Альбина Шагимуратова

18/09/2022 - 00:48   Classic   Концерты
Традиционный концерт «Посвящение Евгению Светланову» Государственного академического симфонического оркестра России, носящего его имя, состоялся в день его рождения 6 сентября 2022 года в Большом зале Московской консерватории. За дирижёрским пультом стоял Дмитрий Юровский.

Начну с цитаты о П. Чайковском: «Так выразить беззаветную любовь юной четы, как это пропел, а не сочинил Чайковский в «Ромео», никому из композиторов не удалось», ‑ это слова Александра Глазунова. Можно было бы привести немало восторженных отзывов об этом удивительном «шекспировском» сочинении великого русского классика. Композитор предполагал написать оперу на этот сюжет, предложенный Балакиревым, но не сложилось. Иной жанр, в котором написана увертюра-фантазия для симфонического оркестра, которая создавалась в течение одиннадцати лет и стала одним из самых любимых созданий автора и одной из самых любимых концертных пьес. Не только любимых, но наиболее часто исполняемых с момента появления в 1880 году. Не случайно после премьерного исполнения увертюры-фантазии, встреченной с огромным успехом, даже сам Стасов назвал Чайковского шестым участником «Могучей кучки». Думается, это напоминание о великой пьесе великого композитора имело смысл сейчас вспомнить. Тем более после того, как оно справедливо было включено в программу концерта в Большом зале консерватории в день рождения дирижёра Светланова, которое он очень любил и часто играл. Вообще, надо сказать, что программа концерта памяти дирижёра была составлена очень удачно, ёмко и по-светлановски. Это касается всей программы, включая специально написанную к этому дню посвященную Светланову симфонию английского композитора Бенджамина Эллина, ставшую мировой премьерой.

Дмитрий Юровский
Дмитрий Юровский

Наш светлановский оркестр, нельзя не заметить, сейчас находится в очень хорошей форме. Каждое концертное обращение к нему талантливого дирижёра Дмитрия Юровского по-настоящему радует. Так было и на этот раз: сочинения очень разные (хотя, если говорить о двух из них, ‑ они близки, условно говоря, по «программам», вернее по мысли, по психологии, философии больших и серьёзных обобщений», мощном объеме). Звук красивый, я бы сказала сочный, радующая чистота звучания, которая очаровала буквально с первых фраз Чайковского во вступлении – в теме патера Лоренцо. Радовали все оркестровые группы и краски. Радовали эмоциональной точностью, тонкой психологической достоверностью, развитием внутреннего «сюжета», где все три главные темы возникают, забирая мысли и чувства слушателя. По большому счёту они емко говорят об обреченности любви Ромео и Джульетты (уже в теме семейной вражды Монтекки и Капулетти) сурового мрака Лоренцо и, наконец, пронзительно красивой и нежной темы (вернее образа) любви обречённой в той обстановке, в которой живут юные герои. Мрачная тема постепенно «вплывает» при поддержке виолончелей, большого, объемного звучания арф, из умного вкрапления струнных, всплеска флейт, напоминающем (хотим ли мы этого или нет) ту фразу, что звучит в вокальном варианте дуэта («Милый мой Ромео»), вновь становясь в подвижном, нервном движении, правда, несколько суховатом.

ГАСО им. Светланова
ГАСО им. Светланова

Искренний интерес вызвала Первая симфонии современного английского композитора Бенджамина Эллина. Сочинение написано с посвящением Светланову и во многом даже связано с внутренним движением светлановского симфонизма, с психологическими поворотами, даже, пожалуй, и мелосом – разным, непростым, очень выразительным, в чём-то и несколько «сюжетным».

Здесь, в симфонии, в четырёх её частя, тоже дышит, трепещет человеческая дорога жизни в развитии, поступи, смене настроений и чувств – от спокойного моря, покоя природы до страсти, огня, человеческого духа и огня в нём, и страшной катастрофы, безумного душевного смятения, сложных жизненных конфликтов. А при этом в блестящем вокале баритона Сергея Лейферкуса возникает лермонтовский «Парус». Он сосредоточил в себе основное движение переживания и мысли, что заложены в логическом движении каждой из четырёх частей этого глубокого и предельно эмоционального произведения, звучащего 35 минут и ярко, убедительно прочувствованное оркестром и Дм. Юровским.

Сергей Лейферкус
Сергей Лейферкус

Интересна инструментовка, звукопись которой очень хороша. А изысканность тутти с колоколами в первой части! Духовые во второй части – «ведут» взвинченность, отчаяние, нервотрёп. Очень красивое, звучание оркестра, но, может быть, излишне громка поступь этих самых духовых, напоминая тему нашествия из Седьмой симфонии Шостаковича. Очень хороша та самая нежная мелодия темы у баритона (Парус). Но в финальной части вновь с колоколами приходит тревога, что-то крушится, ломается. Нет, это не мятежность, которая «просит бури», а тревога, даже животный страх, ужас. Так кончается ярко сыгранное оркестром это любопытное сочинение. И нельзя не сказать о «Парусе» словами автора Эллина: «Внемузыкальной основой симфонии послужило замечательное, глубокомысленное стихотворение Лермонтова «Парус» ‑ одно из любимых литературных произведений маэстро Светланова. Хотя в соответствии с текстом этой поэтической миниатюры, фоном в сюжете симфонии являются жизненные конфликты и душевное смятение, её музыка предлагает всем нам взглянуть на себя в зеркало и ощутить истинную силу нашего духа, чтобы впредь преодолевать невозможное и двигаться вперёд». Это авторское приглашение умно реализует оркестр.

Апофеозом программы прозвучали рахманиновские «Колокола», которые всегда покоряют и своей красотой, и глубиной переживания, и силой страсти, и превосходной литературной основой – стихами Эдгара По в переводе Константина Бальмонта. Кстати Бальмонт для Рахманинова не случаен. Один из его вокальных шедевров – необыкновенно популярный романс «Островок» написан на его слова.

Михаил Агафонов
Михаил Агафонов

В «Колоколах» особенно сильно и смело звучит «дорога жизни». Легкий, полётный, изящный монолог тенора «Слышишь, сани мчатся в ряд» (Михаил Агафонов), «Слышишь, к свадьбе зов святой» (сопрано Альбина Шагимуратова), мрачный, благородный Похоронный слышен звон» (баритон Сергей Лейферкус). Колокола серебряные сменяют колокола медные…Колокола, колокола, удивительная оркестровка, где по-разному звучат разные колокола. Арфы, челеста, фанфары, трубы, тромбоны в первой части очень хороши, но, к сожалению, голос тенора, что звучит в этом инструментальном «цветнике», практически не слышен. Тембр изначально красивый, он временами перекрывался и хором. Мелодия мрачнеет, возникает какой-то волшебный сон, оцепенение мечты и… начинается вторая часть – сопрановая: жаль только, что нежная лирика несколько искажается обильным вибрато и очень наряжённым вокальным верхом. Стоит отметить, что при исполнении «Колоколов» с сопрано, как это замечено не только мной, постоянно не везёт…

Альбина Шагимуратова
Альбина Шагимуратова

Вот финальная часть была превосходна! Оно и понятно, когда поёт Лейферкус. Поразительной красоты голос и сила чувств, переживаний, высокого трагизма – хочется слушать и слушать без конца, а под конец с большим чувством сказать самые высокие слова о венчающей произведение возвышенной мелодии струнных…

Да, это была удачная, достойная встреча с посвящением маэстро Евгению Светланову, встреча с его любимой музыкой, которую так глубоко и искренно любит каждый из нас.

Наталья ЛАГИНА
Фото: Вера ЖУРАВЛЕВА

01/09/2020 - 02:38   Classic   Концерты
Юбилейный Х международный оперный фестиваль «Казанская осень» состоялся в формате грандиозного концерта у стен Дворца земледельцев в сопровождении Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан под управлением народного артиста Республики Татарстан и России Александра Сладковского.

Солистами стали певцы с мировыми именами: Альбина Шагимуратова, сопрано, солистка Мариинского театра, и Игорь Головатенко, баритон, солист Большого театра. С приветственным словом к зрителям обратилась Любовь Казарновская, она рассказала, что была солисткой самого первого фестиваля «Казанская осень» 10 лет назад.

Фестиваль «Казанская осень 2020»
Фестиваль «Казанская осень 2020»

Перед началом концерта, который в прямом эфире транслировался в YouTube, прошла презентация бокс-сета «Чайковский-2020» госоркестра п/у Сладковского, в который вошли все симфонии и инструментальные концерты великого композитора. Зрителям был представлен видеоролик с фотографиями солистов и моментами записи дисков.

Логичным продолжением этой темы было исполнение сочинений Чайковского. Оркестр под управлением Александра Сладковского начал с «Итальянского каприччио» П.И. Чайковского. В оркестровой части концерта прозвучали увертюры к операм «Сила судьбы» и «Сицилийская вечерня» Дж. Верди, к оперетте «Лёгкая кавалерия» Зуппе. Ярко проявилась индивидуальность маэстро Александра Сладковского как лидера этого грандиозного музыкального действа, как музыканта, тонко понимающего и умеющего передать суть. Стоит отметить чуткое взаимопонимание оркестра и дирижёра.

Александр Сладковский и оркестр
Александр Сладковский и оркестр

На сцену вышел баритон Игорь Головатенко, и зазвучала ария Елецкого из оперы «Пиковая дама» П.И. Чайковского. Исполнение поразило мощным, глубоким баритоном, чёткой фразировкой. Певец максимально погружается в музыкальный материал, уводя слушателей в мир глубоких переживаний. Об этом качестве певца напомнила проникновенная ария Ренато из оперы «Бал-маскарад» Дж. Верди.

Затем на сцену вышла сопрано Альбина Шагимуратова в изумрудного цвета шёлковом платье и с белой меховой накидкой на плечах. В болеро из оперы «Сицилийская вечерня» Верди голос певицы поразил чистотой звучания, невероятным объёмом, техническим совершенством, полетностью.

Альбина Шагимуратова, Александр Сладковский и Игорь Головатенко
Альбина Шагимуратова, Александр Сладковский и Игорь Головатенко

Стало понятно, что певческая программа удивит ещё не раз. Так оно и случилось при исполнении знаменитого дуэта Джильды и Риголетто из оперы «Риголетто» Верди. И вокальное совершенство, и глубокая драматическая трактовка. А вскоре изысканно изящно, с чувством стиля солисты исполнили дуэт из оперетты «Весёлая вдова» Франца Легара. Высочайшей уровень мастерства.

Альбина Шагимуратова, Александр Сладковский и Игорь Головатенко
Альбина Шагимуратова, Александр Сладковский и Игорь Головатенко

Удивительным образом в программе этого концерта переплелись культуры Европы, России и Татарстана. Звучно, роскошно прозвучали знаменитые итальянские песни «Вернись в Сорренто» (Головатенко) и «Не забывай меня» (Шагимуратова), испанская сарсуэла Amor, vida de mi vida. Прозвучало несколько произведений татарского классика Назиба Жиганова — пляска «Райхан», оркестровая пьеса «Уфа-Челябинск» и ария Алтынчэч из одноимённой оперы в исполнении Шагимуратовой, она же спела на татарском романс «Не улетай, соловей» Рустема Яхина. Разумеется, прозвучала и визитная карточка оркестра - «Стан Тамерлана» Александра Чайковского, изящная и при этом зажигательная с обилием перкуссий и криками музыкантов «Алга! Алга!» на коде. А вскоре зрители услышали романс «Соловей» Алябьева и вальс Ядвиги из оперетты «Робинзон Крузо» Оффенбаха в виртуозной вокальной интерпретации Альбины Шагимуратовой.

Завершил программу своим хитом «Мин яратам сине, Татарстан» под салют в ночном небе популярный эстрадный певец Салават Фатхетдинов.

Людмила КРАСНОВА

10/01/2018 - 07:57   Classic   Концерты
Московский Международный Дом музыки был построен в 2002 году по инициативе мэра Москвы Юрия Лужкова и прославленного музыканта, скрипача и дирижера Владимира Спивакова на средства Московского Правительства.

На карте столицы выбрали очень красивое место — Красные холмы. Десятиэтажное здание органично вписалось в ландшафт и стало главным элементом большого архитектурного ансамбля на Космодамианской набережной Москвы-реки, откуда открывается прекрасный вид на древний Новоспасский монастырь. Купол Дома музыки венчает эмблема в виде скрипичного ключа-флюгера высотой в 9, 5 метров (автор – Зураб Церетели). Свой первый сезон Московский Международный Дом музыки (ММДМ) открыл в октябре 2003 года и сразу зарекомендовал себя как престижная театрально-концертная площадка.

Владимир Спиваков
Владимир Спиваков

Сегодня это самостоятельное продюсерское объединение, организующее выступления российских и зарубежных оркестров, камерных ансамблей, солистов-инструменталистов, артистов оперы и балета, театральных, джазовых, эстрадных, фольклорных коллективов, которые проводятся в трех залах комплекса - Светлановском, Камерном и Театральном. Здесь же проходят спектакли, творческие вечера, крупные международные формы, конференции, фестивали, презентации, праздничные шоу и корпоративные встречи.

Дом музыки является резиденцией Национального филармонического оркестра России, Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы», Симфонического оркестра Москвы «Русская филармония» и Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова. В инфраструктуру ММДМ входят также студия звукозаписи с репетиционным залом, аудио-видео-комплекс с разветвленной системой коммутаций, разработанной по европейским стандартам, выставочный зал, банкетный зал «Аллегро». Президент Дома музыки – народный артист СССР Владимир Спиваков, генеральный директор - Сергей Тимощук.

Юбилей Дома музыки решили отметить праздничным гала-концертом, в который вошли самые различные музыкальные жанры - от строгой классики до джазовых сочинений. В первом отделении играл Камерный оркестр «Виртуозы Москвы», во втором – Национальный филармонический оркестр России, оба отделения провел Владимир Спиваков.

Владимир Спиваков и Шио Окуи
Владимир Спиваков и Шио Окуи

Начал вечер великий Моцарт – Andante из Двадцать первого концерта для фортепиано с оркестром прозвучало в исполнении юной японки Шио Окуи. Она начала свое образование в Школе Цукудадзимы в Токио в классе Елены Ашкенази, продолжила его с января 2017г. у нее же в ЦМШ, а в сентябре в связи с кончиной Елены Давидовны перешла в класс Валерия Пясецкого. Стипендиат Фонда Владимира Спивакова Шио Окуи с восьми лет начала выступать с ведущими оркестрами России, участвовать в престижных российских фестивалях. Она лауреат многих престижных конкурсов в России и за рубежом. Это немудрено, юная пианистка очень талантлива и музыкальна. Моцарт безусловно ее композитор, его Andante покорило лиричностью, пластичностью и одухотворенностью игры Шио Окуи. А как трогательно ее поздравление: «Я желаю, чтобы Дом музыки был полон счастья, улыбок и прекрасной музыки всегда!»

Порадовала и молодая скрипачка из Германии Клара-Джуми Кан, которая для своего выступления выбрала сложнейшее сочинение Пабло де Сарасате «Цыганские напевы» для скрипки с оркестром и блестяще справилась с ним, проявив безупречную техничность, яркую виртуозность и необходимую одухотворенность. «Виртуозы Москвы» красиво и выразительно сыграли «Чакону» Л. Боккерини.

Анна Аглатова и Владимир Спиваков
Анна Аглатова и Владимир Спиваков

Конечно же, все слушатели ждали певцов, зная о сотрудничестве Владимира Спивакова с мировыми звездами вокала. Но первый же представитель Франции бас Николя Куржаль разочаровал. Да и бас ли он? Если бас, то сугубо характерный с некрасивым тембром. Спел он арию Дона Базилио из «Севильского Цирюльника» Россини и Куплеты Мефистофеля из «Фауста» Гуно абсолютно одинаково, скучно и невыразительно. Положение спасла солистка Большого театра Анна Аглатова, сразу же задав высокий уровень вокального музицирования. Анна представила арию Джудитты из одноименной оперетты венгерского композитора Ференца Легара. Голос свободно летел в зал, очаровывая красотой тембра, массой вокальных красок и заразительностью. Затем выступили Альбина Шагимуратова и Василий Ладюк, исполнившие всем известные и любимые арии Розины и Фигаро из «Севильского цирюльника, а также болгарский тенор Дмитрий Попов с арией Хозе из «Кармен» Бизе.

Василий Ладюк и Владимир Спиваков
Василий Ладюк и Владимир Спиваков

Неожиданным и прекрасным был финал праздничного вечера, отославший слушателей к джазу. На юбилей приехала джазовая вокалистка из Франции Анна Кова. Она закончила Парижскую консерваторию, где обучалась игре на фортепиано, а также танцу и вокалу, овладевая классической и современной хореографией, а также хип-хопом. Вокальное мастерство Кова совершенствовала в престижном колледже Беркли в Бостоне, где обучалась разным техникам пения. Ее голос обрел глубину и контрастность, а сама Анна превратилась в самобытную джазовую певицу, каждый раз уводя слушателей в заоблачные высоты джазовых импровизаций, украшая их пластикой современной хореографии и уделяя особое внимание тексту. Москвичей французская артистка познакомила и заворожила своими импровизациями «Верь в себя» и «Спасибо» в оркестровке Игоря Холопова.

Анна Кова и Владимир Спиваков
Анна Кова и Владимир Спиваков

Затем наступило массовое джазовое пиршество, которое нам подарили Национальный Филармонический оркестр России, ведомый уверенной «джазовой» рукой Владимира Спивакова, и блистательные солисты: трубач оркестра Вадим Эйленкриг, известнейшая саксофонистка из США Грейс Келли и один из лучших в мире джазовых барабанщиков, родоначальник стиля фьюжн Билли Кобэм, представитель США и Швейцарии, где живет последние 25 лет.

Вадим Эйленкриг и Грейс Келли
Вадим Эйленкриг и Грейс Келли

Они исполнили фрагменты фантазии Вадима Эйленкрига и Игоря Кадомцева «Открытки из Нового Орлеана» на темы «золотого века джаза». Каждый солист поражал высочайшим профессионализмом и яркой индивидуальностью, самобытностью и обаятельностью стиля и энергетикой, подчиняющей себе огромный Светлановский зал. Вместе же с оркестром и маэстро Спиваковым исполнители дарили праздник, который навсегда останется в сердце и душе каждого слушателя и каждого участника того вечера.

Закончить статью хочется словами Билли Кобэма: «Для меня огромное удовольствие и честь поздравить выдающуюся концертную площадку, Московский международный Дом музыки, с 15-летием. Выступать здесь совместно с маэстро Владимиром Спиваковым и Национальным филармоническим оркестром – мой скромный вклад в этот столь особенный праздник».

Елизавета ДЮКИНА

13/09/2017 - 16:16   Classic   Концерты
В Большом зале Московской консерватории прошел Гала-концерт «Шедевры мировой оперы», посвященный 85-летию одного из старейших российских дирижеров Владимира Ивановича Федосеева.

Юбиляр сам стоял за пультом своего Большого симфонического оркестра, прославленного БСО им. П. И. Чайковского, который он возглавляет с 1974 года. Программа была большой, истинно театральной, и включала в себя не только арии и дуэты, но и оркестровые и хоровые оперные фрагменты. В вечере принимали участие замечательный коллектив «Мастера хорового пения» под руководством Льва Конторовича и четверо солистов.

Владимир Федосеев и солисты

Были только российские звезды оперной сцены, которые успешно выступают и за рубежом. Баритон Василий Ладюк, тенор Алексей Татаринцев — солисты «Новой оперы», сопрано Альбина Шагимуратова в основном поет за рубежом, а также на родной сцене Татарского театра оперы и балета им. М. Джалиля. Все трое - приглашенные солисты Большого театра. Меццо-сопрано Агунда Кулаева — солистка Большого театра. Программа была составлена очень красиво и разнообразно, что позволило раскрыть их не только вокальное, но и несомненное актерское дарование. В первом отделении исполнялась русская музыка — Римский-Корсаков, Глинка, Бородин. Во втором зарубежная — Верди, Беллини, Масканьи, Доницетти, Массне, Делиб, Бизе, Россини.

Владимир Федосеев

Открыло Гала-концерт Вступление к опере Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» «Похвала пустыне», масштабно и выразительно сыгранное БСО под управлением Владимира Федосеева. Были прослежены основные идеи, которые затем получат свое развитие в опере-сказании.

Первой на сцену вышла Альбина Шагимуратова —прозвучала ария Снегурочки из Пролога одноименной оперы-сказки Римского-Корсакова. Продолжая русскую тему, певица исполнила каватину Людмилы из оперы Глинки «Руслан и Людмила». Эту партию Альбина роскошно пела на премьере оперы на открытии Исторической сцены Большого театра после продолжительного ремонта. Шагимуратова нашла массу очаровательных нюансов в вокальном материале партии Людмилы. Восхищали красота тембра ее голоса и стремительность и чистота колоратур. Сейчас краски этой каватины несколько потускнели. Это и понятно. Опера Глинки давно не идет в театре, она выпала и из репертуара певицы, тем более, что сейчас Альбина значительно чаще поет зарубежную оперу. На московском концерте она блистала во втором отделении. Но об этом несколько позже.

Для первого отделения Василий Ладюк выбрал арию Грязного и дуэт Любаши и Грязного из первого действия оперы Римского-Корсакова «Царская невеста». Изначально Ладюк замечательный лирический баритон с красивейшим тембром и замечательной кантиленой, яркой эмоциональностью и актерской харизмой. Что же касается партий драматического баритона, то далеко не все они подходят для его голоса, особенно в русском репертуаре. Именно Грязной и не покорился Ладюку. Зачем насиловать свой голос? Ничего хорошего из этого не получается. Результат один — натужное и крикливое пение, потеря объема и красивого тембра, что певец и продемонстрировал в арии Григория Грязного. А в дуэте его даже не всегда было слышно.

Безусловно, в русском отделении более удачливыми оказались двое других певцов - Агунда Кулаева и Алексей Татаринцев. Кулаева с настоящим русским насыщенным красивым меццо-сопрано справедливо считается лучшей исполнительницей партии Любаши в «Царской невесте» в Большом театре. У нее все прозвучало: и дуэт, и прежде всего ария Любаши из второго действия «Царской невесты», спетая без мелодраматического надрыва, но с глубинным трагизмом несчастной любовницы Грязного. По-настоящему радовал Алексей Татаринцев, который успешно побеждает свой страх перед верхним регистром. Теперь его голос легко идет наверх, при этом восстанавливается тембральная красота тенора. Очень достойно прозвучала у Алексея сложнейшая каватина Владимира Игоревича из второго акта «Князя Игоря» Бородина. Очень радостным, светлый и «влюбленным» получился у него и Агунды дуэт Владимира Игоревича и Кончаковны с изумительным piano в финале.

Участники концерта

Второе отделение выглядело более гармоничным, легче, точнее и ярче пелось. Мало звучит в наших театрах сегодня русских опер. Если они и есть в репертуаре, то больше Чайковского, «Борис Годунов» Мусоргского, но из наследия Римского-Корсакова две-три оперы, не более, а уж про Даргомыжского, Направника, Рахманинова, Серова, Рубинштейна и вообще забыли. Так скоро и разучатся российские вокалисты петь свою русскую оперу...

Альбина Шагимуратова была хороша во всех трех дуэтах. В дуэте Адины и Неморино из оперы Доницетти «Любовный напиток» ее партнером был Алексей Татаринцев, легкий, подвижный, забавный. Очень красиво прозвучал романтический дуэт Лакме и Маллики из оперы Делиба «Лакме» у А. Шагимуратова и Агунды Кулаевой. В третьем дуэте Шагимуратова пела с Ладюком. Плутовка Розина и пройдоха Фигаро из «Севильского цирюльника» Россини были так зажигательны, естественны, гармоничны, пластичны и так мастерски плели изящные вокальные кружева, что зал устроил их авторам более чем заслуженную овацию. Подлинным же шедевром у Альбины стала знаменитая ария Нормы из оперы Беллини. Пока партии целиком у певицы нет. Она выучила только арию, но как спела ее! Красивейшая кантилена и яркое вокальное наполнение снискали Шагимуратовой заслуженный успех. Уже ясно, что рождается настоящая исполнительница этой великой партии.

Алексей Татаринцев и Альбина Шагимуратова
Василий Ладюк и Альбина Шагимуратова

Более благополучным было выступление Василия Ладюка во втором отделении. Он точнее подобрал зарубежный репертуар. Это и ария короля Альфонсо из второго действия «Фаворитки» Доницетти и дуэт Зурги и Надира из оперы Бизе «Искатели жемчуга», который он исполнил с Алексеем Татаринцевым, и конечно его искрометный Фигаро.

Василий Ладюк и Алексей Татаринцев
Василий Ладюк и Алексей Татаринцев

Романтично-поэтическую окраску получило у Татаринцева ариозо Вертера из оперы Массне. Очень серьезную заявку предъявила Кулаева, исполнив арию Сантуццы из «Сельской чести» Масканьи. Ее яркое и выразительное меццо-сопрано словно создано для этой партии. Очень ценно, что артистка никому не подражала, а предложила свое прочтение трагической судьбы страдающей Сантуццы.

Не все получилось у оркестра и «Мастеров хорового пения». Если оркестр был интересен и убедителен в «Похвале пустыне», то в Половецких плясках из «Князя Игоря» Бородина, которыми заканчивали первое русское отделение, не сложился ансамбль оркестра и хора. Слишком громко звучали ударные и медные инструменты, заглушая хор, а несбалансированность звучания и сбои ритма приводили к явно заметным расхождениям этих коллективов. Но были и моменты баланса, и тогда можно было наслаждаться пением хора, особенно его красивой сопрановой группы. Явно не хватило репетиционного времени на это сложное произведение Бородина.

К счастью, ничего подобного не наблюдалось в зарубежном отделении. Торжественно прозвучал Триумфальный марш из «Аиды» Верди при полном балансе оркестра и хора, а оркестровое Интермеццо из «Сельской чести» Масканьи было наполнено удивительной проникновенностью. На «бис» БСО и певцы подготовили квартет из последнего действия оперы Верди «Риголетто». Ладюк- Риголетто, Шагимуратова – Джильда, Герцог- Татаринцев, Маддалена – Кулаева. Точная выстроенность вокальных партий и их гармоничный союз с оркестром дали возможность закончить вечер на высокой ноте. Несмотря на ряд огрехов, юбилейный гала-концерт «Шедевры мировой оперы» оставил очень приятное впечатление и радостное настроение мастерством БСО под управлением юбиляра Владимира Федосеева, «Мастеров хорового пения» п\у Льва Конторовича и талантом молодых российских оперных певцов.

Алексей Татаринцев, Альбина Шагимуратова, Агунда Кулаева, Василий Ладюк
Алексей Татаринцев, Альбина Шагимуратова, Агунда Кулаева, Василий Ладюк

Елизавета ДЮКИНА
Фото: Елена КОРОЛЕВА-ВОЛОЧКОВА

08/04/2016 - 04:02   Classic   Концерты
В Москву пришла весна, а вместе с ней и музыкальный праздник — VII Международный фестиваль Мстислава Ростроповича.

Его организаторы - Министерство культуры России, Правительство Москвы и Фонд культурных и гуманитарных программ М. Л. Ростроповича. Художественный руководитель Фестиваля - Президент Фонда Ольга Ростропович.

В этом году фестиваль был посвящен Галине Павловне Вишневской, певице и музе Мстислава Ростроповича. По традиции, музыкальный праздник открылся 27 марта в день рождения маэстро. В Большом зале Московской консерватории прозвучал «Реквием» Моцарта, одно из любимейших произведений Галины Вишневской и Мстислава Ростроповича. Его исполнили Российский национальный оркестр (худрук и гл. дирижер Михаил Плетнев) и Государственная хоровая капелла России им. А. Юрлова (художественный руководитель Геннадий Дмитряк). Провел «Реквием» итальянский дирижер Массимо Дзанетти.

27 марта. Открытие Фестиваля. Реквием Моцарта. Дирижер Массимо Дзанетти. Фото Александра Курова.
27 марта. Открытие Фестиваля. Реквием Моцарта. Дирижер Массимо Дзанетти. Фото Александра Курова.

Планировалось, что все солисты будут зарубежными. Но заболела сопрано Барбара Фриттоли. Ее заменила наша соотечественница Альбина Шагимуратова. Ее красивейший голос в самом начале «Реквиема» придал сочинению великого австрийца божественную одухотворенность и просветленность. Великолепный бас-баритон итальянца Ильдебрандо Д,Арканджело, его музыкальность и психологическая глубина очень подошли к музыке Моцарта. Достойно выступила Капелла им. Юрлова, которой тоже близка моцартовская стилистика. А вот маэстро Дзанетти, как он сам говорил в интервью, привычнее исполнять «Реквием» Верди. К «Реквиему» Моцарта он относится несколько настороженно. Боясь обвинений в сентиментальности, он несколько убыстрил темпы, появилась поспешность, и снизилось божественное звучание, что особенно чувствовалось при исполнении Lacrimosa. Дирижер заметно волновался, впервые приехав в Россию, да и «Реквием» Моцарта не часто бывает в его репертуаре. Ему захотелось вернуться в Россию и продирижировать итальянской оперой. Но, несмотря на отдельные недостатки, которые далеко не всеми были услышаны, на открытии в Большом зале консерватории царила праздничная атмосфера и приподнятое настроение, что более чем справедливо.

27 марта. Открытие Фестиваля. Реквием Моцарта. Фото Александра Курова.
27 марта. Открытие Фестиваля. Реквием Моцарта. Фото Александра Курова.

Пригласив на фестиваль французского пианиста Люка Дебарга, Ольга Ростропович сделала настоящий подарок москвичам. На прошлом Конкурсе им. Чайковского пианист завоевал четвертую премию и очень полюбился московским меломанам. У молодого талантливого музыканта красивый звук, достаточно виртуозности, масса обаяния и свой часто нетрадиционный подход к исполнению мировой классики. Токкату c-moll Баха он начал традиционно, но затем прибавил темп и закончил ее как быструю веселую пьесу. Непохожей на себя была у пианиста и Фантазия c-moll Моцарта. Зато замечательно сыграл Дебарг Балладу №4 Шопена. Удалась ему и не простая Соната h-moll Листа. Люка был щедр на «бисы». С удовольствием играл французскую музыку: Баркаролу Форе и «Ундину» Равеля. И Скарлатти получился у него выразительным и изящным. Восторгу слушателей не было предела.

Одним из событий Фестиваля стало концертное исполнение оперы Верди «Аида». «Партия Аиды занимает особое место в моем оперном репертуаре. С нею я была принята в Большой театр, с нею я впервые появилась на оперной сцене за границей. Постановку «Аиды» в Большом театре я считаю лучшей из всех, в которых я участвовала», — писала Галина Павловна. Действительно, певица была великолепна в этой роли. Ее Аида была хрупкой и сильной духом, влюбленной и верной своему избраннику Радамесу. Счастливой умирала в его объятиях в страшном каменном склепе.

Концертную версию «Аиды» в Зале им. Чайковского представил знаменитый дирижер Зубин Мета с хором и Симфоническим оркестром Maggio Musicale Fiorentinо. Он же и подбирал певцов, с которыми ранее записал «Аиду» на компакт-диск. Но и здесь случилась замена. Вместо тенора Фабио Сартори партию Радамеса исполнил американец Грегори Кунде. Зубина Мету хорошо знают и любят в Москве. С нетерпением ждут встречи. И на этот раз слушатели не ошиблись в своих ожиданиях. Оркестр и хор звучали великолепно, можно сказать эталонно. Им одинаково удались и масштабные сцены, и более камерные, лирические. Лучшей у мужской группы хора была сцена «Судилища». Зубин Мета был сверхчутким партнером певцов, при этом давая возможность яркого эмоционального высказывания оркестру и хору.

30 марта Концертное исполнение «Аиды». Зубин Мета и солисты. Фото Александра Курова.
30 марта Концертное исполнение «Аиды». Зубин Мета и солисты. Фото Александра Курова.

В трудном положении оказался американский тенор Грегори Кунде, которому пришлось в срочном порядке войти в уже сложившийся коллектив певцов. Наверное, поэтому он был скованным в первой части спектакля, невыразительно спел знаменитую арию Радамеса «Милая Аида». Но постепенно Кунде освоился, раскрепостился. К счастью, у него сложился дуэт с исполнительницей партии Аиды Марией Хосе Сири. Они ярко и убедительно и в вокальном, и актерском плане провели сцену на берегу Нила и захватили лирической доминантой в заключительной сцене прощания героев с жизнью. Естественно, в зале раздались овации в адрес всех исполнителей оперы Верди во главе с дирижером.

Выступил на фестивале и Владимир Юровский со своим Лондонским филармоническим оркестром. Один из наиболее ярких и востребованных дирижеров современности, Юровский старается играть в России малознакомый слушателям симфонический репертуар. На этот раз он привез в Москву сочинения Эдуарда Элгара и Александра фон Цемлинского. В первом отделении российский скрипач Борис Бровцын, который постоянно живет в Лондоне и выступает по всему миру, исполнил в сопровождении оркестра Скрипичный концерт Эдуарда Элгара. Трудный для восприятия концерт английского композитора Борис Бровцын сыграл замечательно, легко обходя подводные рифы его музыки. Публика восторженно приняла музыканта, но он игнорировал ее просьбу сыграть соло на «бис».

2 апреля. Концерт Лондонского Филармонического оркестра. Дирижер Владимир Владимир Юровский. Скрипач Борис Бровцын. Фото Александра Гайдука.
2 апреля. Концерт Лондонского Филармонического оркестра. Дирижер Владимир Владимир Юровский. Скрипач Борис Бровцын. Фото Александра Гайдука.

Второе отделение было отдано удивительному сочинению австрийского композитора Александра фон Цемлинского — симфонической фантазии «Русалочка» по одноименной сказке Ганса Христиана Андерсена. Фантазия, сочиненная Цемлинским в 1903году, имеет свою историю. В эти годы композитор влюбился в свою ученицу 18-летнюю Альму Шиндлер, но она вышла замуж за другого композитора Густава Малера. Для Цемлинского это был крах всех надежд. Он пишет «Русалочку», которая влюбилась в Принца и погибла в морских волнах, имея в виду собственную любовную историю. Это постромантическая музыка, полная красоты, любви и страданий. Лондонский оркестр п\у Владимира Юровского творил чудеса, раскрывая изысканные гармонии, тембральные краски музыки Цемлинского, ее «живописный» язык. Завороженные слушатели устроили Владимиру Юровскую и оркестру восторженную овацию. Чувствуя эмоциональный настрой публики, оркестр сыграл очаровательную пьесу Э. Элгара «Привет любви».

Каждый год в рамках фестиваля проходят концерты и в Петербурге. В этом году сначала во Дворце молодежи Кронштадта, где родилась Галина Павловна, был дан концерт силами солистов Центра оперного пения Галины Вишневской. В программу вошли арии и сцены из опер и романсовая лирика. Партия фортепиано — Анна Ситникова. На другой день в Петербургском Эрмитажном театре Центр показал один из лучших своих спектаклей «Паяцы» Р. Леонкавалло в постановке Ивана Поповски и оформлении Андрея Климова. Спектакль шел в сопровождении оркестра Центра п/у Александра Соловьева и при участии его выпускников и студентов. В главных партиях были заняты: Сергей Поляков — Канио, Нестан Мебония — Недда, Александр Алиев — Тонио, Станислав Ли — Сильвио и др.

Завершил фестиваль в Большом зале Московской консерватории Филармонический оркестр Радио Франции. Ныне его главным дирижером стал Микко Франк, а Мюнг-Вун Чунг, бывший руководитель, назначен почетным главным дирижером оркестра и провел его выступление на фестивале Мстислава Ростроповича в качестве дирижера и солиста. В первом отделении оркестр сыграл Тройной концерт Людвига ван Бетховена. Солисты: Мюнг-Вун Чунг (фортепиано), Светлин Русев (скрипка) и Эрик Левьонуа (виолончель). Во втором отделении была исполнена Симфония № 1 «Титан» Густава Малера.

Елизавета ДЮКИНА, «Новости музыки NEWSmuz.com»