Борис Березовский

11/11/2022 - 06:09   Classic   Концерты
Насчёт счастливой бесконечности – это, разумеется, о классике. И не только. О музыке – не в меньшей мере. О путешествии вглубь человеческой души – то же самое. Короче, она многогранна и мы очень часто имеем возможность убедиться в этом. Так было и на этот раз в Концертном зале им. Чайковского переполненном до такой степени, что словами не передашь.

Государственный академический симфонический оркестр России им. Е.Ф.  Светланова (без дирижёра)
А. Хачатурян – Концерт для фортепиано с оркестром; Сюита из балета «Гаяне»; М. Равель – Концерт № 2 для фортепиано с оркестром (для левой руки). Солист Борис Березовский. Болеро.
Концертный зал им. П.И. Чайковского, 30.10.2022.

Впрочем, так бывает всегда, когда играет выдающийся пианист Борис Березовский (который ещё и часто играет без дирижёра, как и на этот раз). На сей раз ещё и программа концерта была удивительно разнообразна и привлекательна. Два великих представителя европейской музыки – Арам Хачатурян и Морис Равель были представлены в лучших своих созданиях, которые нашли талантливого исполнителя в лице Березовского.

Действительно, что может быть контрастнее в сравнении с уникальным Равелем и не менее уникальным Хачатуряном?! Кто?... Не будем вдаваться в сравнения, обратимся к самому концерту.

Борис Березовский
Борис Березовский

...Хачатуряну было 34 года, когда он написал свой концерт и посвятил его прекрасному пианисту Льву Оборину. И вот он звучит сегодня. Со всем своим уникальным обаянием, прекрасным дыханием Востока. Березовскому вообще присуще постоянно энергичное, яркое, сверкающее движение в ведении и раскрытии очень красивой песенной темы, которую хочется слышать и слышать. Уже начальное tutti в нарядном совершенном пианизме музыканта выводит оркестр на виртуозный пассаж. А когда появляется побочная тема, когда (условно говоря) оркестр стремится (гонится?) за солистом, раздался праздничный удар барабана, - красота оркестра под «умными» пальцами солиста обрела не просто упрямое, точное место, но уступила место чему-то пасторальному, несколько нервному, вспыхнул яркий фольклорный элемент, - красота, да и только, молодец Березовский! Весь концерт очень красив и фольклорен, но не могу не сказать о том, что самое глубокое и обаятельное впечатление оставляет Andante con anima – вторая часть, грустноватая, задумчивая. Тут пианист особенно интересен и по-своему нов (мы привыкли к стремительному движению его рук по клавиатуре). Очень дружны, органичны с пианистом все струнные группы, которые оставляют лучшее впечатление при звучании «Танца девушек» и «Пробуждение и танца Айши» и «Гаяне». К сожалению, сюита из «Гаянэ» вызвала и досаду. Знаменитый «Танец с саблями» и не менее знаменитая «Лезгинка» прозвучали как-то грубо, и так немыслим громко, что, как говорится, ни в сказке сказать, ни пером написать. Но опять таки, любопытно: если в первом отделении грохот в «Лезгинке» стоял просто немыслимый, то когда после всей программы «Лезгинка», прозвучавшая на бис в исполнении солиста-ударника Владимира Терехова была превосходна и вызвала поистине сумасшедшую овацию. Что же касается ещё Хачатуряна, то в прочтении концерта можно было бы отметить некоторые неудачные и сорные элементы, несовершенные оркестровые звучания. Но я не стану этого делать, потому что, понятно, играть без дирижёра совсем непросто, а досадные помехи легко устранимы.

Зато Равель был прекрасен и у оркестра, и у солиста, и у «барабанщика». Леворучный концерт Равеля поразительно красив и поразительно труден для исполнителя. Нужен какой-то сильный, виртуозный пианизм, а этим с лихвой обладает Борис Березовский. Особенно подкупают своеобразные «морозные», далёкие и загадочные, чем-то напоминающие даже о пурге эпизоды, душевные переживaния в «прочтении» «тревожных» виолончелей. И после этого «начала» оркестра вступает задумчивая, с грустинкой, и серьезным эмоционально-философским размышлением тема с по-настоящему талантливым «руководством» оркестровых «рук». И сразу же возникает желание сказать справедливо: «Как много может сделать одна левая рука!» А марш в стиле первой части Седьмой симфонии Шостаковича? А негромкий голос арфы поддержанный струнными (особенно виолончелями?) Такая дивная музыка!

Апофеозом отличного концерта светлановцев стало «Болеро», которое всегда идёт на буквально шальном интересе и гигантском успехе, сколько бы его ни играли. Конечно, великая пьеса совсем не из лёгких, и для оркестров почти всегда становится своеобразным экзаменом на мастерство. Так и в этом исполнении, в зале Чайковского. Правда, в самом начале прославленной пьесы был случайный «всхлип» валторны, которая позже, в пятом прохождении крупно (слава Богу, недолго!) «ошиблась» (назовём это так). А к оркестру нельзя не предъявить претензии в том, что он порой звучал слишком громко. Главная тема, как и написано в партитуре, прозвучала (чётко и емко размеренно) в ходе произведения восемь раз, но нередко хотелось попросить, чтобы играли чуть потише, но…

Надо отдельно с лучшими словами похвалы сказать о солисте «Болеро» - ударнике Владимире Терехове, том самом кто в бисе реабилитировал «Лезгинку» Хачатуряна. Исполнение Терехова было блестящим, иного слова и не подберешь. Да и надо ли подбирать? Надо радоваться, что классическая музыка так бесконечно прекрасна. Прекрасна как мир…

Наталья ЛАГИНА

25/02/2021 - 07:13   Classic   Концерты
Юбилейный вечер в честь 75-летия композитора Александра Чайковского прошел в рамках XIV Зимнего фестиваля искусств в Сочи с участием пианистов Бориса Березовского и Алексея Гориболя, певиц Олеси Петровой и Натальи Петрожицкой.

Известно, что Юрия Башмета связывают с композитором, народным артистом России, профессором, завкафедрой композиции Московского консерватории и худруком Московской филармонии Александром Чайковским долгие творческие и дружеские отношения. Кажется, ни одного фестиваля или юбилейного концерта Башмета не обходится без исполнения старых или новых произведений Чайковского. Вот и на этом Зимнем фестивале в Сочи уже показали премьеру спектакля «Свидание в Москве» на его музыку, да и на открытии фестиваля сыграли его «Маленькие кубанские вариации». Кроме того, Чайковский традиционно возглавляет жюри конкурса молодых композиторов в рамках фестиваля, привозит своих учеников и фаворитов, - словом, он неотъемлемая часть самого фестиваля Башмета.

Александр Чайковский
Александр Чайковский

Но тут все иначе. Камерный органный зал, и произведения только Чайковского. Автор в зале. Юбилей камерного размаха (хотя без оркестра все-таки не обошлось). И акцент на вокальные камерные произведения разных лет в исполнении оперных звезд, именно что оперных, а не камерных, - это стало изюминкой всего концерта.

Наталья Петрожицкая
Наталья Петрожицкая

Стартовали со студенческого произведения Чайковского «Французские песни-баллады XVI-XVII веков» на стихи французских народных песен в переводе Ильи Эренбурга. Солистка «Стасика» сопрано Наталья Петрожицкая и чудесный, тончайший интерпретатор камерной музыки пианист Алексей Гориболь. И вдруг поначалу как-то все не задалось. С первой же ноты у певицы не получилось попасть в тон — голос Петрожицкой звучал как-то гимново жестковато против нежнейших фортепианных трелей и опеваний Гориболя. И все оставшееся время в «Возвращении моряка» певица пыталась вернуться к бельканто, к легкой напевности, явно подразумеваемой в шестидесятнической музыке Чайковского. И ей удалось это сделать уже к ближе к коде первой песни, целиком пожертвовав дикцией, увы.

Алексей Гориболь
Алексей Гориболь

Другие песни прозвучали гораздо более гармонично, благо Чайковский в «Песнях» для создания контраста к нежной напевности не раз переходил к напористой речитативности раннего Шостаковича. Словом, Петрожицкая вырулила куда надо, при чуткой помощи партнера Гориболя.

Наталья Петрожицкая
Наталья Петрожицкая

Наталья Петрожицкая и Александр Чайковский
Наталья Петрожицкая и Александр Чайковский

На вопрос ведущей концерта, питерского музыковеда Елены Истратовой о том, что закладывалось автором в симфониетту для двух фортепиано и камерного оркестра с необычным названием «Прощание с XX веком» (2004), о чем ему думалось, композитор подошел к микрофону и иронично признался:

«Я ни о чем не думал. Ни с кем не прощался. Был заказ, мне пообещали деньги, хорошие деньги. Почему не написать? Готовилась выставка художника Виктора Кротова, он давно живет за границей. У него была огромная картина «Предчувствие конца XX века», она такая в духе Дали, масса исторических фигур на полотне. И было решено, что надо на выставке около этой грандиозной картины исполнить премьеру. Красивая идея, я согласился и подписал договор. Написал симфониетту, хотя ее скорее можно назвать камерной симфонией. Но я назвал симфониеттой аккуратно, чтобы не испугать заказчика словом симфония, и что я потребую очень много денег. А симфониетта — намек на то, что это все-таки немаленькое произведение, и надо все-таки хорошо заплатить. Больше я не думал ни о чем! Но я специально писал это под пианистов Алексея Гориболя и Полины Осетинской, которые планировались на премьеру как солисты. И главной творческой задачей для меня было то, чтобы им эту музыку интересно было играть».

Александр Чайковский рассказывает
Александр Чайковский рассказывает

В этот раз Полины Осетинской не было, партнером Гориболя стал молодой пианист, лауреат международных конкурсов Павел Коновалов. И, возможно, мы услышали совсем другое произведение, потому что опытнейший Гориболь немедленно начал тянуть одеяло на себя. Это было хорошо и разумно, но вот полноценного дуэта двух роялей (кстати, к штатной новенькой Yamaha подкатили старенький Bechstein) в этот вечер так и не прозвучало.

Алексей Гориболь
Алексей Гориболь

Роль камерного ансамбля исполнил усеченный состав Всероссийского юношеского оркестра Башмета под дирижерской палочкой эквадорца Фредди Кадена, давно работающего с этим коллективом. Кадена, очевидно, понимал, что спасти расползающуюся духовую секцию оркестра невозможно никак, иначе чем объяснить его абсолютное спокойствие и отсутствие даже попыток сбалансировать звук? А ведь на сцене — практически дети, им реально нужна помощь тут же на сцене. Спасали только струнные группы, они звучали чисто и вели весь звук коллектива, стоит отметить и перкуссию, очень важную именно для этого произведения, - ритм держался безупречно.

Фредди Кадена
Фредди Кадена

Алексей Гориболь явно получал удовольствие от написанного Чайковским. Не то, чтобы для 2004 года это была прорывная музыка, конечно, нет. Скорее наоборот, маститый композитор блистательно скомпилировал все тренды XX века, включая Губайдуллину и британский минимализм через призму классики начала века — Прокофьева, Скрябина, Мосолова… Сквозной линией проходит колокольный звон (очевидно, это как-то связано с содержанием картины). Для пианиста тут масса возможностей для интерпретации. Это привычная для Чайковского эклектика, жирно выписанная, и пианистам тут есть, где развернуться.

Борис Березовский
Борис Березовский

Абсолютным сюрпризом концерта стало появление незаявленного ранее прекрасного пианиста Бориса Березовского. Фортепианная сюита «Дансинг», включая четвертую часть под названием «Рок-токкато», - не самое известное произведение Чайковского, и это признание в любви новоорлеанскому джазу. Сквозной темой тут является регтайм (ну какой же пианист не любит регтайм?), но без Гершвина и прочих академических переосмыслений американской музыки не обходится, конечно. Борис Березовский играет джаз именно что академично, без привнесения духа свинга, - и это отдельное удовольствие. Блистательная техника Березовского позволяет пульсацию джаза сделать ощутимо полновесной, с миллиардами оттенков и полутонов. Отсылки к Армстронгу и Гершвину звучат искристо и освежающе.

Борис Березовский
Борис Березовский

К тому же Березовский привез сюда своего протеже, 10-летнего пианиста Льва Бакирова из Перми (Березовский упомянул, что и с Чайковским он познакомился именно в Перми), и предложил сыграть ему две коротких пьесы «Жаворонок» Глинки и виртуозный этюд Шопена. Мальчик буквально поразил! Какая культура звукоизвлечения, какая техника, какова нюансировка… Буквально самородок.

Лев Бакиров
Лев Бакиров

Какая удача, что Борис Березовский взял кураторство над этим талантливым юным пианистом! И это было открытие нового чудесного пианиста, запомним его имя: Лев Бакиров, участник программы «Новые имена», обладатель Гран При многих конкурсов.

Лев Бакиров
Лев Бакиров

Совершенно особенным апофеозом концерта стал цикл на стихи русских поэтов (Блок, Есенин, Зиновьев, Ахмадуллина, Бродский) под названием «Из жизни петербургской актрисы». Актрисы! Поет прима Михайловского театра и «Метрополитен-опера» меццо Олеся Петрова именно как оперная актриса. Роскошный тембр голоса, полетный звук и невероятная психологичность пения. Трагические по сути стихи (только «Ни страны, ни погоста...» Иосифа Бродского чего стоит) спеты тончайше артистично, до слез, - кажется и сама Олеся не раз смахнула предательскую слезу с глаз. Безупречно изысканное пение. Потрясенные зрители даже перестали аплодировать между частями.

Олеся Петрова
Олеся Петрова

А завершить решили все-таки «Белым романсом» из музыки к спектаклю «Провинциалка» по Тургеневу. На сцену вышли все участники концерта, дуэт Олеси Петровой и Натальи Петрожицкой сложился как нельзя удачно — голоса сливались наилучшим образом. Особенность «Белого романса» в том, что после вполне себе привычной структуры русского дворянского романса через чеканящие октавы рояля вдруг начинает звучать стилизованная мелодия «Порги и Бесс» Гершвина (опять он!), и это звучит не как чужеродное тело внутри романса, а как допустимая вольность ритмики. Приятное завершение авторского вечера Александра Чайковского.

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Алексей МОЛЧАНОВСКИЙ, пресс-служба РКА

Лев Бакиров
Лев Бакиров

Лев Бакиров и Борис Березовский
Лев Бакиров и Борис Березовский
04/12/2019 - 14:59   Classic   Новости
Певица Алла Пугачева, дирижер и альтист Юрий Башмет и дирижер Юрий Симонов удостоены мантий профессоров Государственного музыкально-педагогического института (ГМПИ) им. Ипполитова-Иванова в честь 100-летия вуза.

Празднование двух юбилеев - 100-летия ГМПИ и 160-летия со дня рождения его основателя, композитора и дирижера Михаила Ипполитова-Иванова - прошло накануне в Большом зале Московской консерватории.

"Мантии профессоров ГМПИ имени М. М. Ипполитова-Иванова получили: дважды лауреат премии Grammy Максим Венгеров, народный артист СССР Юрий Башмет, народный артист СССР Юрий Симонов, профессор Парижской высшей школы музыки им. А. Корто Рена Шерешевская, народный артист РСФСР Михаил Воскресенский и народная артистка СССР Алла Пугачева", - сказали в пресс-службе, уточнив, что выпускница "Ипполитовки" Пугачева не смогла присутствовать на вечере, мантия будет передана ей позже.

Юрий Башмет
Юрий Башмет

На празднике также состоялось вручение Международной премии в области педагогики им. Ипполитова-Иванова, ее удостоены народный артист СССР Эдуард Грач, народный артист России Александр Бондурянский, заслуженный артист Республики Беларусь Николай Кривошеев и известный педагог Наталья Ищенко.

Ректор ГМПИ Валерий Ворона объявил обладателей награды возглавляемого им фонда "Русское исполнительское искусство". Медали за вклад в развитие музыкальной культуры получили пианист Борис Березовский, художественный руководитель музыкального театра "Геликон-опера" Дмитрий Бертман, глава фонда "Музыкальный Олимп" Ирина Никитина, президент Европейского фонд поддержки культуры Константин Ишханов, ведущий программ на радио "Орфей" Йосси Тавор.

Михаил Ипполитов-Иванов (1859-1935) - автор "Юбилейного марша" для симфонического оркестра, опер "Руфь", "Ася" и других сочинений. Вошел в историю как один из основоположников отечественной системы музыкального образования и первый выборный ректор Московской консерватории. Основанный при его поддержке Музыкально-педагогический институт (тогда - народная музыкальная школа) закончили такие артисты, как Людмила Зыкина, Максим Венгеров, Михаил Воскресенский, Алла Пугачева, Надежда Кадышева, Людмила Рюмина, Екатерина Шаврина, Игорь Матвиенко, Сергей Мазаев, Александр Малинин, Левон Оганезов, Петр Фоменко и многие другие.

23/04/2019 - 04:19   Classic   Анонсы
Гала-концерт выдающихся музыкантов современности состоится 25 мая в Большом зале консерватории. В концерте примут участие пианист Борис Березовский, виолончелист Александр Князев, скрипачи Кристоф Барати (Венгрия) и Екатерина Асташова, а также Государственный симфонический оркестр «Новая Россия». Идею придумал и реализовал композитор Игорь Райхельсон (Россия – США).

25 мая в Большом зале консерватории прозвучит мировая премьера концерта для скрипки и виолончели с оркестром Игоря Райхельсона, а также совершенно разные по географическим, стилистическим и эпохальным ориентирам произведения Паганини, Брамса и Рахманинова в исполнении ведущих музыкантов мира.  

«Опять мы здесь ищем какие-то неизбитые идеи. Недавно у меня был концерт в Малом зале Консерватории «Приношение», звучала музыка Шумана и мой квартет, посвященный этому концерту Шумана, потом трио Рахманинова и мое трио, посвященное Рахманинову. В Большом зале будет что-то подобное, будут какие-то классические произведения и на них приношения, то есть, допустим, Паганини и приношение Рахманинова Паганини. Что-то классическое и мое на эту тему». (Игорь Райхельсон в интервью «Коммерсанту»)

Афиша
 

Соединение в одной программе концерта Паганини и приношения Рахманинова Паганини, двойного концерта Брамса для скрипки и виолончели и премьерного концерта Райхельсона для скрипки и виолончели представит давно известные произведения в неожиданных ракурсах и даст возможности для сопоставлений и размышлений слушателя. Жанр музыкального приношения всегда был очень популярен. Среди подобных пьес множество шедевров, вошедших в золотой классический репертуар.

Вечер пройдет в рамках серии концертов «Над барьерами», в которых ранее принимали участие: Юрий Башмет, Игорь Бутман, Вадим Холоденко, Юра Ли, Сергей Крылов и другие выдающиеся музыканты.   

Программа концерта:

 
Игорь Райхельсон. Концерт для скрипки и виолончели с оркестром. Мировая премьера
Александр Князев и Екатерина Асташова  

Иоганнес Брамс. Двойной концерт для скрипки и виолончели
Александр Князев и Кристоф Барати  

Никколо Паганини. Скрипичный концерт
Кристоф Барати  

Сергей Рахманинов. Рапсодия на тему Паганини
Борис Березовский
Государственный симфонический оркестр «Новая Россия»    

Организатором концерта выступает международное концертное агентство «Moscow Nights / Подмосковные вечера». Более 10 лет агентство организует концерты ведущих российских и зарубежных исполнителей, дирижеров и коллективов в крупнейших концертных залах, на фестивалях и частных мероприятиях в России, Великобритании, Италии, Франции, Латвии и других странах.  

Об участниках:  

Игорь Райхельсон – один из ведущих современных композиторов-неоромантиков. В основе его творчества – сочетание джаза и классики. Композитор, пианист и дирижер Игорь Райхельсон родился в 1961 году в Ленинграде. В самом начале своей карьеры он организовал джаз-квартет «Восходящие звезды», который много гастролировал по СССР. В 1979 году маэстро переехал в Нью-Йорк, где начал обучение у профессора Александра Эдельмана. Гастролировал с такими знаменитыми джазовыми музыкантами, как Эдди Гомез и Джон Лок, стал постоянным творческим партнером Игоря Бутмана. Продолжал совершенствоваться как классический пианист, играя в камерных ансамблях и с оркестрами. Участник многих фестивалей в США, Италии, Франции, на Багамах (является его музыкальным директором), Украине, в Беларуси.  

Борис Березовский – один из самых известных в мире российских пианистов. В 1990 году победил на конкурсе им. Чайковского. Играет с ведущими оркестрами и солистами мира, записывает пластинки на лейблах Teldec, Warner Classics, Mirare и др. Записи Березовского удостоены Chocdela Musique во Франции, Gramophone в Англии, ECHO Klassik и Deutsche Schallplattenkritik в Германии, Diapasond'Or, RTL d'Or и BBC Music Magazine. Запись Хиндемита получила премию ECHO Klassik как лучшая сольная запись «Музыка XX – XXI века». С 2016 года является доцентом РАМ им. Гнесиных, ведет активную преподавательскую работу. Организатор фестивалей Метнера (в Европе), «Февральские вечера Бориса Березовского», «Летние вечера в Елабуге», «Музыка Земли» и др.  

Александр Князев – российский виолончелист, органист. Вторая премия на конкурсе им. Чайковского в 1990 году, с 1987 года ведет активную концертную деятельность по всему миру. Был назван лучшим музыкантом года в России в 1999 году. Записи музыканта удостоены премий Echo Klassik, Diapasond'Or и Gramophone. Солист Московской филармонии. В 1995–2004 годах преподавал в МГК.  

Кристоф Барати – один из самых выдающих скрипачей своего поколения в Венгрии. На конкурсе в Гориции (Италия) в 1995 году Барати выиграл первый приз, в октябре 2010 года стал победителем VI Международного конкурса скрипачей им. Паганини в Москве. В 2014 году был удостоен высшей культурной награды Венгрии – премии Кошута. Ведет активную концертную деятельность. Играет на скрипке «Леди Хармсворт», созданной в 1703 году Антонио Страдивари.  

Екатерина Асташова – выпускница МГК, играла в оркестре «Новая Россия» п/р Юрия Башмета. Ведет активную концертную деятельность. Сотрудничает в кроссовер-проектах с Московским джазовым оркестром п/у Игоря Бутмана.  

Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» был создан в 1990 году указом Правительства Российской Федерации. В 2002 году за дирижерский пульт встал Юрий Башмет, открывший качественно новую страницу в истории коллектива. Оркестр под руководством Маэстро приобрел свою, неповторимую манеру исполнения, которую отличает творческая раскрепощенность, смелость интерпретации в сочетании с поразительной одухотворенностью исполнения, глубокое, насыщенное звучание. С оркестром сотрудничают прославленные дирижеры и исполнители. С 2008 года оркестр ежегодно участвует в Зимнем музыкальном фестивале Юрия Башмета в Сочи, Фестивале Мстислава Ростроповича, Московском Пасхальном фестивале, международных фестивалях Юрия Башмета в Ярославле и Минске.  

Билеты: https://mn-live.com/borisberezovskiy

21/06/2018 - 05:29   Classic   Концерты, Этно и world-music
Так назвал свой фестиваль один из самых востребованных пианистов мира, золотой лауреат IX Международного конкурса им. Чайковского Борис Березовский, который он создал в 2015 году.

Это единственный всероссийский фестиваль-конкурс, в программе которого на одной сцене встречаются и исполняются академическая и этническая музыка. Цель фестиваля, какой ее видит его создатель, - дать публике возможность услышать две музыкальные культуры, академическую и фольклорную, как крепко связанные между собой части единого музыкального процесса. Последующие фестивали показали, что слушатели и исполнители приняли и полюбили «Музыку Земли», концерты которой проходили на престижных площадках: в Колонном зале Дома Союзов, Мариинском театре, Концертном зале им. П. Чайковского и Государственном музее-усадьбе «Архангельское».

Для концерта-открытия IV Всероссийского фестиваля «Музыка Земли» Большой театр предоставил Бетховенский зал, очень удобный для таких уникальных проектов. В первом отделении выступил сам Борис Березовский, а в «народные партнеры» он пригласил ансамбль древнерусской музыки «Сирин». Он создан в 1989 году группой музыкантов-профессионалов, которые объединились, чтобы возродить древние православные певческие традиции. Музыканты успешно совмещают исследовательскую и исполнительскую деятельность. Возглавил коллектив Андрей Котов. Репертуар «Сирина» широк и разнообразен, его составляют древнерусские богослужебные песнопения XV-XVII веков, знаменный, путевой, демественный, киевский, болгарский, греческий, а также различные монастырские распевы, ранние формы русской полифонии, ранний русский партес. Ансамбль широко известен благодаря оригинальному репертуару, высокому уровню певческой культуры и профессионализму. Он участник многих фестивалей средневековой и духовной музыки в России и за рубежом. Коллектив не раз становился лауреатом международных конкурсов.

В программу концерта «Сирин» включил многоголосные сочинения XVII в.: «Святый Боже», «Днесь Христос в Вифлееме Рождается», кант «Духовный стих на сошествие Святого Духа», фрагменты из «Всенощного бдения» Сергея Рахманинова. Их пение чередовалось с игрой Бориса Березовского, который выбрал для выступления произведения Рахманинова: Этюд картину ре мажор, и несколько Прелюдий. Получилась удивительная музыкальная панорама, соединяющая XVII век с современной музыкой в единое целое. Интересно, что музыканты не покидали сцену, слушая друг друга и создавая атмосферу музыкального единения, вовлекая в нее слушателей. Органично в программу вечера вписалось выступление молодой арфистки, лауреата международных конкурсов Софии Каландадзе. Она исполнила вариации на тему оперы Чайковского «Евгений Онегин», проявив свое лирическое дарование и красоту звука своего инструмента.

Второе отделение концерта открыл детский фольклорный ансамбль «Кладец». Коллектив был создан на базе культурно-досугового центра «Подмосковные вечера» города Балашихи. С 2009 года ансамблем руководит фольклорист Дмитрий Фокин, музыкант с большим опытом – долгое время Фокин работал в ансамбле народной музыки п\р Дмитрия Покровского. Репертуар «Кладеца» богатый, в него входят календарные, лирические, свадебные и плясовые песни различных областей России, Белоруссии и Украины, а также авторская и духовная музыка и композиции народных хоров. Юные артисты начали с Подблюдных песен Игоря Стравинского для женского хора a capella. Слова народные. Их певческая выразительность, увлеченность и непосредственность исполнения сразу завоевали симпатии зрителей, оценивших песни Стравинского «У Спаса в Чигисах», «Овсень», «Щука» и «Пузище».

Затем на сцену снова вышел Борис Березовский. Он удачно поменял в своей программе фрагмент из балета И. Стравинского «Петрушка» на произведения Э. Грига. Его Пять лирических пьес были сыграны пианистом захватывающе с массой динамических оттенков от лирических в «Колыбельной» через «Халлинга», устрашающее «Шествие троллей» и изящество «Бабочки» к яркости и радости «Праздничного дня».

Закончил вечер ансамбль «Кладец», представив фольклорные песни разных регионов России. Успеху ребят способствовали подлинные народные костюмы, в которых они всегда выступают, их актерское дарование, искреннее чувство юмора, изобразительность. Как интересно прозвучали у них песни «С подману, с подманушка» (Курская область), «Пашеньку мужик пахал» (Белгородская область), «Соловей с кукушкой разговаривал» (Калужская область).

Концерт произвел очень приятное впечатление, продемонстрировав слушательскую заинтересованность в его дальнейшем проведении.

Елизавета ДЮКИНА

21/10/2017 - 03:32   Mix   Этно и world-music
4 ноября в концертном зале им. П.И. Чайковского состоится Заключительный гала-концерт Третьего всероссийского фестиваля-конкурса «Музыка Земли», организованного при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Художественный руководитель музыкального форума - заслуженный артист России пианист Борис Березовский.

Третий всероссийский фестиваль-конкурс «Музыка Земли» стартовал в Москве в День России 12 июня. За пять месяцев, в течение которых проходил заочный этап фестиваля, в нем приняли участие 308 творческих коллективов и солистов разных возрастов из 79 регионов РФ. В онлайн-зале на сайте фестиваля можно было увидеть самые разные направления музыкальной национальной культуры России, среди которых: адыгские, татарские, русские, коми-пермяцкие, мансийские, бурятские мелодии, народные наигрыши, горловое пение, миниатюры чукчей, эскимосов и эвенов. Подписчиками сайта фестиваля за время работы онлайн-зала стали более 50 000 человек из России, Белоруссии, Финляндии, Германии, Франции, Индии, Японии и других стран.

Борис Березовский
Борис Березовский

«Министерство культуры уже третий год подряд поддерживает этот конкурс, потому что мы видим в нем попытку найти основу новой активности, ревитализации современной музыкальной культуры через поиск своих корней»,- сказал статс-секретарь-заместитель министра культуры РФ Александр Журавский.

На протяжении летне-осеннего периода членами жюри фестиваля, в состав которого в 2017 году вошли международные эксперты: президент «KAJIMOTO» - Масахидэ Кажимото (Япония) и автор идеи международного фестиваля «Безумный день» в Нанте - Рене Мартен (Франция), была проведена наряженная творческая работа. По результатам заочного тура были отобраны 24 творческих коллектива и солиста. Самым молодым финалистом за историю фестиваля стал 9-и летний Роман Галин из Московской области, а самым пожилым - 82-х летняя участница ансамбля «Ильковские самоцветы» из Курской области.

Параллельно с работой жюри на сайте фестиваля было открыто онлайн-голосование среди зрителей. Его победителем стал ансамбль «Время» из Воронежской области, который набрал более 10 000 голосов пользователей сети Интернет.

«Музыка – фольклорная и классическая – это интернациональный язык, позволяющий расширить границы общения. В мире огромное количество людей, которые любят, слушают и тот, и другой формат. А мы предоставляем им уникальную площадку для диалога и общения…», - прокомментировал продюсер фестиваля «Музыка Земли» Антон Калинкин.

Теперь, по итогам отборочных концертов, которые пройдут с 1 по 3 ноября в Прокофьевском зале Центрального музея музыкальной культуры (ВМОМК имени М.И. Глинки), экспертному жюри предстоит определить победителей конкурса в 5 основных номинациях.

Отдельной интригой отбора станет определение победителя специальной, совместной номинации «Радио России». Её лауреат получит возможность представлять Россию на Международном фолк-фестивале «Еврорадио» в 2018 году. Это одно из важнейших мероприятий Европейского Вещательного Союза, которое проводится ежегодно с 1980 года в разных странах Европы.

Заключительный гала-концерт всероссийского музыкального форума, объединившего на своей площадке не только академическую музыку и национальный фольклор, но и музыкантов различных этнических групп, населяющих необъятную Россию, символично состоится в День народного единства, еще раз напомнив о многогранности и богатстве российского культурного наследия.

В программе гала-концерта - презентации новых музыкальных композиций, авторских программ и неожиданных дуэтов. Одна из таких премьер - симфоническое произведение Кузьмы Бодрова в исполнении камерного оркестра «Гнесинские виртуозы» (дирижер - Михаил Хохлов), солист Айдар Салахов (баян). Кроме того, в гала-концерте впервые за все время существования фестиваля примут участие артисты из Японии и Швеции.

Как отметил художественный руководитель фестиваля пианист Борис Березовский: «Звучащая на фестивале музыка – как многонациональный фольклор народов России, так и созданная на основе фольклора академическая музыка – обрела поклонников в разных странах мира. Фактически фестиваль «Музыка Земли» из всероссийского превратился в международный, если учесть и его поклонников со всего мира, и участников гала-концерта из Швеции и Японии, и экспертов из Франции и Японии… И ещё радостно, что фольклористы России вдохновляют современных композиторов на создание новых произведений с народными мелодиями и ритмами. На нашем фестивале уже прозвучали премьеры симфонических сочинений Александра Чайковского, Кузьмы Бодрова, Ольги Викторовой, Игоря Райхельсона, а это значит, что фольклор продолжает жить в академической музыке и обогащать её».

Отборочные концерты: 1,2,3 ноября 2017 года (начало в 15:00)
Адрес: Фадеева ул., 4 Прокофьевский зал Центрального музея музыкальной культуры

Гала-концерта: 4 ноября 2017 года (начало в 18:00)
Адрес: Тверская ул., 31/4 Концертный зал им. П.И. Чайковского.

Подать заявку на пригласительный билет можно на сайте фестиваля: www.muzikazemli.ru

Всероссийский фестиваль-конкурс «Музыка Земли» - это грандиозный проект в российской концертной практике, когда в программе одного фестиваля, на одной сцене соединяются академическая и этническая музыка.

Фестиваль проходит при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Художественный руководитель – выдающийся пианист Борис Березовский.

Идея фестиваля – дать публике возможность услышать две культуры – академическую и фольклорную – как связанные части единого целого. Поднять на качественно новый уровень представление о традиционной музыке, которая является уникальным источником вдохновения композиторов всего мира и предметом национальной гордости.

Фестиваль зародился в 2015 году и проходил на ключевых концертных площадках страны: Колонный зал Дома Союзов, Государственный музей-усадьба «Архангельское», Государственный академический Мариинский театр.

В экспертное жюри фестиваля в 2017 году вошли видные деятели искусств России и мира, исследователи народного фольклора, продюсеры в области народной и классической музыки: Председатель экспертного жюри, Заслуженный артист России, пианист, художественный руководитель фестиваля «Музыка Земли» - Борис Березовский, Статс-секретарь-заместитель Министра культуры Российский Федерации - Александр Журавский, руководитель мужского хора Московской патриархии «Древнерусский распев» - Анатолий Гринденко, руководитель Ансамбля древнерусской духовной музыки «Сирин» - Андрей Котов, музыкальный продюсер, импресарио, президент «KAJIMOTO» - Масахидэ Кажимото (Япония), педагог, заведующая кафедрой хорового и сольного народного пения РАМ им. Гнесиных - Марина Медведева, музыкальный продюсер, импресарио, автор идеи международного фестиваля «Безумный день» в Нанте - Рене Мартен (Франция), этнограф, композитор, эксперт в области народной музыки, участник творческого проекта «Этносфера» - Сергей Старостин.

Быстрый поиск:
29/07/2016 - 10:29   Classic   Новости
Президент России Владимир Путин подписал указ о награждении государственными наградами Российской Федерации.

В частности, звание "Заслуженный артист РФ" получили пианист Борис Березовский и актер Малого театра Александр Белый.

Борис Березовский
Борис Березовский

Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на официальный портал правовой информации.

Медали ордена "За заслуги перед Отечеством II степени" среди прочих удостоен художественный руководитель "Мастерской Петра Фоменко" Евгений Каменькович.

Орденами Почета отмечены академик Российской академии художеств (РАХ) Наталья Аникина, актриса Александринского театра (Санкт-Петербург) Галина Карелина и директор "Московского театра оперетты" Владимир Тартаковский, говорится на портале.

Ордена Дружбы удостоены режиссер Театра Сатиры Юрий Васильев и артистка Санкт-петербургского государственного театра музыкальной комедии Зоя Виноградова.

Быстрый поиск: