"Остров Света" остался без дождя

4 августа сад «Эрмитаж» в последний раз превратился в обособленный среди московских новостроек «Остров света» - фестиваль, заключительным аккордом которого стало выступление камерунского гения Ричарда Боны, а также тувинских звёзд горлового пения «Хуун-Хуур-Ту» и казахстанской этно-рок-группы «Ulytau».

Хуун-хуур-Ту

Первыми на сцене появилась тувинская четвёрка «Хуун-Хуур-Ту». Участники ансамбля, изъездившие со своими гастролями практически весь мир и признанные одним из самых успешных коллективов постсоветского пространства, скромно благодарили собравшуюся публику после каждой исполненной песни. И затем вновь показывали невероятный мастер-класс горлового пения, переходя то к озорным номерам, имитирующим скачущего по степи наездника, то к проникновенным любовным балладам и к песням о тоске по малой родине.

Хуун-Хуур-Ту

«Хуун-Хуур-Ту» удалается сохранить и передать первозданность народного тувинского фольклора и дух древних кочевых племён. Хотя во многом и сами музыканты, облаченные в национальные наряды, и с невообразимым спокойствием общающиеся в перерывах со зрителями, выглядели настоящими кочевниками, где только коня и юрту им заменили зачехлённые инструменты и плотный гастрольный график, в котором, собственно, одной из остановок и стал концерт на фестивале «Остров света». Получилось незабываемое выступление для ценителей настоящей аутентичной музыки.

Ulytau

Вслед за тувинскими мастерами на сцене дебютировали молодые ребята из группы «Ulytau», продолжившие азиатский блок фестиваля. Но в отличие от первого коллектива, казахстанская группа играет современный тяжёлый рок с вкраплением национального инструмента домбры и соло на скрипке.

Ulytau

На ударных играл Игорь Джавад-заде, работавший в таких культовых командах, как «Арсенал», «Наутилус Помпилиус», а также с певицей Земфирой. Тот факт, что работой с «Ulytau» заинтересовался один из лучших барабанщиков бывшего СССР и России, заставил публику, ожидающую выступление Ричарда Боны, вновь собраться с любопытством у сцены.

В итоге зрители услышали этно-рок, сложенный из фрагментов классических произведений от скрипачки ««Ulytau», чем-то внешне похожей на Ванессу Мэй, и порции национальных мелодий на электродомбре, а также готических гитарных риффов, напомнивших скандинавскую группу «Nightwish».

Но уже после третьей композиции «Ulytau» стали страдать самоповторами и некоторой однообразностью. Принцип смешения стилей, взятый группой за основу, не получил своего логического развития, отчего выступление показалось каким-то смазанным.

К тому же в исполнении чувствовался больший крен на европейскую мелодику, нежели на национальные казахские мотивы, что в итоге пошло группе только во вред. В частности домбра, стараниями ее обладателя звучавшая порой как американское банджо, потеряла всю прелесть своего коренного звучания. Но, тем не менее, публика вежливо дослушала ребят до конца, поддерживая их сдержанными аплодисментами.

Ричард Бона

После небольшого технического перерыва на сцене под бурные овации появился Ричард Бона. Одетый в белый национальный костюм, широко улыбающийся один из лучших бас–гитаристов джазового мира осторожно дотронулся до басовых струн и извлек еле уловимые, прозрачные звуки, будто боясь поранить инструмент. С кошачьей пластикой чернокожий музыкант начал передвигаться по сцене, и его волшебные заклинания в микрофон на камерунском языке наполнили вечерний воздух. Это был настоящий африканский шаманизм. То нашептывая, то переходя на невообразимо высокие ноты, музыкант раззадоривал своей веселой магией, заставляя публику пускаться в пляс.

В его репертуаре перемешались африканские ритмы, латиноамериканская сальса и креольская босанова. Чувствуя малейшие изменения в настроении публики, Бона с лирических баллад легко переключался на зажигательный фанк или джаз-рок.

Даже те, кто был далёк от такой музыки, оказались покорены обаянием этого чернокожего виртуоза. Он умело заигрывал как с мужской, так и с женской аудиторией фестиваля, заставляя и тех и других в экстазе подпевать ему какое–нибудь простейшее «мамбу» или смеяться над забавными историями гастрольной жизни его поистине интернациональной группы.

В завершении Ричард Бона, переполняемый эмоциями, заявил о том, что он хотел бы играть в этом замечательном саду каждый вечер. А потом, выдержав паузу, после долгих аплодисментов добавил, лукаво обращаясь к публике:

- Вчера, когда я приехал в Москву, шёл дождь. Сегодня же, вспомнив немного африканского Вуду из далёкого-далёкого детства, я применил свои знания и остановил дождь.

Тут Ричард вновь широко улыбнулся и, выдержав паузу, продолжил:

- Поэтому наверняка завтра, когда я уеду из Москвы, и магия этого вечера закончится, то дождь начнётся вновь!

И действительно, в пятничный вечер дождя на «Острове света» так и не случилось. Магия камерунского гения подействовала безотказно. Также как и камлания тувинских мастеров горлового пения.

На этом фестиваль «Остров света» завершился. А на следующий день пошли дожди.

Вадим ВИТОВЦЕВ, NEWSmusic