Венера Гимадиева

03/10/2020 - 05:07   Classic   Концерты
Грандиозным представлением Большой мессы до минор Моцарта завершился XII Большой фестиваль РНО в московском зале им. Чайковского.

За дирижерским пультом Российского национального оркестра — неизменный его руководитель Михаил Плетнев, на балконах — два десятка артистов Академической хоровой капеллы им. Юрлова, солисты тоже под стать — Венера Гимадиева, Юлия Лежнева, Алексей Курсанов (заменивший в последний момент ранее заявленного Давида Посулихина) и Игорь Коростылев. Партии органа — Людмила Голуб.

Юлия Лежнева
Юлия Лежнева

Оставив в стороне вопрос о недописанности «Большой мессы» самим Моцартом, - перед любым дирижером всегда встает вопрос трактовки. Моцарт очевидно тяготился запретами на «вольности» в литургической музыке, введенными в период написания мессы императором Иосифом II. Суровый бэкграунд в лице Баха и Генделя композитор сознательно окрашивал оперной кантиленой и колоратурой в итальянском духе, что и составляет, собственно, ценность дошедшей до нас партитуры (доделанной Алоизом Шмиттом и пр.). Дирижер — заложник такой двойственности, рано или поздно он начинает склоняться к чему-то одному, иное рассматривая как дополнительную краску. Скажем, эталонное нынче исполнение оркестром Бернстайна ярко отражает именно оперную природу Моцарта, а между литургическими строгостями Бернстайн умело лавировал.

Большая месса Моцарта
Большая месса Моцарта

Михаил Плетнев уже в первой же части Kyrie eleison делает упор скорее на строгости. РНО звучит чинно и помпезно, будто играет Генделя, а хоровые кантилены подсушены по максимуму. Даже прописанные в партитуре многочисленные tutti словно приглушены во имя строгой полифонии. А ведь литургический текст, напомним, Моцарт не менял! Ни слова. Отсюда безусловная церковность этой музыки по Плетневу, - которой часто недостает в иных интерпретациях.

Михаил Плетнев
Михаил Плетнев

В Gloria это бестелесное славление Господа достигает кульминации, тяжелая и размерная поступь оркестра подчеркивает незыблемость традиции. Соло сопрано Юлии Лежневой в Laudamus te - драматично и бережно, без итальянской экспрессии, виртуозно и при этом без злоупотреблений прекрасным вибрато Лежневой. Затем и выдержанный дуэт двух сопрано Венеры Гимадиевой и Юлии Лежневой в Domine — сдержанно и благородно. Хоровая пассакалья Qui tollis о Несущем грехи мира и вовсе звучит полноценным латинским церковным хором с трагическими оркестровыми акцентами. Стоит напомнить, что сам Моцарт ценил вокальную дикцию: «хорошая, отчётливая дикция - это красиво», - писал он про тенора Рааффа. Все солисты успешно справились с этим, каждый слог слышен отчетливо и округло. С хором так получилось не всегда, но виной тому может быть слышимость балконов.

Венера Гимадиева и Юлия Лежнева

Венера Гимадиева и Юлия Лежнева
Венера Гимадиева и Юлия Лежнева

Наиболее характерно звучание трио солистов в Quoniam – к Гимадиевой и Лежневой присоединяется тенор Алексей Курсанов, и чудесный терцет звучит строго и почти помпезно этими рваными и чеканными четвертными: al – tis – si - mus… Прекрасна Венера Гимадиева в Et incarnatus est («мотивировочной части» Credo, символа веры) — сложнейшие опевания в огромном диапазоне она спела легко и воздушно, при этом должно смиренно и истово. После чего хоровая Osanna прозвучала как воодушевляюще-краткое подведение итогов.

После чего хоровая Osanna прозвучала как воодушевляюще-краткое подведение итогов
После чего хоровая Osanna прозвучала как воодушевляюще-краткое подведение итогов

И вот уже завершающая, кульминационная часть Benedictus qui venit, где Моцарт позволил спеть уже и басу (отчего так случилось — музыковеды гадают по сей день) Игорю Коростылеву. Возглашение благословения всем — не просто фантастической красоты мелодии, но и тончайшая балансировка солистов, оркестра и двойного хора. И это было великолепно, торжествующе взмытые вверх руки Михаила Плетнева (все это время восседавшего на высоченном стуле над головами всех солистов), - триумф воли. Он вырулил все звучание туда, куда и хотел, очевидно.

Торжествующе взмытые вверх руки Михаила Плетнева
Торжествующе взмытые вверх руки Михаила Плетнева

Отдельно стоит упомянуть о блестящей работе духовой группы Российского национального оркестра — прежде всего о потрясающей флейте Максима Рубцова, чутко одухотворенном гобое Виталия Назарова и группе фаготов во главе с Андреем Шамидановым, - без них Большой мессы Моцарта просто не могло состояться. С духовыми в РНО все в порядке.

А Большой фестиваль РНО, увы, окончен. На бис музыканты не могли не сыграть и спеть еще раз Benedictus, - и овациям не было числа.

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Ирина ШЫМЧАК

15/12/2019 - 05:24   Classic   Концерты
Молодёжная Оперная Программа Большого театра отметила своё десятилетие гала-концертом на Исторической сцене родного театра.

Повседневная жизнь МОП, её будни протекают как-то незаметно, в тиши репетиционных классов, лишь иногда напоминая о себе своими программами в Бетховенском зале Большого театра. Участники программы вводятся в текущий репертуар театра, что соответствует задачам программы, чётко сформулированным её руководителем, профессором Д.Ю. Вдовиным:

Василиса Бержанская, Аташ Гараев, Руслана Коваль, Дмитрий Вдовин, Алексей Кулагин, Виктория Каркачева, Елизавета Нарсия
Василиса Бержанская, Аташ Гараев, Руслана Коваль, Дмитрий Вдовин, Алексей Кулагин, Виктория Каркачева, Елизавета Нарсия

«Есть определенный разрыв между вузом и престижной сценой, который преодолевается обычно годами, а то и десятилетиями. Но сегодня театры не могут долго ждать и всё больше нуждаются в достаточно молодых певцах, чей внешний облик и возраст соответствовали бы представлению публики, например, о Ромео и Джульетте. Мы в Большом театре стараемся сконцентрировать педагогические и финансовые усилия на подготовке к театральным будням самых талантливых молодых артистов. Это как маленькая фабрика по производству чего-то очень дорогого и эксклюзивного. Что касается непосредственных интересов молодых певцов, то их надо увлекать, прежде всего, творчеством, количеством интересной работы, на которой они могут расти. Наши молодые артисты больше всего об этом мечтают».

Поставленную задачу можно выполнять по-разному и получать неплохие результаты, но те результаты, которые представлены МОП обществу сегодня, поражают масштабом и глубоким содержанием. В организации работы программы явно прослеживается чёткость, вернее, некий математический расчёт. Видимо, это совсем неслучайно, если обратиться к биографии директора программы, профессора Д.Ю. Вдовина. Практически вся семья Д.Ю. Вдовина - представители отечественной науки, специалисты в области физики, математики, точных наук.

Мария Лобанова
Мария Лобанова

Участие МОП Большого театра в мировом оперном процессе отличают подготовленность молодых артистов и их мобильность. Результаты, судите сами, это высокие призовые места престижнейших оперных конкурсов, многие из которых дают право призёрам выступить в оперных спектаклях ведущих театров мира. Такого рода опыт позволяет говорить об уникальности Молодёжной оперной программы, созданной и руководимой профессором Д.Ю. Вдовиным в Большом театре.

Нина Минасян
Нина Минасян

Состоявшийся гала-концерт на Исторической сцене Большого театра дал представление о высоком профессиональном уровне участников МОП, как настоящих, так и причастных к программе в недавнем прошлом. Всё представленное на сцене Большого театра в связи с 10-летием МОП говорит о явлении совершенно нового порядка: сформировался и успешно функционирует оперный театр нового типа, театр периода глобализации в мировом культурном пространстве, и это театр Дмитрия Вдовина. В этом контексте главное место в работе с молодыми певцами занимает осмысление исполняемых музыкальных произведений в связи с умением создать национально достоверный характер партии. На достижение этой цели направлена вся работа МОП и, в первую очередь, работа с языком исполняемого произведения. Это не только правильное произношение, но и манера сценического поведения исполнителя, его жесты, мимика и всё то, что делает воплощаемый образ принадлежностью, частью определённой национальной культуры.

Оксана Волкова, Венера Гимадиева
Оксана Волкова, Венера Гимадиева

Результаты такого подхода в работе с молодыми исполнителями в рамках МОП Большого театра были продемонстрированы в выступлениях молодых артистов в гала-концерте. Концертные номера были представлены как соло, так и в дуэтах.

Если говорить о наиболее ярких выступлениях, то надо начать с конца, и это, безусловно, сопрано Ольга Кульчинская, исполнившая арию Маргариты с жемчугом из оперы «Фауст» Гуно. Какой красоты голос, какая потрясающая техника владения этим драгоценным инструментом! Певица, безусловно, в прекрасной вокальной и сценической форме.

Ольга Кульчинская
Ольга Кульчинская

Порадовал баритон Андрей Жилиховский в каватине Фигаро из оперы «Севильский цирюльник» Дж. Россини. Лёгкость виртуозного исполнения арии, изящная манера сценического воплощения образа уже стали признаками фирменного стиля молодого артиста.

Очень интересным был дуэт из оперы «Семирамида» Дж. Россини в исполнении двух прекрасных меццо-сопрано, по сути, редких голосов, Василисы Бержанской (Арзаче) и Марии Бараковой (Семирамида). Драматически насыщенная сцена была исполнена певицами с постижением смысла и его воплощением настолько правдиво, что это не могло не вызвать бурного отклика публики в зале.

Необыкновенно порадовал своим исполнением партии Ленского из оперы «Евгений Онегин» П.И. Чайковского прекрасный тенор Богдан Волков, подтвердивший все лучшие представления о вокальном и сценическом воплощении знакового героя русской классической оперы.

Совершенно обескуражило, потрясло публику исполнение арии князя Томского из оперы «Пиковая Дама» П.И. Чайковского, которого воплотил на сцене баритон Андрей Кимач, обладатель мощного, прекрасно оснащённого вокальной техникой голоса, артистически тонко проработавшего эту знаменитую партию. Да уж, жива наша опера и прирастает новыми, замечательными талантами.

Финал концерта
Финал концерта

Право слово, можно ещё и ещё перечислять всех и каждого участника этого потрясающего концерта, но как не сказать о детской группе театра, которая весёлой пёстрой гурьбой вдруг появилась на сцене, чтобы поздравить юбиляров? Выступление детей было яркой, радостной строкой в программе концерта.

Гала-концерт прошёл в сопровождении оркестра Большого театра под управлением маэстро Александра Сладковского.

Людмила КРАСНОВА
Фото: Павел Рычков / Большой театр

20/03/2019 - 00:27   Classic   Новости
Премию BraVo в области классического искусства вручили на Исторической сцене Большого театра.

Премия BraVo проводится во второй раз, она призвана отмечать заслуги артистов в области классической и популярной музыки. Во вторник вечером свои награды получили артисты классического искусства, а также произведения и площадки, связанные с этим направлением.

Перед церемонией
Перед церемонией

"Я очень рад, что такой проект, который объединяет лучших артистов Европы и Азии, создан и развивается именно в России. У премии есть особенность, которая отличает ее от других... Главным критерием присуждения премии BraVo является зрительский успех. Я заранее поздравляю всех лауреатов", — сказал на церемонии награждения министр культуры РФ Владимир Мединский, который вручил приз театру "Астана Опера".

Следом артист балета Сергей Полунин передал награду другой площадке — концертному залу "Зарядье". Выступлением знаменитого танцовщика завершилось первое отделение торжественной церемонии: на сцене Большого театра он представил хореографию на песню Take me to Church.

За лучший классический женский вокал наградили оперную певицу, лауреата премии "Золотая маска" и приглашенную солистку Большого театра Венеру Гимадиеву. Она получила приз из рук знаменитого итальянского тенора Витторио Григоло, который сорвал овации благодаря исполнению арии Каварадосси из оперы Пуччини "Тоска".

"Ты самая прекрасная в мире", — сказал по-русски Григоло, а солистка продемонстрировала великолепное сопрано, спев болеро "Красавицы Кадикса" композитора Лео Делиба.

За лучший классический мужской вокал премию получил знаменитый китайский бас Хао Чжан Тян. Он рассказал, что всегда мечтал побывать в Москве, но не находил возможности, пока не получил приглашения от организаторов премии. Накануне они с женой погуляли по Красной площади, и это событие совпало с 28-летней годовщиной их брака. "Вы можете представить, насколько это для меня значимо", — подчеркнул артист.

"Открытием года" по версии премии назвали юного пианиста Ивана Бессонова. Он исполнил гостям Прелюдию соль минор №5 опус 23 Сергея Рахманинова.

Госоркестр имени Светланова назван лучшим оркестром года.

Премию за "Оперу года" вручили постановке "Триумф Времени и Бесчувствия", которую на сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко поставил театральный режиссер Константин Богомолов. Фрагмент из оперы исполнил известный тенор Дэвид Дикью Ли.

"Дирижером года" по версии премии назвали японца Митиёси Иноуэ.

Награду за "Лучшую классическую композицию в современном исполнении" вручили за произведение "Вероника" китайскому композитору Ду Юн, которая является лауреатом Пулитцеровской премии 2017 года за другое свое сочинение.

Одним из специальных гостей премии стал голливудский актер Джон Траволта. Она рассказал, что должен был вручать награду на вечере награждения популярной музыки, но попросил организаторов об одолжении выйти на сцену Большого театра.

"Надеюсь, наслаждаетесь этим вечером, как и я. Для меня большая честь быть на этой легендарной сцене... Стоять на этой сцене — огромная честь для любого артиста", — сказал Траволта со сцены.

Он вручил премию за лучший саундтрек года, которая досталась композиции "Одиночество" группы "Земляне" из фильма "Пилигрим".

Кроме того, из его рук награду в номинации "Мировая звезда" получила румынская оперная певица Анджела Георгиу.

Почетной награды "За вклад в мировую музыкальную культуру" премии BraVo посмертно удостоена оперная певица Монтсеррат Кабалье, награду получила ее дочь Монтсеррат Марти-и-Кабалье.

"Хочу поблагодарить вас всех. Мама очень любила эту страну. Я думаю, где бы она ни была, она очень признательна за эту награду", — сказала Монтсеррат Марти-и-Кабалье со сцены.

Гостям вечера посчастливилось услышать арию Лауретты из оперы "Джанни Скикки" в исполнении Монтсеррат Марти-и-Кабалье.

Британская актриса с русскими корнями Хелен Миррен объявила победителя в номинации "Балет года": премия досталась постановке "Нуреев", над которой работал творческий союз хореографа Юрия Посохова, режиссера и сценографа Кирилла Серебренникова и композитора Ильи Демуцкого. Награду получил исполнитель главной роли, солист Большого театра Владислав Лантратов.

26/09/2018 - 09:06   Classic   Концерты
Свой новый 88-й сезон Большой симфонический оркестр им. П.И. Чайковского открыл в Большом зале Московской консерватории. Его художественный руководитель и главный дирижер Владимир Федосеев собрал своих друзей, ведущих солистов Большого театра и «Новой оперы» Агунду Кулаеву, Василия Ладюка и Алексея Татаринцева, с которыми он часто выступает, и устроил пиршество оперного искусства. К ним присоединилась Венера Гимадиева, выпускница Молодежной оперной программы Большого театра, его солистка, ныне в основном поющая за рубежом.

По традиции Владимир Федосеев первое отделение посвятил русской музыке, второе – зарубежной. После красочной Увертюры к опере Римского-Корсакова «Майская ночь» прозвучали ария Левко и дуэт Ганны и Левко из той же «Майской Ночи» в исполнении Алексея Татаринцева и Агунды Кулаевой, а затем ария Шемаханской царицы из «Золотого петушка» Римского-Корсакова, ее спела Венера Гимадиева. Настал черед Чайковского, и тут были радостные открытия.

Приятно наблюдать, как постепенно некогда начинавшие молодые певцы превращаются в подлинных мастеров, как расширяется их репертуар, а роскошные голоса получают психологическую глубину и свои индивидуальные интересные трактовки оперных героев. И в этом огромная заслуга замечательного музыканта-дирижера Владимира Федосеева. Недаром Василий Ладюк рассказал о важности своего сотрудничества с дирижером и его оркестром: «Работать с Владимиром Ивановичем Федосеевым — не только большая честь, но и большая ответственность для любого музыканта. И отнюдь не потому, что он признанный во всем мире авторитет, а потому, что он один из тех редких больших художников, под руководством которых не просто поешь, исполняя какое-то произведение, а творишь, делаешь музыку».

Владимир Федосеев
Владимир Федосеев

Агунда Кулаева оказалась мастерицей филировки, которая наполнила арию Иоанны из оперы Чайковского «Орлеанская дева» объемом, божественной силой и уверенностью в своем предназначении спасительницы Франции.

Василий Ладюк спел арию Елецкого из «Пиковой дамы» Чайковского красиво, но привычно, а вот ариозо Мазепы из оперы Чайковского поразило своей неожиданной трактовкой. Его герой Мазепа поет не о сегодняшней страстной любви к Марии, а как прощание с ней и с прежней жизнью. В ней читается и будущее Мазепы, злодея и предателя.

Венера Гимадиева
Венера Гимадиева

Во втором зарубежном отделении блистала Венера Гимадиева. Сначала она исполнила арию Амины из «Сомнамбулы» Беллини. Венера была лучшей Аминой в спектакле Большого театра, каждый раз радуя виртуозностью и лирической глубиной партии героини. Потом Гимадиева уехала за рубеж, а вслед за ней сняли и «Сомнамбулу». В концерте ария прозвучала как прекрасное воспоминание о замечательном спектакле, о котором очень жалеют все зрители. Радостью и счастливой беззаботностью был пронизан Вальс другой ее героини Джульетты из оперы Гуно. Во втором отделении Агунде Кулаевой явно удалась ария Далилы, коварной искусительницы, в которой всех покорила обольстительная кантилена певицы. В другом ключе, легком и игривом, решила Кулаева Песенку Эболи из «Дон Карлоса» Верди.

Особое место занимают в репертуаре Алексея Татаринцева две его последние партии в зарубежных операх: Ромео из «Ромео и Джульетты» Гуно и Эдгардо из «Лючии ди Ламмермур» Доницетти. Герои разные, для каждого из них у певца свои краски и интонации, убедительные и точные. Он идеальный исполнитель Ромео, роль как будто создана для него. «Ночную» каватину Ромео можно слушать бесконечно, каждый раз находятся новые нюансы для всепоглощающей любви Ромео и уверенности в ее счастливой судьбе.

Алексей Татаринцев
Алексей Татаринцев

Василий Ладюк представил две арии из неисполняемых сегодня в России опер, что было более чем интересно. Особенно впечатлила Застольная песня Гамлета из одноименной оперы француза Амбруаза Тома. Да, кстати, когда-то давно Евгений Владимирович Колобов поставил в своей «Новой опере» «Гамлета», но с большими сокращениями и некоторыми переделками. И несмотря на то, что очень приличным Гамлетом был Илья Кузьмин, спектакль быстро сошел со сцены. Недавно в абонементе Московской филармонии «Оперные шедевры» опера Тома прозвучала в концертной версии. Партию Гамлета спел Игорь Головатенко. А вот когда исполнялась ария Эцио из оперы Верди «Аттила», я что-то не припомню. Можно считать, что певец познакомил слушателей с этим вердиевским персонажем.

Василий Ладюк и Владимир Федосеев
Василий Ладюк и Владимир Федосеев

Ближе к финалу вечера Венера Гимадиева и Василий Ладюк приберегли сцену и дуэт Виолетты и Жермона из «Травиаты» Верди. Сколько бы ни звучала эта музыка Верди, ее всегда будут слушать, как в первый раз, столько в ней красоты, любви, искренности и сострадания до слез. И пели, вернее, проживали великую историю любви и смерти Виолетты замечательные артисты Венера Гимадиева, Василий Ладюк и вместе с ними Большой симфонический оркестр им. Чайковского во главе с Владимиром Федосеевым. Недаром по окончании концерта - долгие несмолкающие аплодисменты и поток роскошных букетов.

Василий Ладюк, Венера Гимадиева и Владимир Федосеев
Василий Ладюк, Венера Гимадиева и Владимир Федосеев

Елизавета ДЮКИНА

Алексей Татаринцев
Алексей Татаринцев

Венера Гимадиева
Венера Гимадиева

Агунда Кулаева
Агунда Кулаева

Участники концерта
Участники концерта