Башмет и Хабенский выступят в КЗ им. Чайковского

17 октября в Концертном зале им. Чайковского состоится концерт Камерного ансамбля «Солисты Москвы» и Константина Хабенского. Дирижер и солист - Юрий Башмет.

В программе концерта:
Шуберт-Малер - "Смерть и девушка" (переложение для альта с оркестром) и сцены из пьесы Камю «Калигула» 

Шуберт – Соната «Арпеджионе» для альта и струнных

Сен-Санс – «Карнавал животных», большая зоологическая фантазия для оркестра и чтеца

Ф. Шуберт. Струнный квартет № 14 "Смерть и девушка" (переложение для струнного оркестра Г. Малера) и сцены из пьесы КАМЮ «Калигула»

В апреле 2012 года, после концерта в Свердловской академической филармонии, где было исполнено это произведение Шуберта-Малера и сцены из пьесы КАМЮ «Калигула», народный артист России Константин Хабенский и народный артист СССР Юрий Башмет в беседе с журналистами рассказали, как рождался этот эксперимент.

— До сих пор в недоумении, почему Шуберт назвал свой струнный квартет «Смерть и девушка», — говорил Юрий Башмет. — Его музыка не о девушке, не о смерти, и в то же время — и о девушке, и о смерти, о рождении, страданиях, преодолении. Она — о человеке. Общечеловеческая. Идея соединить «Калигулу» Камю с шубертовской музыкой возникла у Хабенского. Попробовали сначала в десятиминутном варианте и удивились: совпало.

Константин Хабенский рассказывал об опыте, по его выражению, «соединения несовмещаемого»:

— Эксперимент с Камю и музыкой Шуберта—Малера приводит людей в чувство. Не после обморока, разумеется. В то чувство, которое они не испытывают в повседневности. Текст и музыка вместе напрягают нервы, будоражат не обыденные мысли. Такая, в хорошем смысле, провокация искусством.

Как известно, Константин Хабенский в своё время очень успешно играл главную роль в спектакле «Калигула» санкт-петербургского Театра им. Ленсовета. На вопрос «Что-нибудь от той роли осталось сейчас в новом музыкально-драматическом действе?» Константин Хабенский ответил кратко и исчерпывающе: «Текст. Только текст».

Юрий Башмет
Юрий Башмет

Юрий Башмет о жанре получившегося в итоге синтеза:

— Нашу совместную работу трудно определить привычным жанром. Есть множество программных произведений, когда композитор написал музыку, вдохновившись литературой…

— И хотя Шуберт не читал Камю, Зато он читал историю Древнего Рима! — отметил Константин Хабенский.

«Скажу только, что мы соединяем драматическое произведение с музыкой совсем не для того, чтобы публике было «легче» воспринимать произведение Шуберта—Малера, — подытоживает маэстро Юрий Башмет, - Пока я этот жанр называю просто: эксперимент, который развивается от концерта к концерту».