Фестиваль "AVANT 2005". И независимость, и невменяемость

"Авант-2005" оказался настоящим открытием российской музыкальной сцены. И представить сложно было, что в понятие "независимость" можно вложить всё что угодно, кроме нормальной организации фестиваля нормальной музыки. Как выяснилось, владельцы замечательной по своей сути площадки "35ММ" совершенно не в состоянии сделать достойное действо для большого количества слушателей.

Организация

– В зал с пивом нельзя, – заявляет охранник, неусыпно дежурящий на входе. – Распоряжение организаторов.

Оказывается, администрация "35мм" больше всего боится того, что ценители независимой музыки загадят ковролин около сцены. Вышеуказанных ценителей в последний день фестиваля наберется на полтора-два инвалида, да и те предпочитают либо спать около рядов, либо интеллигентно стоят около сцены, не подавая никаких признаков жизни.

– "Мои ракеты вверх!!! Молодцы!!!" – кричит какая-то девушка, пытаясь собственным ярким примером сподвигнуть людей на аплодисменты, но кто-то в зале оживает лишь в момент появления на экране рабочего стола Windows с папочками и ярлычками.

– А кто такой Леонид Фёдоров? – интересуется у меня молодой человек, рассматривающий список участников, расклеенный около входа в зал. – Я тут вообще никого не знаю, но вот "Hood" (тычет пальцем в соответствующую строчку) - это, наверное, круто. Они из Великобритании, как-никак.

На непосещаемом лотке с дисками пылится фестивальный сборник и во время невыносимо длинных перерывов, равных короткому выступлению, тут запускается какая-нибудь пластинка с целью привлечения внимания покупателей. Покупатели продолжают вести беседы в фойе и почитывать бесплатную "Акцию".

Звук

Очевидно, по мнению звукорежиссера, тем, кто стоит у сцены, нет необходимости слышать слова. Возможность услышать текст песни появляется только у тех, кто расположился бы в уютных креслах кинотеатра подальше от сцены. Картина в таком случае получилась бы просто непередаваемая: музыкантам пришлось бы играть перед пустым танцполом, на наполнение которого и так без слез не взглянешь. Правда, есть другой вариант: сесть прямо на сцену и внимательно следить за мимикой. Многие так и делают.

Участники

Jermook

Полупсиходелика в смеси с полуэлектроникой и полуэтникой. В принципе мило, но в то же время ничуть не показательно: может быть, именно поэтому потенциальные слушатели предпочли посидеть на солнечной лужайке перед кинотеатром, потягивая пиво.

Мои ракеты вверх

Коллектив, игравший в свое время на посвященных Курту Кобейну вечеринках, мало изменился. В качестве перформанса солисту можно предложить достать пистолет и картинно застрелиться на сцене. Независимая музыка в понятии "Ракет" – сущий плагиат, ничуть не самобытный и ни в коем случае не оригинальный.

Noiz Orchestra

Солистка "Детей Пикассо" и радио-ди-джей Рихтер. На экране появляется надпись, гласящая о том, что начинается выступление «первого экспериментального проекта». Звучит музыка, появляется видеоряд, продвинутая молодежь начинает вздыхать, не сходя с места. В этом случае занимать кресла с целью расслышать голос не рекомендуется: все слишком экспериментально.

Won James Won

Проект питерских "Кирпичей" и московских IFK замечателен уже тем, что в нем присутствует разумная доля стеба. Это эдакий хардкор-индастриал, демонстрирующий разложение города в своей последней ипостаси. Все громко, безумно. Тихон рычит и терзает гитару, срывая с себя одеяния из рекламных целлофановых пакетов. Данила из "Кирпичей" разрывается между синтезатором и басом, порой выкрикивая в микрофон несвязные звуки. Слушатели продолжают стоять, как стадо живых мертвецов из одноименного фильма.

Silence Kit

В зале начинается легкое двжение: отдельные личности предпринимают попытки слэма, которого хватает на полторы песни. Потом, смирившись с общим настроем, все продолжают интеллектуально стоять на месте. Silence Kit невозмутимо доигрывают свою часть программы и уходят со сцены. Начинает стекаться публика, жаждущая инди-героев бост-рока британского происхождения.

The Hood

Лысеющий интеллигент Кристофер Адамса с печатью "Made in UK" на лбу заламывает руки, терзает гитару и вообще ведет себя по-британски эмоционально. Неплохая музыка, все очень выверено и грамотно. На сцене профессионалы – это очевидно. Кажется, что вот сейчас начнется припев, сорвет с себя Адамс футболку, возьмет мощный аккорд и зал забьется в музыкальном оргазме. Не судьба. Страдания "Худа" заключены в рамки всепоглощающей меланхолии и тоски по прошедшему лету.

Леонид Федоров

Одним махом Федоров, вышедший на сцену с акустической гитарой, затыкает за пояс гремящие электронные сэмплы, жужжащие электрогитары и экспериментально вопящих солистов. В момент выступления кинотеатр превращается в самый настоящий квартирник, от которого сам Леонид, судя по всему, получает небывалое удовольствие, охотно общаясь с публикой и играя на бис.

Последнему коллективу аудитории вообще не остается: метро близко к закрытию, да и после блестящего выступления Федорова мало кто горит желанием досиживать фестиваль до конца.

Подводя итог последнего дня фестиваля можно с непоколебимой уверенностью сказать, что независимой музыки в России по-прежнему мало. Просто кто-то зависит от теле- и радиоротаций, а кто-то от собственной амбициозности и чересчур активной экспериментальности.

Устроителям "Аванта" можно лишь пожелать учиться на своих недоработках. Глядишь, и следующий фестиваль, если он состоится, станет достойной работой над ошибками предыдущего. Поживем – увидим.

Сергей ШУБА, NEWSmusic.ru