BBC Proms

20/09/2022 - 01:06   Classic   Концерты
В этом году на BBC Proms очень много играли религиозную музыку. Мессы собирали всегда огромнейшую аудиторию, и эмоциональную реакцию зала в конце, со слезами в глазах. Зрители, слушатели - тогда мне показалось - продолжали оплакивать своих близких, умерших во время пандемии. 19 сентября Великобритания проводила в последний путь Ее Королевское Величество. Страна плачет...

Каждый раз исполнение Второй симфонии Малера «Воскресение» на концертах BBC Proms, резонирующее под уникальным куполом Альберт-Холла, вызывает особое эмоциональное напряжение и волнение, что очень хорошо известно завсегдатаям этого фестиваля, поэтому совсем неудивительно, что Альберт Холл был переполнен. Аншлаг в этот вечер был запрограммирован.

Исполнение Второй симфонии Малера «Воскресение»
Исполнение Второй симфонии Малера «Воскресение»

Дирижера сэра Саймона Рэттл, руководившего Лондонским симфоническим оркестром и объединенными хорами Лондонского и Симфонического оркестра Бирмингема, публика готова была бы «носить на руках», если бы только не была воспитана иначе. Такой мощный экстаз более чем пятитысячного зала происходит не часто - шквал аплодисментов, не затихающий следующие десять минут, просто захлестнул холл.

Как бы ни был захватывающим финал «Воскресения», но то, что происходит в первых четырех частях, предшествующих ему, позволило дирижеру продемонстрировать свой почерк.

Саймон Рэттл подготовил нас к эпическому духовному путешествию. В первом траурном марше его поступь была не тяжелой и мрачной, но быстрой и несентиментальный. Тем не менее, лирические эпизоды, с которыми сопоставлялись эти элегические мотивы, были переданы изумительно, сам Малер говорил об этом музыкальном моменте, как об образах давно умершего «часа счастья», проникающего в душу подобно солнечному лучу. Задумчивые размышления - сладчайшие из печальных.

Вторая часть приводит нас в совершенно другой музыкальный мир, основную мелодию ведут струнные инструменты, и это – нежная симфоническая интерпретация изысканного городского вальса.

Третья часть - скерцо – это сдержанная динамика и настороженное спокойствие, подчёркиваемое жуткими ударами барабанов. Скрипки ведут мелодию-проповедь из раннего Малера, но как только она заканчивается, оркестр начинает безжалостный танец смерти, ведущими к кульминации.

Саймон Рэттл
Саймон Рэттл

Позже присоединились трубы, готовя нас к полномасштабному «взрыву» всего оркестра, который Малер назвал «криком отвращения», с последовательным, постепенным сворачиваем к последнему удару гонга и тишине. И затем – мистическая аура четвертой части Урлихта, озвученная меццо-сопрано Сарой Коннолли.

Финал Im Tempo des Scherzo дирижер провел безошибочно, позволив нам насладиться закулисной медью, дрожью матовых тарелок, катастрофической барабанной дробью (исходящей одновременно со сцены и галереи). Огромное звучание массированной перкуссии. 300 певчих терпеливо ожидали в течение семидесяти пяти минут пять минут своей славы, дав сопрано Луиза Алдер воспарить до небес – со строками гимна Клопштока; оркестр, орган и объединенные хоры воссоединились в едином звучании, утверждая самое важное и необходимое всем нам - веру в саму жизнь, веру в новую жизнь.

Воскресение из мертвых... Вторая симфония Малера затрагивает вечную тему - смысл человеческой жизни, ответ на который всю жизнь искал мой отец. Борясь с сомнениями и вопросами человеческого предназначения, счастья и смерти, Малер предлагает человечеству необычайное утешение в своих последних двух частях, завершаясь восторженным утверждением веры: «Я воспарю вверх, я умру, чтобы жить».

Мне так повезло в тот вечер, я оказалась по соседству с оркестром, а наблюдать за музыкантами – это было отдельное удовольствие.

Английский дирижер Джон Элиот Гардинер со своим хором Монтеверди, английскими барочными солистами и певцами мирового класса и оркестром исполнил на BBC Prom 66 причудливый шедевр «Торжественная месса» Бетховена, к написанию которой композитор приступил после тщательного изучения духовной музыки своих предшественников – База, Генделя, Гайдна и в которой нашла отражение его страстная вера в Слово Римско-католической церкви.

Его Missa Solemnis и сегодня продолжает бросать вызов певцам и музыкантам – на выносливость и технику исполнения, поскольку Бетховен создал гибридное творение по композиционным меркам традиционной мессы, одновременно раздвинув границы и выразительность диапазона, в результате чего появилось великолепное творение – неповторимое, его собственное. Чтобы любить, за исключением безмятежного потока Бенедикта, ведомого соло-скрипкой.

Эти полные хоровые всплески в «Глории» и «Кредо» могут, кажется, длиться вечно (и они ужасно нагружают голос, как я знаю по опыту). Но не тогда, когда можно накрутить такой темп, что с ним справится только профессиональный хор из ограниченного числа человек (все закончилось за 80 минут). Этот сезон выпускных вечеров запомнится, среди прочего, возвращением к большим собраниям хоров — особенно в симфонии «Воскресение» Малера и в «Сне Геронтия» Элгара — и все же это, несомненно, было освежающим, чтобы иметь эту далеко не тихую, но очень сфокусированную коду, похожие на трубу теноры, особенно являющиеся активом, который вы обычно не получаете в любительских хорах. Если Бетховен не всегда трогает всех нас на духовном уровне — возможно, сравнения с мессой си-минор Баха или Реквиемом Верди несправедливы, — в его фактурах есть постоянное очарование. Эффекты светотени всегда были фирменным знаком Gardiner, учитывая особый тембр старинных инструментов, в то время как бесклапанные валторны, трубы и тромбоны придают особый пыл.

Людмила ЯБЛОКОВА
Фото Сris Сhristodulou

Быстрый поиск:
18/09/2022 - 01:19   Classic   Концерты
Дирижер Сакари Орамо, начавший свою музыкальную карьеру как виолончелист и много лет проработавший концерт-мастером Финского Радио Симфонического оркестра, связан с Би би Си Промс с 1999 года.

Он удостаивался чести открыть концерты этого популярного летнего фестиваля в Лондоне и играть на закрытии в прошлом году – двойная честь! Но только этим летом BBC Proms выходит на доковидный уровень.

Сакари Орамо открыл свой вечер «Ноктюрном» Дебюсси, и его исполнение отличалось утонченностью, изощренным описанием каждого момента. Технически - чисто исполненный, сыгранный со скрупулезной ясностью, с разумной скоростью; дирижер позволял напряжению постепенно накапливаться, не теряя импульса музыки. Морской пейзаж Дебюсси приливал и отливал чувственной прохладной и кристальной красотой. Орамо безошибочно уловил все нюансы этой музыки.

Дирижер Сакари Орамо
Дирижер Сакари Орамо

После антракта слушателям была представлена женщина-композитор Этель Смит (1858 -1944 гг), первая в Англии, удостоившаяся такой чести. В этот вечер играли ее «Мессу» в ре мажор, написанную в 1891 году, премьера которой состоялась в этом же здании, в Альберт Холле два года спустя, но на концертах BBC Proms эта вещь сегодня была исполнена впервые.

Этель Смит начала создавать свое творение в 1889 году после десяти лет жизни в Германии, поэтому не удивительно, что месса написана в европейских традициях, которая через Брамса восходит к «Торжественной мессе» Бетховена, и в той же тональности.

Сакари Орамо - давний поклонник Этель Смит, ранее он уже дирижировал мессу Этель в Лондоне, и концерт, и исполнение произвели большое впечатление на публику. Успех повторился и в наш вечер.

Месса ре мажор состоит из шести музыкальных частей, и если во вступительной части - Kyrie - можно было бы услышать мотивы Брамса и Бетховена, то заключительная Gloria содержала может быть самые привлекательные инновации и сокрушительный, величественный - при поддержке органа - финал и с заключительным «Аминь!, все завершающим.

Но эмоциональное ядро исходит от хора, пение которого было великолепным - по весомости, атаке и тщательной динамической штриховке. В Sanctus, Benedictus и Agnus Dei композитор предложила арии для меццо, сопрано (Нардус Уильямс) и тенора (Роберт Мюррей). Бас Божидар Смильянич отлично справился с тем небольшим количеством вещей, которое дает ему Смит. Но блистала британское меццо-сопрано Бетан Лэнгфорд, она была прекрасна.

В конце концов, что бы ни повлияло на творчество мадам Этель, ее музыка драматичная, захватывающая, а также созерцательная. Для меня этот концерт – еще и поучительный. Я о существовании мадам Смит просто не знала. Кстати, королева Виктория увлекалась музыкой Смит. Я тоже готова записаться в ее поклонницы.

Людмила ЯБЛОКОВА

Быстрый поиск:
15/09/2022 - 02:20   Classic   Концерты
BBC Proms 2022 в Лондоне продолжился концертом Шотландского Симфонического оркестра ВВС под руководством Томаса Даусгаарда с узбекским пианистом Бехзодом Абдураимовым и баритоном Бенджамином Эпплом и сопрано Элизабет Уоттс в симфонии №3 датского композитора и скрипача Карла Нильсена.

Датский композитор и скрипач Карл Нильсен описал первую часть своей Симфонии No3 не только, как «прилив энергии и принятие мира во всем его объеме и разнообразии, но и как желание завоевывать и даже покорять!» Так, и не иначе!

Что ж сказать... Это чувствуется буквально с первых же нот... в серии резких, в унисон сыгранным всем оркестром звучании, в его грубом обаянии, в ритмических сюрпризах и в странной комбинации гармонических и тональных отношений. Все это производит впечатление. «Я уверен, что время Нильсена пришло», - сказал Леонард Бернштейн в Копенгагене в 1965 году во время празднеств по поводу столетия композитора.

За шесть десятилетий это имя становится сейчас все более популярным, и мое решение пойти именно на этот концерт было связано с желанием открыть и понять Нильсена. Ряд, где обычно тусуются критики всех мастей, в этот раз раз был пуст. Но я ни на секунду не пожалела о своем решении. Особенно, после очередного «урока» по ликвидации пробелов своего музыкального образования, когда узнала, что 1911 год, год написания Третьей симфонии, был специфическим для симфонии как жанра: это был год незавершенной Десятой симфонии обожаемого мною Малера, Второй - Элгара и Четвертой - Сибелиуса. Но этот год был также стал годом премьеры «Весны священной» Стравинского. Так что Нильсен, это возможно, показательный музыкальный контраргумент того, что инновации и развитие традиционных элементов - возможны, а взаимодействие тональностей и его динамических структур говорит о том, что в симфонии все еще есть жизнь.

Интересно, что первоначально вторая часть была чисто инструментальной, но позже композитор добавил две вокальные партии со словами: «Все мысли исчезли. Я лежу под небом», впоследствии опуская текст. Голоса баритона Бенджамина Эппла и сопрано Элизабет Уоттс определенно доносились «издалека», их парящие контуры дрейфовали с высот галереи Королевского Альберт-Холла, что создало волшебный момент. Оба певца выдержали хорошую интонацию, верхние си-бемоль Уотта были идеально расположены и блестели по тону. Даусгаард прекрасно соединил инструменты и голоса.

Thomas Dausgaard
Thomas Dausgaard

А начался концерт Шотландского Симфонического оркестра ВВС под руководством Томаса Даусгаарда с “хореографической поэмы” Вальса Мариуса Равеля, который композитор на пару со своим другом исполнил осенью 1920 года в Вене. И эта музыка, начинающаяся вначале, как намек на вальс – тихо, легко вдруг превращается в конце в роковое кружение, бесконечный безудержный вихрь. Вальс имел грандиозный успех – и в Вене, и в послевоенном Париже. И те, кого задела война, увидели в нем, по мнению композитора, ту неизбежность, которая привносит в нашу жизнь смерть и разрушение.

И, конечно же, зритель получил выверенное классическое наслаждение – Бетховен, концерт No 1 для пианино с оркестром. Солировал узбекский пианист Бехзод Абдураимов, победитель Международного конкурса пианистов в Лондоне 2009 года, завладевший вниманием зала с первой же ноты. У него превосходная техника: технически сложная для исполнения первая часть изобилует виртуозными прогонами, мощными аккордами и музыкальными деталями. Игра Абдураимова была образцом ясности и непринужденной ловкости, а дирижер Даусгаард его оркестр – безупречные партнеры. Интеллектуальная музыкальностью и «звездное» чутье их сделало то, что концерт кажется свежим и смелым, но никогда не напыщенным.  

На бис Бехзод Абдураимов сыграл «Меркуцио» из оперы Прокофьева «Ромео и Джульетта» ор.75.

Людмила ЯБЛОКОВА

Быстрый поиск:
25/08/2022 - 02:12   Classic   Концерты
На фестивале BBC Proms 2022 подряд прошли программы такие, казалось бы, разные - Андерсон, Мартину, Рахманинов, - и с другой стороны Моцарт. Что общего? Высочайший уровень исполнения.

Prom 26. Пражская панорама Андерсена, концерт для двух пианино Мартину и Рахманинов

Новая симфония Джулиана Андерсона, открывшая этот вечер, посвящена Праге. Панорамные фотографии чешской столицы, сделанные Йозефом Судеком в 1950-х и 60-х годах, стали отправной точкой для новой, второй симфонии Джулиана Андерсона, которую сам композитор считает абстрактной получасовой композицией, хотя у нее есть конкретное авторское название «Пражские панорамы».

Симфония создана для большого оркестра по заказу BBC, Кливлендского оркестра и Мюнхенского филармонического оркестра. Первые две части были сыграны в Мюнхене в январе, а затем в Чешской филармонии в апреле, каждый раз дирижировал Семен Бычков. В Лондоне в этот вечер симфония была впервые исполнена полностью.

Чешская тематика очевидна, она присутствует во всех трех частях симфонии. В первой, где «вызревает» кульминация, использованы два средневековых чешских гимна; в ноктюрне узнаваемо звучат колокола пражских церквей; а в финале скорее всего изображаются драки в пабах из мультфильмов Йозефа Лады. Но... Но об этом мы узнали из программки. Для меня же Прага звучит по-другому – не в резких звуках латуни и гонга, не в беспорядочном звучании музыкальных инструментов, хотя относительная мелодичность, лиричность в все-таки присутствует в звуках флейты в финале. И все-таки это абстрактная музыкальная зарисовка, при всем моем усилии никак не напомнившая мне этот прекрасный город.

Пианистки Катя и Мариэль Лабек и дирижер Семен Бычков
Пианистки Катя и Мариэль Лабек и дирижер Семен Бычков

Чешская тема была продолжена концертом для двух фортепиано Богуслава Мартину (1943), созданная им уже в эмиграции, в Америке. Солировали сестры-пианистки Катя и Мариэль Лабек, чьи выступления чисто визуально были энергичными, но даже в восьмом ряду концертные рояли были еле слышны (хотя на следующем моем концерте звучание единственного инструмента было превосходным). Как удалось такому опытному дирижеру и, кстати сказать, мужу Мариэль так «успешно» заглушить звучание роялей, непонятно.

Вечер закончился безупречным исполнением Симфоническим оркестром ВВС «Симфонических танцев» Рахманинова. Дирижер справился с ней великолепно – страстные эмоции, хорошо подобранный темп; вальсовое кружение – во второй части, отчаяние и страсти в финале. Семеон Бычков не пытался приукрасить эту музыку - она хороша сама по себе. Не удивительно, что аудитория Альберт Холла буквально взорвалась долгими аплодисментами, хотя последние ноты еще звучали в воздухе.

P.S. Удивительный совет получила я от одного из знакомых критиков, сидящих по соседству: «Послушай снова Андерсена и концерт для пианино на ВВС Радио 3, будешь удивлена. Совсем другое звучание!». Может быть! Королевскому Альберт Холлу в этом году исполняется 150 лет.

Prom 29. Великолепный концерт - Моцарт и Камерный оркестр Малера

Цикл музыкальных вечеров Лейфа Ове Андснеса с Камерным оркестром Малера оказался одним из ярких моментов музыкальных вечеров ВВС Proms этого сезона. В этом раз они представили опусы, созданные композитором с 1785 по 1786 год, когда популярность его достигла пика не только в его родном городе Вене, но и за границей, и более всего – в Праге.

Второй из трех концертов Лейфа Ове Андснеса и Камерного оркестра Малера в лондонском Альберт Холле представляет новые яркие моменты четырехлетнего проекта Mozart Momentum.

Лейф Ове Андснес с Камерным оркестром Малера
Лейф Ове Андснес с Камерным оркестром Малера

Концерт открылся утонченной «Пражской» симфонией (No 38) композитора с ее незабываемой гаммой музыкальных эмоций, чрезвычайно, даже возмутительно привлекательной.

Первая часть – просто настоящее чудо: триумфальная смесь величественности и лиричности. Расслабленное анданте не может оставить равнодушным слушателя своей пасторальностью и шелковистостью. В финале – динамичный контраст, буйство изобилия, остроумие и неудержимая искрометность. Музыканты исполнили трогательно, чувственно симфонию стоя, что добавило всей обстановке незаурядность происходящего.

Андснес является одновременно пианистом-солистом и дирижером, и вместе с немецкой сопрано Кристиной Карг предложил три песни, которые были замечательно, красиво и просто были исполнены Кристиной, особенно Das Veilchen.

Сопрано Кристина Карг
Сопрано Кристина Карг

После антракта была сыграна пятиминутная Масонская похоронная музыка, которая не привнесла, однако, грусти, но была красива и величественна.

Завершил программу концерт No 24 для фортепиано с оркестром, где клавишные вели свой интимный диалог с деревянными духовыми инструментами, и в котором Андснесу удалось великолепно передать настроение и общую тональность.

На бис музыкант исполнили хорошо узнаваемую вторую часть симфонии No21, чем окончательно покорили пятитысячный зал Королевского Альтер Холла.

Один из моих коллег предложил сравнение рояля Steinway Андснеса, на котором играл пианист, и который был бы столь же чужд Моцарту, импровизировавшему на клавесинах, как кареты с внедорожником. Но... Но кого это волнует, когда игра настолько убедительна? Настолько в стиле XVIII века, по музыке которого я испытываю неподдельную ностальгию. И, кажется, не только я... Зал не аплодтровал, зал просто взорвался аплодисментами - долгими, страстными и благодарными!

Людмила ЯБЛОКОВА
Фото: Chris Christodoulou

Быстрый поиск:
17/08/2022 - 02:47   Classic   Концерты
В этом есть какая символичность, что BBC Proms 2022 начался с «Реквиема» Верди – так тихо, что поначалу казалось, что ничего и не происходит.

Как в те два прошедших года, когда во время пандемии наша жизнь – нет, все-таки жизнь не была поставлена на hold (задержка), но она была настолько другой, что все, что происходит сейчас, вызывает настоящий восторг, как и это вступление великого композитора, охарактеризованного еще в прошлом веке «новейшей оперой в церковном одеянии».

Открытие фестиваля

Каждый день этот лондонский летний музыкальный фестиваль предлагает слушателем два, а в иные дни и три концерта – ночной, который начинается около 10 вечера. Каждый выбирает то, что пожелает. Никакая инфляция, энергетические кризисы и политические перипетии внутри правительства не отразились на стоимости билетов в Альберт Холл, они по-прежнему доступны всем.

Prom 19. «Ученик чародея» Дюка, «Римские фонтаны» Респиги и «Плащ» Пуччини

Этот концерт заинтересовал меня тем, что все три музыкальных произведения мне давно хотелось послушать. И дирижер из Манчестера Марк Элдер устроил для меня и еще пяти тысяч слушателей поистине незабываемый вечер: музыкальная зарисовка «Ученик чародея» и «Римские фонтаны» - это два шедевра изобретательности и оркестровки, это двенадцать и семнадцать минут полного восторга...

Дирижер Марк Элдер. Photo: Chris Christodoulou
Дирижер Марк Элдер. Photo: Chris Christodoulou

«Ученик чародея» открылся гармонией скрипичных инструментов, затем влились приглушенные трубы и валторны, и вот уже основную тему произведения подхватывают фаготы, и это такой жизнеутверждающий звон и дрожь, скольжение и треск, одинаково задорные и для глокеншпиля, и для духовых инструментов, что дух захватывает. Многие знают это произведение Дюка именно благодаря диснейлендовскому фильму «Фантазия» (1940).

А затем, слушая «Римские фонтаны» Респиги, мы переносимся в залитый солнцем Рим с его многочисленными фонтанами, в утренние и предзакатные часы, от рассвета до заката, и расслабляющее, музыкальное «журчание» фонтана Треви наполняет, заливает огромное пространство Альберт холла и притихших зрителей.

Но за неудержимым весельем Дюка и расслабленностью музыки Респиги последовала грустная история Пуччини. Совсем не богемный Париж, грязные берега Сены и реки Элдер, где далеко не гламурные герои - грузчики, владельцы барж и их женщины, погруженные в такой клаустрофобный мир, лишенный нормальных человеческих отношений, что даже музыка сбивается и спотыкается, и матовые оттенки партитур струнных и медных инструментов прекрасно отражают это, не оставляя сомнений в том, что история этого любовного треугольника завершится трагедией.

Наталья Романив (Джорджетта) и Лучио Галло (Микеле). Photo Chris Christodoulou.
Наталья Романив (Джорджетта) и Лучио Галло (Микеле). Photo Chris Christodoulou.

Окончательный состав певцов, а он менялся несколько раз, и в итоге оказался таким: Жоржетта в исполнении валлийской сопрано Натальи Романив, уставшая жена Микеле в исполнении Лучио Галло (вместо грузинского баритона Георгия Гагнидзе), убедительного в своей искренности; и Луиджи в исполнении Адама Смита (вместо заявленного программой «геликоновского» тенора Ивана Гынгазова). Это тройка была эффективной. Запоминающееся исполнение Адама Смита, стильное, выразительное, сочеталось с темным, сочным тоном сопрано Натальи Романив, гармонично звучащем в их дуэте, в любовной сцене – не только в музыкальном, но и в драматическом плане.

Пение меццо-сопрано Даниэлы Барселона и тенора Чон Су Юн, закончившего Королевскую консерваторию Шотландии, также достойно похвалы.

Людмила ЯБЛОКОВА

Быстрый поиск:
15/08/2022 - 02:37   Classic   Концерты
Концерты BBC Proms – это не только удовольствие. Для меня это еще и школа познаний. Главный дирижер Аврора оркестр Николас Коллон, известный своим «оркестровым театральным» подходом к классической музыке, чрезвычайно популярен сейчас на концертах в Альберт Холле.

И сегодня зал был полон. Он предложил публике Пятую симфонию Бетховена и O-Mega Ксенакиса. Еще одно новое имя.

В 1997 году румынский математик, архитектор и композитор Янис Ксенакис написал свою последнюю музыку O-Mega. Это, как известно, последняя буква греческого алфавита: конечная точка. В данном случае – его композиторской деятельности. Написал он это произведение по заказу суперзвезды-перкуссионистки Эвелин Гленни – для сольного перкуссиониста и большого ансамбля, ровно за четыре года до своей смерти.

Наверно, это самое короткое произведение – оно звучит менее четырех минут. Но музыка драматична и решительна. Торжественные ритмы и перекаты барабанов (солист - опытный перкуссионист Генри Болдуин) изобилуют драматическими крещендо и акцентами, в то время как остальные музыканты обеспечивают гармонический фон. Деревянные духовые, духовые, струнные словно играются друг с другом, создавая меняющиеся цвета по ходу пьесы. Конец подобен началу. В каком-то смысле чувствуется, что O-Mega — это всего лишь краткий проблеск сознания композитора. Перкуссия была одним из любимых звуков Ксенакиса, поэтому понятно, почему Ксенакис закончил свою карьеру щедрыми, вызывающими воспоминания барабанными дробями.

Патрисия Копачинская с оркестром
Патрисия Копачинская с оркестром

Патрисия Копачинская солировала на концерте №1 для скрипки с оркестром Шостаковича. Нам чрезвычайно повезло, что в этот вечер музыканты Аврора оркестр, дирижер Николас Коллон и Патрисия выступили мощной единой командой. Атмосфера в зале во время скрипичного концерта была буквально наэлектризована! Тон солистки был чувствительным; ее игра иногда лирична, но чаще - страстна. Звучание было великолепным.

Патрисия Копачинская с Аврора оркестром
Патрисия Копачинская с Аврора оркестром

После антракта ведущий Би-би-си Том Сервис и дирижер провели свои беседы о Бетховене, столь же поучительные, сколь и развлекательные, проигрывая с оркестром отдельные эпизоды. Исполнение самой симфонии длилось всего на десять минут дольше, чем рассказ о ней. Да, это был увлекательный рассказ, с юмором, но – впечатлило больше то, что музыканты Аврора оркестр исполнили симфонию превосходно, с пламенной убедительностью, ярко детализировано, плавно, без вибрато и... по памяти.

Людмила ЯБЛОКОВА
Фото: Марк АЛЛАН

Быстрый поиск:
23/09/2019 - 00:50   Classic   Концерты
Завершилась грандиозная серия академических концертов BBC Proms.

Prom 65. Бременские музыканты и дебютанты из Греции

Дирижер из Греции Константинос Каридис
Дирижер из Греции Константинос Каридис

Оркестр Deutsche Kammerphilharmonie из Бремена под руководством греческого дирижера Константиноса Каридиса (Constantinos Carydis), который дебютировал на сцене Королевского Альберт Холла с хорошо выверенной временем программой – Моцарт, Штраус, Бетховен.

Во время первой половины концерта исполнены несколько арий из опер Моцарта и «Хаффнеровская» симфония, полная искрящейся жизнерадостности.

Сопрано Данае Контора
Сопрано Данае Контора

Очаровательная греческая сопрано Данае Контора (Danae Kontora) – также дебютантка BBC Proms, пела арии из опер Моцарта и после перерыва – снова арии, только Штрауса из оперы «Ариадна на Наксосе», продемонстрировав как контроль, так и ловкость своего исполнения. Тон ее кристально чистого сопрано оставался полным и истинным. Каждое слово отчаявшейся Ариадны звучали чисто и ясно, с искренним чувством. Но тем не менее программа концерта была непродуманной, несбалансированной, показалось, что цель этого концерта заключалась все-таки в откровенном пиаре в Лондоне молодой сопрано из Греции.

После перерыва играли Симфонию номер 7 Бетховена - непримиримые контрасты, суть которых в музыке рассматривается как свидетельство «амбиций Бетховена, желающего интегрировать легкость и вес, молодость и опыт, комедию и трагедию». Это исполнение Седьмой симфонии воплотило в себе именно это стремление к интеграции, что было по достоинству оценено вдохновляющими аплодисментами зрителей.

Prom 67. Спасенная от забвения «Ночь на Лысой горе» Мусоргского

Дирижер Сакари Орамо
Дирижер Сакари Орамо

Игра Симфонического оркестра ВВС, возглавляемого его главным дирижером Сакари Орамо, превратилась в своего рода уверенный, четкий музыкальный рассказ о «Ночи на Лысой горе» Мусоргского, за спасение от забвения и безвестности которого мы должны быть бесконечно благодарны Римскому-Корсакову. Орамо обеспечил темп, динамический контраст, заставив оркестр звучать то в тихих приглушенных тонах, то в впечатляющем, ритмически настойчивом ритме «поклонения ведьм».

Певица Нора Фишер
Певица Нора Фишер

В этот вечер по заказу BBC были исполнены пять песен на музыку Луи Андриссена (Louis Andriessen) «Только один» (The Only One), которую он написал специально для певицы Норы Фишер. Это небольшое музыкальное произведение вперемежку с оркестровыми интермедиями рассказывает о периоде жизни девочки-подростки из маленького американского городка до ее зрелого возраста. По мере того, как жизнь персонажа становится все более сложной, как и ее костюмы, прически, так и качество голоса певицы мутирует, и в результате финальная песня была исполнена с тревожной щемящей болью. Добро пожаловать в мир взрослых, детка!

И в заключение - Пятая симфония Сибелиуса. Есть знаменитая сказка о полете шестнадцати лебедей, великолепие полета которых и послужило толчком для создания этой симфонии. Но Сибелиус в одном из своих заметок написал о том, что пятая симфония – это история о том, как многие речки сливаются в одну могучую великую реку. Предпочитаете ли вы птичью версию или речную метафору, но ощущение роста могучей структуры из маленьких, само обновляющихся элементов, гениально ощутимо в этой музыке, а в надежных руках оркестра ВВС и его дирижера этот эффект достиг максимального эффекта.

Prom 74. Бетховен и снова Бетховен

Дирижер Эндрю Манзе
Дирижер Эндрю Манзе

Концерты BBC Proms, которые в этом году отметили свой 150-летний юбилей благодаря основателю, дирижеру и музыканту, положившему основание этой замечательной традиции Генри Вуду (Henry Wood), завершились Фантазией и фугой Баха, но в исполнении симфонического оркестра (оркестровка Эдуардa Элгарa), концертной арий Бетховена «Ah! perfido» и его же «Фиделио-увертюрой» из оперы «Фиделио».

Симфонией номер 5 – титанической борьбой человека в преодолении судьбы, с эмоциональным надрывом и триумфальным торжеством героя над роковым, исполненный NDR Radiophilarmonie Ханновера во главе с дирижером Эндрю Манзе (Andrew Manse), началом - так завершился концерт и знаменитый летний лондонский фестиваль.

Людмила ЯБЛОКОВА
Фото: Chis Christodoulou

Быстрый поиск:
15/09/2019 - 01:51   Classic   Концерты
Заметки из Лондона про бурлящий событиями фестиваль BBC Proms 2019: Юйцзя Ван, Андрес Ороско-Эстрада, Райан Вигглсворт, Йорг Видманн и ведущие мировые оркестры.

Prom 63: Дрезденская Штаатскапелла, Рахманинов и Юйцзя Ван

Yuja Wang
Yuja Wang

Пианистка из Пекина, кажется, превзошла себя, исполнив потрясающе и эмоционально экспансивный и технически сложный Третий фортепианный концерт Рахманинова. Во впечатляюще декольтированном розовом платье с вызывающе открытым разрезом и огромных туфлях от Кристиана Лабутена, она сама была драматична, как и та музыка, которую исполняла. Пианистка искала и нашла у Рахманинова постоянно меняющуюся палитру цветов, гораздо более насыщенную и разнообразную, чем оттенки самого глубокого русского голубого, свою неповторяющуюся интерпретацию этой замечательной музыки.

Игнорируя любую критику, Юйцзя Ван выходит на сцену, снова и снова доказывая, что серьезная музыкальность вполне сочетается с такой блестящей и яркой сценической личностью, которой она является. Вызвав шквал аплодисментов, пианистка вернулась на бис, исполнив на прощание «Чай на двоих» Винсента Юманса.

После перерыва была исполнена Симфония No 2 Брамса, которая дала возможность доказать The Staatskapelle Dresden, немецкому оркестру, базирующемуся в Дрездене, и южнокорейскому дирижеру Мюнг-Ван Чунг (Myung-Whun Chung), что и они - гости звездного ранга.

Prom 61: Венская филармония – все о Дворжаке

Andrés Orozco-Estrada
Andrés Orozco-Estrada

Колумбийский дирижер, получивший музыкальное образование в Вене, Андрес Ороско-Эстрада (Andrés Orozco-Estrada) вместе с оркестром Венской филармонии представил слушателям два замечательных произведения Дворжака - Симфонию «Новый мир» и четырнадцатиминутную «Полуденную ведьму» (The Noonday Witch).

Vienna Philharmonic - суперзвездный оркестр, это виртуозы, следующие славным, добрым, старомодным среднеевропейским манерам. Мимика лица и тела дирижера с его застенчивыми улыбками, ободряющие жестами, тихими аплодисментами нашли огромные симпатии у зрителей, и уж абсолютно точно – у музыкантов. С первой минуты было ясно, насколько это сыгранный, слаженный, действующий как одно коллектив, и что между музыкантами и дирижером существует ощутимая химия и симпатия. Игроки были искренне и чувствовали себя абсолютно в своей стихии.

Было огромным наслаждением прослушать любовно сыгранную симфонию «Новый мир», наполненную восхитительными деталями: ощущение, что ты познаешь этот новый мир из окна комфортно двигающегося поезда, восхищаясь сменяющимися пейзажами и видами.

Гобоист Клеменс Хорак продемонстрировал типичный венский гобой, добавив особой пикантности «Полуденной ведьме».

Prom 52: Britten Sinfonia - предпочтение Чайковскому и Стравинскому

Ryan Wigglesworth
Ryan Wigglesworth

Но в этом знаменательном соседстве оказался и современный английский композитор, более известный как неутомимый дирижер Райан Вигглсворт (Ryan Wigglesworth), предложивший собственный, запутанный, лишенный мелодичности концерт для двух фортепиано с оркестром, который и сдирижировал, и сыграл на пару с пианистом из Монреаля Марком-Андре Амленом (Marc-André Hamelin).

«Поцелуй феи» Стравинского - еще одно мое личное открытие. Сюита Чайковского «Моцартиана» - как «старина в современной обработке» - была сыграна значительно, весомо, дав нам возможность оценить новую трактовку на музыку вековой давности.

Prom 50: Оркестр де Пари и премьера Вавилонской сюиты

Дэниел Хардинг
Дэниел Хардинг

Лондонская премьера немецкого кларнетиста и композитора Йорга Видманна (Jörg Widmann) «Вавилон-сюита» - напыщенная смесь из мифов, духовности и чего-то еще трудно объяснимого - состоялась в Мюнхене семь лет назад. Ее уже услышали в Кардиффе и Манчестере, и вот сейчас – в Королевском Альберт Холле. Она была анархичной, хаосной, местами – приятной.

Радовало, что она оказалось в середине программы, окружённая непререкаемыми авторитетами – Бетховеном (и его Симфонией номер 6) и Шуманом и его увертюрой «Геновева».

В выступлении Оркестра Парижа и его уходящего музыкального директора Дэниела Хардинга, аккуратного и точного в деталях, было много просто гениальных моментов - от нежно сформированных линий увертюры Шумана до музыки благодарения в конце осторожного, деликатного исполнения Симфонии № 6 Бетховена. Оркестровый звук был нетронутым и красиво смешанным, как насыщенное красное вино. Кстати, Хардинг оставляет французский оркестр в хорошей форме, чтобы в следующем году поработать… на Air France (кажется, вторым пилотом).

Людмила ЯБЛОКОВА
Фото Chris Christodoulou/BBC

Быстрый поиск:
18/08/2019 - 00:33   Classic   Концерты
BBC Proms 2019: Финн, японец и россиянин за дирижерским пультом Альберт Холла. Музыканты 83 оркестров примут участие этим летом, приглашены 191 дирижер и солист. Множество премьер мирового значения прозвучало за 150 лет существования BBC Proms.

Филармонический оркестр и финский дирижер Эса-Пекка Салонена (Esa-Pekka Salonen) пригласил участвовать в своем концерте норвежскую восходящую звезду - сопрано Лизе Дэвидсон (Lise Davidsen). Она впервые появилась именно здесь, в Королевском Альберт Холле на прошлогоднем фестивале BBC Proms, затем - в Королевской опере. И в этом сезоне она великолепно исполнила «Четыре песни» Штрауса, который композитор создал как свадебный подарок своей жене.

Lise Davidsen
Lise Davidsen

Филармонический оркестр под руководством дирижера из Хельсинки Эсы-Пекки Салонена (Esa-Pekka Salonen) представил на своем концерте Йоханнеса Брамса «Вариации на тему хорала св. Антония», «Четыре песни», опус 27 Ричарда Штрауса (в исполнении сопрано Лизе Дэвидсон) и Симфонию №4 Антона Брукнера. Традиционная австро-немецкая классика XIX века. Мелодичность, ритм, великолепная оркестровка, искусное присутствие дирижера. Вечер получился очень личностным и трогательным.

Филармонический оркестр под руководством дирижера из Хельсинки Эсы-Пекки Салонена
Филармонический оркестр под руководством дирижера из Хельсинки Эсы-Пекки Салонена

Тадааки Отака из Японии дирижирует Национальным оркестром Уэльса, с которым его связывает многолетняя дружба. Программа этого концерта выглядела странно. Концерт открыл японский композитор Такемицу с 13-минутным произведением Twill by Twilight, которое явно не подходило для дебюта. Затем состоялась мировая премьера «Луна» уэльского композитора Хью Уоткинс, которая, однако, вряд ли надолго останется в памяти. Вторая часть концерта была беспроигрышной.

Тадааки Отака
Тадааки Отака

После перерыва играли русскую классику: «Колокола» Рахманинов и «Половецкие танцы» Бородина в сопровождении объединенного огромного хора – Уэльского Национального и Филармонического. Привлекательный мягкий зернистый тембр баритона Юрия Самойлова оставил свой след в последнем медленном плаче «Скорбных железных колокольчиков». Сопрано Наталья Романив с чувством исполнила «Белые свадебные колокольчики». Завершили программу «Половецкие танцы» Бородина. Хоры пели пышно!

Семен Бычков
Семен Бычков

Российский дирижер Семен Бычков также отдал предпочтение австрийской и немецкой музыке. Что особенно поразило меня в музыке Д. Гланерта (D. Glanert), который открыл программу современной работой «Weites Land», или «Открытая страна» (с подзаголовком «Музыка с Брамсом для оркестра») - так это то, насколько искусно эмоции оказались «вплетены» в богатую и разнообразную оркестровую «живопись».

Но надо признаться, что, когда человеческий голос становится «поводырём» для слушателя, эмоциональность воспринимается несколько иначе, она словно расцвечивается, как радуга, благодаря самому изумительному инструменту, созданному Богом, – человеческому голосу.

Вечер был украшен яркими, серебристыми тонами австрийской сопрано Кристины Ганш (Gansch) и ее превосходной дикций. Эти характеристики сделали ее пение идеальным в Четвертой симфонии Малера, позволили вокальной линии блестеть и искриться. Незабываемый голос! Изумительный вечер. Впрочем, у Семена Бычкова иначе и не бывает.

Людмила ЯБЛОКОВА
Фото: Chris Christodoulou

Быстрый поиск:
13/08/2019 - 00:49   Classic   Концерты
В Лондоне продолжается фестиваль академической музыки BBC Proms 2019.

Баварский оркестр: Сибелиус, Прокофьев и Штраус

Симфонический оркестр Баварского радио и дирижер Янник Незет-Сегин (Yannick Nézet-Séguin) подготовили выступлению на BBC Proms 2019 выигрышную программу: утонченная и неуловимая Симфонию № 1 Сибелиуса, Концерт для скрипки Прокофьева № 2 (скрипач Гил Шахам (Gil Shaham), игравший на скрипке Страдивари, и музыку своего национального героя Ричарда Штрауса: сюита из оперы «Кавалер Роз» (аранжировка Артура Родзиньского).

Канадский дирижер Янник Незет-Сегин
Канадский дирижер Янник Незет-Сегин

Этот восхитительный коктейль из сентиментального вальса, ярости, чувствительности вызвал шквал аплодисментов в конце вечера: столько было доставлено безудержного удовольствия, столько было остроумия в этом исполнении баварских музыкантов. Дирижер в ответ на яростные аплодисменты застенчиво улыбнулся, и оркестр сыграл на бис финский вальс "Тристе" Сибелиуса - успокаивающий, тихий. Безупречный выбор дирижера, чтобы мягко, душевно проститься со зрителем, прежде чем отправить нас в ночь.

Затишье перед бурей. Рахманинов и Шостакович

Два русских шедевра, в которых заложены глубокие размышления о жизни и смерти, были представлены в этот вечер.


"Остров Мертвых" Арнольда Беклина

Рахманинов написал «Остров мертвых», вдохновленный таинственной картиной Арнольда Беклина с таким же названием, на которой изображена фигура человека в плаще, направляющая лодку с гробом к невероятно холодному и негостеприимному острову. Удивительное произведение - единое, беспокойное, волнующее движение к неизбежной тьме. Тщательный контроль дирижера Джона Стогардс (Stogårds), художественного руководителя камерного оркестра Лапландии, который в этот вечер дирижировал Филармоническим оркестром ВВС, над продолжительным крещендо был виртуозным.

Джон Стогардс, художественный руководитель камерного оркестра Лапландии дирижировал Филармоническим оркестром ВВС
Джон Стогардс, художественный руководитель камерного оркестра Лапландии дирижировал Филармоническим оркестром ВВС

Но после этого поразительного самоанализа, наступила гроза – пугающая Одиннадцатая симфония Шостаковича «Год 1905», написанная в 1956 году. Знакомые революционные песни «Мы жертвою пали…» вплетаются в тематическую канву, литавры и бас-барабаны словно пытаются высвободить яростное насилие, скопившиеся в борьбе роковой, а потом зритель опустошен шоком последствий и тронут плачем английского рожка Джиллиана Кэллоу (Gillian Callow). Огромные колокола, спрятанные в галерее, под самой крышей Королевского Альберт-Холла, оглушили последние страницы симфонии, словно предупреждая народы о том, что тираны - будь они царями или диктаторами, никогда не смогут избежать суда истории. Впрочем, нашим правителям симфония понравилась, вряд ли они услышали этот намек композитора...

Но Стогардс смягчил свою программу, добавив в нее мировую премьеру «Полуночным солнцем» Оути Таркьяйнен (Outi Tarkiainen), 33-летней композиторши из финской Лапландии, которая посвятила свое творение исключительно солнечному свету и новой жизни, вдохновленная как своим переездом за Полярный круг, так и новорождённым сыном. Она пишет о том, что знает - о жизни с бесконечным светом.

Людмила ЯБЛОКОВА

Быстрый поиск: