении, опубликованном Джаном в Instagram. - Его безграничная творческая энергия затронула многих людей по всему миру, не только благодаря Джану, но и во время его сетевого тура, охватывающего весь континент. Нам навсегда будет не хватать доброй души и дерзкой улыбки Дамо».

Сузуки родился 16 января 1950 года в Кобе, Япония. Он начал свою музыкальную жизнь в восемь лет, когда ему подарили флейту. В конце 60-х он покинул Японию, чтобы путешествовать по миру, что привело его в Европу, где он путешествовал из страны в страну, используя свободное время для импровизационных выступлений в качестве уличного музыканта.

В конце концов, в начале 70-х годов, выступая в Мюнхене, Германия, Хольгер Чукай и Яки Либезайт из Can увидели одно из выступлений Сузуки. Уже ища кого-нибудь, кто заменит предыдущего вокалиста группы, Малкольма Муни, они пригласили Сузуки присоединиться к группе, и позже тем же вечером он выступил с ними на сцене.

После этого Сузуки стал постоянным участником Can и начал записываться с ними, в результате чего в 1970 году вышел альбом Soundtracks, в котором его вокал использовался в таких треках, как «Don't Turn the Light On, Leave Me Alone», «Mother Sky» и «Tango Whiskyman».

После этого Сузуки возглавил группу на альбоме 1971 года Tago Mago, который вывел их на более изобретательную, экспериментальную территорию, отмеченную его отличительной вокальной подачей и ритмичными импровизациями с джазовым влиянием. Развивая тенденции этого альбома, группа выпустила, пожалуй, свой самый известный альбом Ege Bamyasi 1972 года, в который вошли такие песни, как «Spoon», «Vitamin C», «I’m So Green» и другие.

В последующие годы Ege Bamyasi - и вся эпоха Судзуки в творчестве Джана - рассматривались как влиятельная веха в истории современной музыки. Альбом занял место во многих обзорах величайших альбомов 70-х, а в некоторых случаях и величайших альбомов всех времен. Многие песни использовали семплы и каверы, а группа Spoon даже получила свое название от одноименной песни.

Сузуки остался с Can для записи еще одного альбома Future Days 1973 года, на котором группа вышла на более эмбиентную территорию. Вскоре после ее прихода Сузуки покинул группу и ушел на 10-летний перерыв в музыке.

Вернувшись к выступлениям в 1983 году, Сузуки продолжил гастролировать и сотрудничать с широкой сетью артистов, позже названной «Сетью Дамо Сузуки». Как сольный исполнитель он записал множество альбомов, в том числе «Live at the Windmill Brixton» 2018 года с «Sound Carriers» при участии Black Midi.

В 2014 году у Сузуки диагностировали рак толстой кишки, и его борьба с этой болезнью стала темой документального фильма «Энергия» 2022 года.

В заявлении, опубликованном Джаном, сообщается, что подробности организации похорон будут позже, и оно заканчивается вдумчивой заметкой, относящейся к другим скончавшимся участникам группы:

«[Сузуки] присоединится к Михаэлю, Яки и Хольгеру для фантастического джема! - говорится в записке. - С большой любовью к своей семье и детям».