«Орлеанская дева» Чайковского вернулась в Большой

Большой театр России открыл свой 239-й сезон легендарным «Борисом Годуновым» Мусоргского в постановке Леонида Баратова с декорациями Федора Федоровского.

Титульную партию в первом и втором спектаклях спели Михаил Казаков и Дмитрий Белосельский. Отрадно, что в спектаклях выступили молодые певцы, воспитанники Молодёжной оперной программы театра: Константин Шушаков —Щелкалов, Юлия Мазурова — царевич Федор, Богдан Волков — Юродивый. Шушаков - из первого выпуска Программы, уже не один сезон он является солистом театра, Юлия Мазурова только с этого сезона принята в труппу, а Богдан Волков еще занимается в Программе, но уже с успехом спел партию Ивана Лыкова в восстановленной на исторической сцене опере Римского-Корсакова «Царская невеста».

Через пару недель состоялось знаменательное событие —презентация нового музыкального руководителя и главного дирижёра Большого театра Тугана Сохиева. Он представил концертную версию оперы Чайковского «Орлеанская дева». На вопрос корреспондента газеты «Большой театр» сказал: «У меня лично «Орлеанская дева» всегда вызывала огромный интерес, я мечтал продирижировать этой оперой. В России она не так популярна, как «Евгений Онегин» и «Пиковая дама», а в Европе ее практически не знают. Но я считаю, что забыта она незаслуженно».

Туган Сохиев
Туган Сохиев

Действительно, опера не может похвастаться такой же богатой сценической судьбой, как «Евгений Онегин» и «Пиковая дама», но все-таки ее ставили и в России, и за рубежом, но не так часто и регулярно, как хотелось бы и как она того заслуживает по своему музыкальному качеству.

Петр Ильич закончил «Орлеанскую деву» в 1879, в год премьеры «Евгения Онегина», которая была дана силами учащихся Московской консерватории. Первое же представление «Орлеанской девы» состоялось 11 февраля 1881 на сцене Мариинского театра, дирижировал Э. Направник. Премьера прошла с большим успехом. Чайковский был доволен и музыкальным уровнем спектакля и исполнительницей роли Иоанны г-жой Каменской. Через год оперу поставили в Национальном театре Чехии в Праге, где ей также сопутствовал огромный успех. В Мариинском же театре она шла недолго и скоро была снята с репертуара. Известны постановки «Орлеанской девы» в Москве в театрах Зимина и Солодовникова в 1907 и 1908 годах. Знаменитым был спектакль Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова с Софьей Преображенской в главной роли. В сороковые-шестидесятые годы «Орлеанская дева» Чайковского посетила почти все сцены крупных оперных театров бывшего СССР: Нижний Новгород, Саратов, Пермь, Новосибирск, Свердловск, Тбилиси, Харьков, Одесса. Ставили ее в Риме, Ла Скала, театрах Германии. А вот французские театры ни разу не обращались к опере Чайковского, посвященной их национальной героине. Правда, было концертное исполнение оперы с французским оркестром, в котором партию Иоанны исполнила Ирина Архипова.

За солидную жизнь «Орлеанской девы» Большой театр только второй раз обратился к этому созданию Чайковского. Дебют «Орлеанской девы» в Большом состоялся в 1990 г. Интересный спектакль поставили подлинные мастера оперного жанра: режиссер Борис Покровский, дирижёр Александр Лазарев и художник Валерий Левенталь, приурочив его к 150-летию со дня рождения композитора.

Спустя 25 лет, теперь уже к 175-летию своего родителя «Орлеанская дева» вторично вернулась в Большой. Туган Сохиев сделал единственно правильный выбор. Нужна была большая и обязательная русская опера, причём не шлягер. Значительная и почти забытая. Он взял «Орлеанскую деву», доверился Чайковскому и выиграл. Дирижёр выявил драматургию Чайковского и по ней выстроил весь спектакль. Я не оговорилась. Получился настоящий спектакль, скорее даже огромное театральное действо.

Сохиев тщательно провёл все музыкальные темы и драматургические линии, обозначил характеры героев , даже незначительных, и их взаимоотношения, наполнив произведение сегодняшней энергетикой. Он стянул все нити к Иоанне, и она стала центром постановки, как и задумал композитор. Ценность данного музыкального повествования в том, что никто специально не играет главную героиню. Просто каждый поёт и играет свою партию, а мощная рука дирижёра всё это объединяет так талантливо, что все получается логично, гармонично и захватывающе. К тому же у дирижёра абсолютное чувство театра и певцов, нигде ни хор, ни оркестр не заглушали вокалистов. Был точно соблюдён баланс звучания всех групп оркестра, хора и солистов.

Чувствуется, что Туган Сохиев так точно раскрыл перед всеми исполнителями музыку «Орлеанской девы», так увлёк ею, что все они работали с полной отдачей. Как замечательно играл оркестр! Какие молодцы солисты оркестры. Их инструменты звучали чисто и вдохновенно: Федор Строганов — орган, Софья Беляева — гобой, Сергей Петров —кларнет, Алексей Раев — валторна, Эрик Юсупов — тромбон и особенно Галина Эрман — её флейта щедро дарила слушателям ангельские мелодии.

Как никогда пел хор: слаженно, красиво и выразительно с массой оттенков, заложенных в партитуре. Отличная дикция и полное понимание того, о чем поют. Особенно артистам удались массовые хоровые сцены, мощные и одухотворённые, и в то же время как изящно исполнила мужская группа французскую песенку в покоях Короля.

Игорь Головатенко и Анна Смирнова
Игорь Головатенко и Анна Смирнова

В спектакле много отличных работ солистов. В основном Сохиев верно отобрал певцов. Изначально Чайковский писал партию Иоанны для крепкого сопрано. Потом Дирекция императорских театров попросила его переделать эту партию для меццо-сопрано. Для московского исполнения «Орлеанской девы» дирижёр выбрал сопрановую редакцию, как впрочем, и Покровский с Лазаревым в 1990г. Дирижёр пригласил на главную партию Анну Смирнову, нашу соотечественницу, много выступающую на Западе, обладательницу большого красивого голоса, точно подходящего для роли Иоанны. Но актерски певица сначала была очень зажата. При своём первом появлении Иоанна Смирновой походила скорее на монумент , чем на живого человека. и пела невыразительно, порой у неё в верхнем регистре появлялись фальшивые ноты. Всё это очевидно шло от стремления показать героиню другой, отличной от остальных при помощи статики. Да, она другая, но монументальность тут не причем. Она живая, одержимая идеей поднять народ, повести его на врага и победить. Постепенно певица избавилась от зажатости, и в голос зазвучал свободно, тепло. Финальную сцену первого действия, где героиня поднимает народ на спасение родного Орлеана, певица провела страстно и убедительно. Во второй половине оперы у Смирновой не было проблем ни с актёрской, ни с вокальной стороны. Наоборот, она сумела выявить массу подтекстов, заложенных композитором в партии Иоанны.

Замечательным Лионелем был Игорь Головатенко. Он представил нам романтического бургундского рыцаря, который встретившись в лесу с Иоанной, влюбляется в неё. Певец нашел в своём богатом баритоне разные краски для выражения своих чувств к деве-воительнице. Как красиво сливаются голоса Смирновой и Головатенко в любовном дуэте героев. Более чем достойно выступил Богдан Волков в роли Раймонда, жениха Иоанны, наделив его обаянием и сердечностью. Молодой певец дал возможность нам почувствовать, что Раймонд искренне любит девушку, но понимает, что она не такая как все и только как бы издали любуется ею. Его настоящий лирический тенор свободно летит в зал, четкая дикция позволяет слышать каждое слово Раймонда и сочувствовать ему.

Многогранный образ Тибо, отца Иоанны, создал Петр Мигунов. Он сумел донести до слушателя противоречивость чувств отца к дочери и, и если не оправдать Тибо, то хотя бы понять причины его вмешательство в её судьбу, в результате которого Иоанна гибнет на костре. Максим Пастер в роли Короля Карла YII был актёрски убедителен, и то, что не допевал из-за проблем с верхним регистром, доигрывал. Можно отметить и исполнителей небольших партий: Андрея Гонюкова — Дюнуа, французский рыцарь, Станислава Трофимова — Архиепископ и Николай Казанский — Бертран. Единственным исключением была Агнесса Сорель, возлюбленная Короля, в исполнении Лолиты Семениной. Стёртый, тусклый голос и полное отсутствие реакции на происходящее на сцене. На фоне многих отличных работ, её неудачное выступление тут же забылось.

Необычайно сильное впечатление произвел финал — грандиозная массовая сцена: звучащие на forte хор и оркестр и просветлённый голос Иоанны, улетающей от грешной земли к ангелам.

Молодёжная оперная программа тоже начала новый сезон, а 19 октября спектаклем «Так поступают все женщины, или Школа влюблённых» Моцарта она отметила первый юбилей — свое 5-летие.

Молодёжная оперная программа
Молодёжная оперная программа

Подготовлена новая камерная программа — романсы Римского-Корсакова. Это приношение молодёжи композитору в честь его 170-летия. Над ней работали вокальные педагоги во главе с худруком Программы Дмитрием Вдовиным и концертмейстеры: Валерия Прокофьева, Елизавета Малашенко, композитор и пианист Александр Покидченко, которые и выступили с певцами в Бетховенском зале, а Покидченко еще был ведущим вечера, объявляя выступавших, кратко и интересно комментируя каждое произведение. В программу вошли все 30 романсов, написанных композитором с 1865 по1898 г. Романсы Римского-Корсакова — это особая планета, поражающая красотой мелодий и изысканностью стиля, удивительными природными зарисовками, гармонично сочетающимися с тончайшими человеческими чувствами и настроениями. От яркого восприятия жизни: «Звонче жаворонка пенье», «Я умер от счастья…», от умиротворения и размышлений: «Горними тихо летела душа небесами», «Пленившись розой соловей», тихого счастья: «Свеж и душист твой роскошный венок», «Я пришел к тебе с приветом», до грусти и печали: «Ненастный день потух», «Засохший цветок» и до боли и скорби «Для берегов отчизны дальной». Многокрасочен цикл Римского-Корсакова «У моря» на стихи Алексея Константиновича Толстого. На стихи каких поэтов писал Николай Андреевич свои чудные романсы: Пушкин, Лермонтов, Фет, Кольцов, тот же А. К. Толстой, Майков, Гейне… Вот всё это вокально-литературное богатство и нужно было раскрыть молодым певцам. Многим это удалось.

В концерте принимали участие выпускники программы и ее студенты, в том числе и только что принятые. Конечно, чувствовалась разница между первыми артистами, уже прошедшими школу романсовой лирики П. Чайковского, и вторыми, только что пришедшими в Программу. Покорили выпускники, теперь уже солисты Большого театра Юлия Мазурова («Еврейская песня», «Дробится, и плещет, и брызжет волна…» , «Вздымаются волны») и Андрей Жилиховский («Когда гляжу тебе в глаза…» и «Для берегов отчизны дальной…») не только красивыми и выразительными голосами, но и глубиной проникновения в содержание, заложенное композитором в каждый из романсов. Порадовала Кристина Мхитарян изысканностью стиля и тонкой нюансировкой в восточном романсе «Пленившись розой соловей…» и в миниатюре «Сон в летнюю ночь», ставшей последним романсом композитора.

Свое лирическое дарование подтвердил в концерте тенор Богдан Волков, а другой тенор Арсений Яковлев — яркость и психологическую направленность своего дарования. Удачно выступила Екатерина Морозова, перешедшая в московскую программу из Академии молодых певцов Мариинского театра. Не всё получилось у новеньких, но были интересно спетые романсы, как например, у Александра Рославца — «Анчар – древо смерти» и Александра Киреева – «Ненастный день потух». Концерт получился праздничным, радостным, достойным памяти Римского-Корсакова.

Елизавета ДЮКИНА, «Новости музыки NEWSmuz.com»
Фото Дамира Юсупова/Большой театр.

Быстрый поиск: