Виктор Зинчук: Было нелегко, но это закаляет!

Гитарист и композитор - о вдохновении, неформате и покупке квартиры с видом на Москву-реку.

Виктор Зинчук гастролирует по России. 18 октября он дал концерт в филармонии Воронежа, до этого гитарист и композитор выступил в Россоши и Павловске Воронежской области. После концерта Виктор Иванович ответил на несколько вопросов журналистов.

Виктор Зинчук
Виктор Зинчук

- Вас называют в том числе и самым техничным гитаристом в мире. Сколько часов в день отдаете гитаре?

- Я не люблю слово "техничный". Главное, что я музыкант, а это намного сложнее. На концерте сегодня кто-то подошел со словами: "Ой, Виктор, сыграйте "Полет шмеля"!". Я могу. На моем концерте в честь 55-летия в Кремле в 2013 году сыграл "Полет шмеля" быстрее своего же рекордного темпа. Но это не самоцель. Я специально это не играю, потому что намного сложнее, почетнее, мучительнее, чтобы в зале было много зрителей, чтобы приходили еще и еще, чтобы выходили со слезами на глазах, с мурашками и не отпускали в течение двух часов. Вот это музыка! И над ней приходится работать даже не часами. Конечно, могу сказать, что играю четыре или шесть часов - когда как. Музыкальная смена - четыре часа, это оптимальное время, еще в советские времена научно-исследовательские институты это просчитывали, потому что дальше ослабевает внимание, начинаешь играть вне ритма.

- И вы никогда не превышаете этот лимит?

- У нас звукорежиссер Саша Кузьмичев, - прославленный Кузьмич, бас-гитарист группы Никольского, - и он прислал мне Первый каприс Паганини. Когда я сыграл каприс Паганини, не смог ехать в машине, тогда у меня была "восьмерка". Я выехал, а потом, извините, остановился, побежал в туалет, меня стошнило. Была полная потеря сил. Потом потихонечку смог ехать. Зато какие это экспрессия и эмоции! Поэтому именно четыре часа, и больше нельзя работать. У меня так по крайней мере. Это касательно пальцев. А в дальнейшем, когда создаешь музыку, эта музыка в тебе все время, все 24 часа, она и во сне не дает тебе покоя. И пока ты не достиг совершенства, не можешь успокоиться.

- Виктор Иванович, а на семью при столь напряженном графике время находите?

- Нахожу! Я очень ценю свою семью. Семья - это поддержка. Лет мне немало. Отец дошел до Берлина, начинал под Ржевом. Его уже нет. А мама умерла рано, меня хотели чуть ли не в детский дом отдавать. Но я об этом никому не рассказывал раньше, чтобы не нажить себе славу "Ласкового мая", чтобы меня не жалели. Вот теперь я с позиции взрослого человека могу сказать: было разное, было нелегко, но это закаляет. И я считал, что в музыке все правильно, и там я могу реализоваться.

- Вы учились в школе для одаренных детей?

- Нет, я учился в обыкновенной школе, но уже тогда играл на гитаре. У нас была группа "Фиолетовая катастрофа". В то же время появилась группа "Закат солнца вручную" - там был импульсивный гитарист Гарик Сукачев. Мы начинали в одно время. Я поступил без музыкальной школы. Хотя занимался на курсах, в студиях, с педагогом мне повезло. Было 40 человек на место, когда я поступил в музыкально-педагогическое училище Октябрьской революции. Потом это Гнесинкой оказалось. Позже закончил с красным дипломом Университет культуры. Знания мне нужны, учусь постоянно.

- Вы говорили о музыкантах, которые начинали заниматься коммерцией, и у них поток вдохновения свыше обрезался... А вы как бережете этот поток?

- Были такие - уходили в рестораны, мол, мы сейчас подзаработаем, а потом вернемся. И никто не вернулся. Я пытаюсь не размениваться. В каких-то проектах я не буду никогда принимать участие. Прежде чем работать над произведением, я пропускаю его через себя, максимум узнаю об авторе. Это очень интересно, потом есть, чем поделиться. Больно и жалко, что инструментальная музыка оказывается неформатом. Вчера меня спросили зрители: "Почему вы мало на ТВ снимаетесь?". А мне не хочется ходить в скандальные ток-шоу, это непорядочно как-то. Даже стал избегать ТВ, но иногда все равно хожу. Год назад был. Туда, где можно сыграть, прихожу.

- Есть будущее у инструментальной музыки?

- Мы работаем много - на Новый год выступали в Германии, затем уехали через Швейцарию в Милан. В Турине у нас было несколько концертов в театре. Там и русские приходят, и итальянцы. И во Францию я ездил. Много езжу по миру. Инструментальная музыка, конечно, не нуждается в переводе. Но не сказать, что я очень стремлюсь за границу в последнее время. Мне нравится ездить по маленьким городкам России, приезжать во второй или третий раз. Мы были в Клину, на родине Чайковского раз 10 или 8, а в Твери были 12 раз. Сейчас снова поедем, и всегда там аншлаги. Везем новые произведения. Мне нравится по России ездить - здесь так все нетронуто, и людям нас искренне не хватает.

- Как считаете, профессионалы сейчас востребованы в России?

- Думаю, да. Я нахожу себе работу и заработок. Совсем недавно купил квартиру в хорошем доме, на 22-ом этаже с видом на Москву-реку. В Интернете можно увидеть эту квартиру в программе "Без церемоний". В эту квартиру не стыдно и гостей пригласить.

- Теперь съездить за границу - как в порядке вещей, а раньше это было целое событие...

- Конечно! Помню у меня была первая заграничная поездка. Их было несколько - в Румынию, Венгрию ездили от музыкального училища, там удалось попробовать "Кока-колу".  И первая заграничная поездка, когда я по-настоящему почувствовал, что я в другой стране, это Италия. Мы туда ездили для съемок видеоклипа "Аве Мария". "Утренняя почта" тогда выпускалась совместно с Италией. Нас пригласили в Турин: певицу, певца и меня, как инструменталиста. Меня поразило обилие иностранных машин и магазинов, в которых все было - колбаса, запахи. Я понимал, что такое синдром Стендаля. Это было в конце 80-х - начале 90-х, начали уже за границу выпускать. Мы вышли на улицу, я не мог идти, потому что у меня глаза разбегались и голова кружилась. Я вернулся в гостиницу, а там наши ребята организовали стол - водочка, бутерброды с икрой. Я говорю: "Ребят, дайте чуть-чуть. Мне надо осмелеть". И потом пошел как-то свободнее. Конечно, было тяжело, но было интересно. В результате видеоклип был показан и на итальянском канале. Меня пригласила итальянская рок-группа, они очень хотели, чтобы я у них остался. Но остаться мне не разрешили. И когда прошло время, я с ними диск записал. Сейчас мы дружим.

Иван ТОЛСТОЙ, «Новости шоу-бизнеса NEWSmuz.com»
Фото автора

Быстрый поиск: