Созвездие

20/08/2021 - 01:57   Classic   Интервью
Заслуженный артист России, профессор, заведующий кафедры виолончели, контрабаса, арфы и квартета в Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова Алексей Массарский часто приезжает в «Сириус» на образовательные программы виолончелистов. В этом году он вошел в состав жюри III Всероссийского конкурса молодых музыкантов «Созвездие».

Мы поговорили с ним о современной виолончельной школе, его любви к педагогике и самом конкурсе, который завершился в сочинском «Сириусе» накануне.

Для конкурсантов, которые участвуют в проекте в номинации «Оркестровые струнные инструменты», общение с Алексеем Массарским – это возможность получить экспертизу и профессиональные советы от артиста, который много лет и с большим успехом выступает с крупнейшими симфоническими коллективами мира. Концертная практика ничуть не мешает ему заниматься обучением виолончелистов. «Время не стоит на месте, исполнительская культура тоже развивается, и мы, музыканты, вынуждены постоянно совершенствоваться, – говорит Массарский. – Но в педагогике я все же следую традициям русской исполнительской школы, как меня учил мой профессор Анатолий Павлович Никитин».

Алексей Массарский
Алексей Массарский

– От кого зависит, станет ли виолончелист или скрипач профессиональным музыкантом?

– Увлечь музыканта, заинтересовать его, чтобы он целиком и полностью погрузился в процесс обучения, достаточно трудно. Но это задача педагога. Он должен быть не только специалистом высшей квалификации, но еще и психологом, который умеет найти подход к ученикам. Все же понимают, что кого-то надо больше хвалить, кого-то, наоборот, надо пожурить, тогда он начнет воспринимать, внимательно слушать и правильно делать. Все от педагога зависит.

Мне кажется важно, чтобы педагог был играющим музыкантом, умеющим не только рассказать, но и показать, как надо. Потому что, сыграв произведение на сцене, ты воспринимаешь его иначе. Безусловно, теоретический подход необходим, но обязательно нужно это дело обстрелять, как говорится, обыграть. Как минимум для того, чтобы понять, прав ты или нет: верны ли твои подходы к трактовке, технологии. Это все выявляет сцена. Этим опытом мне конечно, хочется делиться со своими студентами.

– А конкурсы выявляют развитие их талантов? Вот вы на «Созвездии» отслушали много ребят: можете рассказать, что это за музыканты?

– Понравились многие, особенно скрипачи. Они все достаточно крепкие, ровные, отмечаю качество их исполнения. Я сразу подумал: выбирать будет трудно среди них. Виолончелистов было меньше. Но тем не менее среди них тоже играли ребята, которых можно было выделить даже после первого тура. В целом уровень очень высокий. И это радует. В большей части я сидел и получал удовольствие от того, как конкурсанты выступают.

Знаете, когда шел конкурс, я отметил лидеров не только среди скрипачей и виолончелистов, но и среди духовиков. Обратил внимание и на арфистку, она единственная на конкурсе. Было интересно, как они себя покажут во втором и в финальном турах. И практически я не ошибся, они все достойно отыграли и получили свои награды.

– Вы на «Созвездии» участвуете впервые, но в судействе других конкурсов у вас большой опыт. Чем-то отличается процедура прослушивания, голосования? Или все конкурсы похожи в этом смысле?

– Отчасти они похожи, но здесь вообще царит более семейная что ли атмосфера. Дело в том, что обычно конкурсы таким образом проходят: первые два тура жюри не обсуждают, выставляются баллы, счетная комиссия их подсчитывает, дальше выставляется средний балл. Кто больше набрал, тот и проходит. Отсеивается, скажем, 50%. Здесь же проходят все. Мы сейчас это обсуждали с коллегами в жюри: это хороший подход. У детей нет стресса (пройду - не пройду), они могут сосредоточиться на игре и спокойно идти к финалу.

Финал конкурса «Созвездие»
Финал конкурса «Созвездие»

– Скажите, можете вспомнить самый сложный случай в опыте судейства на музыкальных конкурсах? Или все достаточно ровно всегда проходило?

– Нет, знаете, бывают ситуации, когда расхождения во мнениях у жюри кардинальные. Совершенно не предполагаешь исход. Например поставил исполнителю невысокий балл – заслуженно, на свой субъективный взгляд. И вдруг он проходит.

– Это о чем говорит? Все равно мы имеем дело с такой субъективной субстанцией личного восприятия?

– Понравиться всем членам жюри невозможно, у каждого складывается свое мнение и своя оценка. Но все же критерии, по которым мы судим – это качество исполнения. Насколько технически совершенно и вдохновенно музыкант играет, насколько показывает свою индивидуальность. Увидеть, услышать индивидуальность исполнителя, его внутренний мир, чувственность, умение мыслить, интересно и грамотно излагать материал: все это крайне важно. И вот эти показатели должны быть приоритетными в оценке исполнителя.

– А если вы встречаете исполнителя, индивидуальность которого на конкурсе просто зашкаливает, он предлагает свой взгляд на произведение, на которое вы, казалось бы, имеете более традиционный взгляд, свою интерпретацию, свой подход, свою трактовку. Как вы воспримите такого исполнителя: положительно или все-таки в условиях конкурса вы к нему отнесетесь достаточно критично?

– Какие обязательные моменты для конкурсанта? Естественно, все то, что он должен показать на первом туре – это исполнительские способности, инструментальная школа.

– Как квалификация в спорте?

– Ну, конечно. Умение чисто, точно исполнить программу. Второй тур – там как бы идет оценка художественно-образной стороны. Понятно, что те, кто прошел во второй тур, у них с технологией, со школой все в порядке. Здесь ты уже смотришь на исполнителя как на художника. И конечно, в этом плане индивидуальность, искренность необходима и ценна. На это обращаешь внимание, особенно если попадается исполнитель, который выбивается из группы и не похож на всех, своеобразный, интересный, оригинальный. Но просто быть «не таким как все», не годится, на мой взгляд. Если ты не такой как все, то ты должен быть лучше.

– Просто иногда слышатся мнения жюри на разных конкурсах, которые говорят: да, индивидуальность оставьте на концертах, а это конкурс и здесь все должны подчиняться определенным правилам.

– Но все же, на мой взгляд, конкурс должен выделяться тем, что подчеркивает индивидуальность. Понимаете, только как в спорте не получится: пробежишь быстрее, все – ты чемпион. Сыграть быстрее – ты все еще не чемпион, сыграешь громче – тоже нет.

– Это как Артур Рубинштейн ругался все время с Яшей Хейфецем: «Не надо играть быстрее» «Но почему? Если я могу играть быстрее, почему бы не сыграть?»

– Да, понимаете. Художественность, индивидуальность важна. Вот чем сцена отличается от простой обычной жизни, от музицирования где-то в узком кругу? Сцена она сразу открывает музыканта с его человеческой стороны. На сцене нельзя лицемерить. Вся сущность человеческая сразу вылезает: через звук, через тембр, через инструмент, через музыкальность, через душу, вот она вся, как говорится, на ладони. Здесь обмануть невозможно, это сразу слышно: когда делаешь сердцем.

– Много фальшивых персонажей бывает на сцене?

– Сколько угодно. Можно мастерством это дело прикрыть, но опять же профессиональное ухо это всегда услышит и почувствует. Даже, я думаю, что и не только профессионалы. Ведь публика реагирует на что? На естественность, на правду. Если есть намек на какую-то ложь, успеха не будет. Даже если сыграно и очень быстро, и очень громко, и по нужным нотам.

– Вы сами какую музыку любите играть больше всего?

– Знаете, любую. Дело в том, что я считаю, что музыкант должен уметь и разбираться, и чувствовать, и понимать, и исполнять любую музыку, за что бы ни взялся. И главное правило: если я играю данное произведение, значит я его люблю больше всего в жизни.

– А как вы относитесь к тем музыкантам, которые ограничивают себя каким-то стилистическим репертуаром и, собственно, посвящают себя ему, копают, изучают, ну вот, например, историческое исполнительство. Как вам такой подход? Это ограничение или, наоборот, погружение в эту музыку?

– Каждый исполнитель выбирает для себя то, что ему ближе. Есть исполнители романтической направленности, есть классицисты, есть те, которые играют, скажем, музыку барокко или добарочную музыку, или ультрасовременную. Вот поэтому каждый выбирает для себя что ему ближе.

– А вам что ближе?

– Ну наверное, романтическая музыка, как бы по складу, по всему, по характеру, наверное, музыка Шумана, Брамса, Дворжака, Сен-Санса и, конечно, Чайковского, Рахманинова мне ближе.

– Роскошный виолончельный репертуар у них, конечно. А когда вы работаете со своими учениками, вы все-таки в их головы вкладываете это умение исторически и стилистически точно подойти к выбранному сочинению?

– Конечно, обязательно. Более того, я постоянно с ними на эту тему разговариваю. Я говорю, что наше образование не заканчивается только музыкальным кругом. Для того, чтобы вы прониклись в суть произведения или для того, чтобы вы поняли какой эпохи вы касаетесь, вы обязаны знать литературу, поэзию, живопись, в музеи ходить, интересоваться, чтобы понять, что и как, в каком это стиле, в каком времени это все создавалось, какие люди носили наряды, платья. Это и есть часть образования, без которого музыканту никак нельзя.

Фото: Юрий СЛАВИН

17/08/2021 - 16:58   Classic   Новости
В сочинском «Сириусе» завершился III Всероссийский конкурс молодых музыкантов «Созвездие». Гран-при получил брат известного пианиста Ивана Бессонова — Даниил Бессонов. В оргкомитет конкурса в этом году вошел народный артист России Денис Мацуев.

Жюри III Всероссийского конкурса молодых музыкантов «Созвездие» определило обладателя Гран-при среди лауреатов I премий. Им стал скрипач Даниил Бессонов. На главный приз также претендовали скрипачка Маргарита Гладышева, разделившая с Даниилом победу в номинации «Оркестровые струнные инструменты», и кларнетистка Анна Катенина, ставшая лучшей среди музыкантов, играющих на духовых инструментах. Пианистам в этом году I премию не присудили.

Даниил Бессонов получил Гран-при «Созвездия» из рук председателя жюри, художественного руководителя конкурса, профессора Валерия Пясецкого и солиста Санкт-Петербургского дома музыки и Московской филармонии Павла Милюкова.

Даниил Бессонов
Даниил Бессонов

«Гран-при Бессонову мы присудили единогласно: он играл все лучше и лучше от тура к туру. На втором этапе у него во время исполнения расклеилась дека: между струной и грифом было почти два сантиметра. Я не представляю, как на такой скрипке можно было доиграть. Но он сделал это, а в финале показал свою артистичность. Даниил – очень перспективный музыкант», – сказал директор Центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, член экспертного совета Образовательного центра «Сириус» Валерий Пясецкий.

Даниил Бессонов получил право пользования мастеровой скрипкой высочайшего класса из коллекции Центральной музыкальной школы. Маргарите Гладышевой, разделившей с ним первое место в номинации, достался специальный приз: смычок мастерской современного бельгийского мастера Пьера Гийома.

«Я не ожидал этой победы, но рад, что взял Гран-при. Для меня любая победа – это рубеж, одинаково важный, будь это конкурс или концерт. Главное – выступить технически чисто, правильно, эмоционально. Конечно, всегда можно сыграть лучше. Внимательно прослушиваю себя, чтобы провести работу над ошибками, исправить их. Музыкант должен непрерывно развиваться, поэтому я буду заниматься еще больше. Сейчас мечтаю разучить концерт Сибелиуса и сыграть его на профессиональной сцене», – сказал Даниил.

В этом году в состав оргкомитета конкурса вошел Денис Мацуев – народный артист России, лауреат Государственной премии Российской Федерации, член Совета при Президенте России по культуре и искусству, победитель XI Международного конкурса имени П.И. Чайковского, президент Благотворительного фонда «Новые имена». На «Созвездии» от него лично и фонда «Новые имена» трем конкурсантам – кларнетистке Анне Катениной, трубачу Александру Рублеву и пианисту Глебу Семенову – вручили приглашения к участию в Международных музыкальных фестивалях «Crescendo», «Денис Мацуев представляет» и «Звезды на Байкале».

Лауреаты и дипломанты конкурса
Лауреаты и дипломанты конкурса

Конкурс «Созвездие» в этом году прошел в третий раз. Участие в нем принял 21 исполнитель из 11 регионов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодарского и Красноярского краев, Воронежской и Свердловской областей, республик Карелия и Татарстан. Все они в разное время обучались на профильных программах Центра «Сириус» и получили наивысшие баллы от педагогов.

Победители III Всероссийского конкурса молодых музыкантов «Созвездие»:

Гран-при:

Даниил Бессонов (скрипка)

Номинация «Оркестровые струнные инструменты»:

  • I премия – Даниил Бессонов (скрипка) и Маргарита Гладышева (скрипка)
  • II премия – Дарья Манза (скрипка) и Владислава Астахова (скрипка)
  • III премия – Ева Иванова (арфа)
  • Диплом – Анна Адамян (виолончель), Мария Исаева (виолончель) и Ульяна Серебрякова (виолончель)

Номинация «Оркестровые духовые инструменты»

  • I премия – Анна Катенина (кларнет)
  • II премия – Полина Раткевич (флейта) и Александр Рублев (труба)
  • III премия – Светлана Маренкова (флейта)
  • Диплом – Алексей Голованов (валторна), Маргарита Андреева (гобой), Григорий Грицков (кларнет), Ольга Гришина (гобой)

Номинация «Фортепиано»

  • II премия – Софья Мелкумова
  • III премия – Лия Копылова
  • Диплом – Полина Чудинова, Глеб Семенов, Рауль Камалов

III Всероссийский конкурс молодых музыкантов «Созвездие» состоялся в «Сириусе» в августе 2021 года. Конкурс проходит по трем направлениям: фортепиано, струнные, духовые и ударные инструменты. К участию в конкурсе ежегодно приглашаются более 200 выпускников Центра по направлению «Музыкально-исполнительское искусство», получившие наивысшие рейтинговые баллы по итогам образовательных программ. Особенность конкурса – в уникальной системе последующего сопровождения профессионального становления выпускников, благодаря которой лауреаты получают возможность выступать вместе с выдающимися музыкальными коллективами России.

04/08/2021 - 16:58   Classic   Новости
С 6 по 14 августа Образовательный центр «Сириус» в Сочи проведет финал III Всероссийского конкурса молодых музыкантов «Созвездие».

В нем примет участие 21 молодой исполнитель из Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодарского края, Воронежской и Свердловской областей, республик Карелии и Татарстана. Все они в разные годы проходили обучение на профильных программах «Сириуса», по окончании получив наивысший балл от профессоров и педагогов ведущих музыкальных учебных заведений России.

«Серьезная система отбора и экспертное сопровождение участников, высокая планка их исполнительского мастерства делают "Созвездие" не просто конкурсом, а фестивалем Музыки. «Созвездие» является уникальным конкурсом, на котором особо одаренные молодые музыканты получают «путевку в жизнь». Это важная веха в судьбе исполнителей, и мы будем делать все возможное, чтобы этот проект развивался и дальше» – отметил художественный руководитель конкурса, директор Центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского Валерий Пясецкий.

Обладатель Гран-при и победитель II конкурса «Созвездие» 2020 года пианист Иван Бессонов
Обладатель Гран-при и победитель II конкурса «Созвездие» 2020 года пианист Иван Бессонов

Конкурс проходит ежегодно по трем направлениям: «Фортепиано», «Оркестровые духовые и ударные инструменты», «Оркестровые струнные инструменты». В этом году – 9 специальностей: фортепиано, арфа, виолончель, скрипка, валторна, гобой, кларнет, труба, флейта. Впервые включен третий тур – с оркестром.

«Созвездие» развивает созданную в Центре «Сириус» систему выявления, поддержки и последующего сопровождения юных музыкантов в профессиональном становлении.

«Система интенсивной подготовки по музыкально-исполнительскому искусству в «Сириусе» помогает вырастить музыкантов мирового уровня. Дети из регионов учатся у преподавателей профильных экспертных организаций и выдающихся артистов, индивидуально работают с наставниками. Свое мастерство участники образовательных программ показывают на открытых концертах классической музыки, в том числе собственных сочинений. Все лауреаты конкурса "Созвездие", который мы проводим в третий раз, включены в программу сопровождения выпускников в профессиональном становлении и выступают на одной сцене с лучшими музыкальными коллективами и солистами России», – сказала председатель оргкомитета конкурса «Созвездие», руководитель Образовательного центра «Сириус» Елена Шмелева.

За 6 лет работы Образовательного центра обучение по программам «Музыкально-исполнительское искусство» прошли более 2 500 молодых исполнителей из 76 регионов России. Возраст участников – от 11 до 17 лет. Ребята проходят экспертный отбор, работают индивидуально с опытными педагогами и концертмейстерами, оттачивают исполнительское мастерство по одной из академических специальностей, проходят курс лекций по истории и теории музыки, учатся композиции, получают концертную практику.

Качество экспертной оценки обеспечивает учебное заведение с более чем 85-летними профессиональными традициями в области воспитания музыкантов-исполнителей высочайшего класса – Центральная музыкальная школа при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского.

Конкурс «Созвездие» включен в федеральный перечень мероприятий, дипломанты и лауреаты которых могут впоследствии претендовать на получение Грантов Президента Российской Федерации.

Лауреаты конкурса приглашаются к участию в концертах и мастер-классах в сфере профессионального сопровождения участников программ центра «Сириус». Молодые музыканты получают шанс выступить на одной сцене с мэтрами исполнительского искусства.

Финал конкурса состоится в Парке науки и искусства «Сириус».

Расписание конкурса

  • 6 августа – открытие
  • 7–10 августа – 1 и 2 тур
  • 12, 13 августа – 3 тур (с оркестром)
  • 14 августа – закрытие (Гранд-финал)

Председатель жюри и художественный руководитель

Директор Центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, Председатель художественно-экспертного совета Благотворительного фонда «Новые имена», Заслуженный артист России, профессор Валерий Владимирович Пясецкий

Жюри

  • Лауреат XV Международного конкурса имени П.И.Чайковского, солист Санкт-Петербургского Дома музыки, солист Московской государственной академической филармонии, преподаватель Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского Павел Сергеевич Милюков
  • Заслуженный артист России, профессор, заведующий кафедрой виолончели, контрабаса, арфы и квартета Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, лауреат IX Международного конкурса имени П.И.Чайковского Алексей Зиновьевич Массарский
  • Заслуженный артист РСФСР, профессор Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского Александр Михайлович Голышев
  • Лауреат Премии Москвы в области литературы и искусства, профессор Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского, художественный руководитель и дирижер Государственного академического камерного оркестра России Алексей Юрьевич Уткин
  • Заслуженный артист РФ, профессор Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А.Римского-Корсакова Александр Михайлович Сандлер

    Обладатель Гран-при и победитель Первого конкурса «Созвездие» (2019) – скрипачка Мария Артеева, лауреат VII Международного конкурса скрипачей имени А.И.Ямпольского.

    В 2020 году обладателем Гран-при и победителем II конкурса «Созвездие» стал пианист Иван Бессонов – первый российский музыкант-победитель конкурса молодых исполнителей классической музыки «Евровидение-2018» в Эдинбурге, лауреат международных конкурсов Grand Piano Competition, Astana Piano Passion.

Быстрый поиск: