«Обыкновенное чудо» в симфоническом наряде

Симфоническая версия знаменитой музыки Геннадия Гладкова к фильму «Обыкновенное чудо» прозвучала в исполнении ГАСО им. Светланова.

Телефильм «Обыкновенное чудо», вышедший в 1978 г. - подлинный шедевр Марка Захарова, созданный им по пьесе Евгения Шварца с музыкой Геннадия Гладкова. С тех пор «Обыкновенное чудо» не сходит с экрана, вот и в нынешние новогодние дни его снова показывали.

Пересматривая фильм, каждый раз открываешь новые нюансы и смыслы. В 2007 г. появился и мюзикл под этим же названием, над которым работали композитор Г. Гладков и автор либретто Юлий Ким. В мюзикл, помимо музыки к фильму, были включены известные песни композитора и написаны новые музыкальные куски. Естественно, всё делалось в рамках русского мюзикла. Авторы попытались перевести гениальную пьесу Евгения Шварца в музыкальный жанр. Первая премьера мюзикла прошла в 2009 в театре «Петербургская оперетта», затем его ставили в театрах России, Белоруссии, Украины. В 2010 он шёл в Москве в Театральном центре на Дубровке, в 2013 — в Белорусском музыкальном театре и Свердловском театре музыкальной комедии. В феврале 2014 его премьера состоится в Одесской музкомедии.

8 января «Обыкновенное чудо» появилось и на симфонической эстраде — в Концертном зале им. Чайковского. Худрук и главный дирижёр ГАСО им. Светланова Владимир Юровский очень любит музыку Гладкова к фильму, и ему захотелось, чтобы она зазвучала в исполнении симфонического оркестра. Человек, мыслящий и ищущий для своего коллектива музыку разных стилей и жанров, он заказал Гладкову версию для симфонического оркестра, что тот и осуществил.

Обыкновенное чудо
Обыкновенное чудо

Корректно представлял симфоническое «Чудо» режиссёр и ведущий, он же композитор Андрей Семёнов, хотя и без него всем всё было давно понятно. Участвовал в представлении и Камерный хор Московской консерватории п\у Александра Соловьева. Собрали актёрски-певческую гвардию. В неё вошли очень разные люди: актёры, много выступающие в мюзиклах: Игорь Балалаев — Хозяин и Елена Чарквиани — Эмилия, джазовая певица и актриса Театра музыки и драмы Стаса Намина Анна Бутурлина — Хозяйка, актёр театра и кино Игорь Войнаровский — Медведь, солистка Московского хорового ансамбля «Благовест» Лилиана Петрусенко — Принцесса, солисты оперных театров Вячеслав Войнаровский — Король, Валерий Микицкий — Первый министр (оба из Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко), Павел Черных (Большой театр) — Охотник, артист музыкального театра Александр Маракулин — Министр-администратор.

Отдельно стоит сказать про певца Леонида Серебренникова в роли Эмиля, - именно он пел «Нелепо, смешно, безрассудно, безумно… Волшебно…» в оригинальном фильме Захарова.

Очень хорошо, что ни один из исполнителей не пытался подражать легендарным артистам фильма: Евгению Леонову, Александру Абдулову, Олегу Янковскому, Андрею Миронову, давно покинувшим наш мир, а также замечательным актрисам Евгении Симоновой, Ирине Купченко, Татьяне Васильевой. Сегодняшние исполнители прежде всего ориентировались на музыкальную основу, указания Юровского и Андрея Семёнова.

Что же касается симфонической партитуры, то в первой части композитор перегрузил её медными и духовыми инструментами, получилось слишком громко, даже с какими-то джазовыми акцентами, и, к сожалению, она получилась однообразной в своих модуляциях. Трудно приходилось исполнителям, особенно опытной в мюзиклах Елене Чарквиани. В одном месте она даже начинала расходиться с оркестром, но Юровский вовремя пресёк ее попытки.

Дирижер Владимир Юровский
Дирижер Владимир Юровский

Вторая же часть слушалась совсем по-другому. Гладков, обративших в основном к главным мелодиям фильма, сумел их развить и обогатить новыми красками. Конечно, хотелось, чтобы у всех исполнителей были настоящие певческие голоса, в первую очередь я говорю об Игоре Войнаровском — Медведь, Анне Бутурлиной — Хозяйка и Лилиане Петрусенко — Принцесса, тем более, что вокальный материал для них был. Но все очень старались. Как ни странно такой разношёрстный состав артистов, оказался единой командой, которая вместе с дирижёром Юровским рассказывала о чуде, происшедшем в душе каждого героя. Каждый стремился к индивидуализации своего персонажа. Пожалуй, самой безликой оказалась Анна Бутурлина в роли Хозяйки, а самыми интересными в актёрском и вокальном отношении были Игорь Балалаев — Хозяин и пара бывших влюблённых, расставшихся и вновь встретившихся Елена Чарквиани — Эмилия и Леонид Серебренников — Эмиль. Их дуэт «Ах, сударыня…» был настолько лиричным и выразительным, построенным на полутонах и игривом и в то же время искреннем piano, что зал, затаив дыхание, следил за раскрывающемся перед ним чудом любви и обожания.

Игорь Балалаев был подлинной пружиной действия. Он сумел вместе с оркестром очень органично привести его к финальному разговору Хозяина с Медведем, который и стал яркой кульминацией всего представления. Вообще вся вторая часть «Обыкновенного чуда» была проведена оркестром, ведомым Владимиром Юровским, необыкновенно вдохновенно и лирично, тонко, но не сентиментально, раскрывая все красоты музыки Гладкова.

Все участники «Обыкновенного чуда»
Все участники «Обыкновенного чуда»

Настоящий восторг вызвала финал, который очень украсил Камерный хор Московской консерватории изящным исполнением своей партии. Основная тема произведения Гладкова, впитавшая в себя подтему всепобеждающей любви, помогающей творить чудеса, прозвучала мощно и нежно. А Владимир Юровский казался настоящим волшебником, подарившим всем слушателям Чудо настоящей Любви. Недаром финал в исполнении оркестра, хора и всех солистов прозвучал не раз, по требованию всего зала.

Елизавета ДЮКИНА, «Новости музыки NEWSmuz.com»
Фото - Вера ЖУРАВЛЕВА

Быстрый поиск: