Михаил Плетнев

15/09/2022 - 22:19   Classic   Новости
Российский национальный оркестр объявил о непродлении контракта с художественным руководителем оркестра Михаилом Плетневым.

В пресс-релизе причины расставания со знаменитым дирижером и пианистом объясняются так.

«Трудовой договор с художественным руководителем Российского национального оркестра Михаилом Васильевичем Плетневым не будет продлён. Принятие такого решения руководством оркестра связано с необходимостью построения долгосрочной стратегии развития коллектива, что невозможно в условиях фактического отсутствия художественного руководителя, а также непредоставлением им информации учредителю о своих планах и перспективах дальнейшей работы с коллективом.

С конца 2020 года плотный творческий контакт между оркестром и его художественным руководителем практически отсутствует, на протяжении достаточно длительного времени фактическую творческую работу с оркестром осуществляют приглашённые дирижёры, в то время как М.В.Плетнев находится большую часть времени за пределами страны.

Российский национальный оркестр является одним из ведущих симфонических оркестров страны, к нему всегда было приковано пристальнейшее внимание музыкальной общественности и самой широкой публики. Поэтому поиск и согласование кандидатуры нового художественного руководителя для столь титулованного и прославленного коллектива – задача непростая и может занять некоторое время».

Михаил Плетнев
Михаил Плетнев

Михаил Плетнев находится за границей со времен эпидемии коронавируса и закрытия в связи с этим границ. Его встречи и выступления с оркестром РНО проходили исключительно на выступлениях за границами России.

На днях Плетнев организовал новый оркестр — Rachmaninoff International Orchestra. По предварительной информации, основным местом нахождения его будет Хорватия, где собирается проживать и сам музыкант. Ранее он, в основном, проживал в Швейцарии.

Быстрый поиск:
04/09/2021 - 03:14   Classic   Концерты
Заранее было очевидно, что концерт дирижера Михаила Плетнева со своим Российским национальным оркестром, да еще со скрипачом Сергеем Догадиным станет одним из главных на фестивале InClassica в Дубае. Но увиденное превзошло все ожидания.

Михаил Плетнев построил программу креативно, как всегда. К заявленному заранее произведению «Четыре сезона Манхеттена» композитора-резидента фестиваля Алексея Шора он для контраста решил добавить других «времен года». А именно музыка к балету «Времена года» Александра Глазунова. Ну и виртуозные «Интродукция и рондо каприччиозо» Сен-Санса, чтобы уж дать простора для скрипки Сергея Догадина.

Но начал Плетнев с вовсе незаявленной в программе Прелюдии к сюите «Из средних веков» Глазунова — вдохновенной, психоделической и прекрасно раскрывающей возможности диалога всех оркестровых групп. Российский национальный оркестр сразу начал играть так, что стало очевидно — перед нами сегодня состоится нечто невероятное. Почти полгода Плетнев был разлучен со своим оркестром из-за обстоятельств пандемии, и оркестр явно соскучился по руке своего основателя. Он зазвучал как идеально настроенный и сверхчувствительный аппарат. И не аппарат даже, а живое существо.

Михаил Плетнев
Михаил Плетнев

Любопытно было узнать, что сотворит Плетнев с шоровским сочинением «Четыре сезона Манхеттена». Скрипач Сергей Догадин совсем недавно в апреле играл его в Большом театре Узбекистана с Национальным оркестром Узбекистана (дирижировал Михаил Кирхгофф), а вот маэстро Плетнев взялся за него впервые. Шор начинает с «Лета», и так далее до «Весны». Оркестр рисует лиричную атмосферу залитых солнцем полей, ветерка, щебечущих птиц, - словом, вполне себе пасторальную картинку. Догадин деликатно выводит пасторальные же рулады на своей чудно звучащей скрипке. Особенность разве что в почти барочной размеренности солирующей мелодии. «Осень» ощутимо минорнее, появляются тревожные интонации, мир то и дело затихает. Оркестр Плетнева бережно поддерживает главную скрипку, создавая ощущение элегантности этого времени года. «Зима» неожиданно строится чуть ли не на баркароле, только она тут символизирует порывы снегопадов и ледяных ветров, среди которых строит пронзительную щемящую мелодию солирующая скрипка Догадина. Округлый сочный звук скрипача здесь отчаянно хорош. И, наконец, «Весна» - буйный расцвет всего живого, торжество жизни над смертью. И каденции, которые Догадин использует по полной. Множество штрихов, сменяющих друг друга в мгновение ока, весь скрипичный диапазон, страстность, да едва ли не 13 каприс Паганини — все это успевает Сергей Догадин сыграть в одной только каденции.

Сергей Догадин
Сергей Догадин

При этом Догадин играл на сцене в свой день рождения, да еще с перевязанным пальцем!

Сергей Догадин и Михаил Плетнев
Сергей Догадин и Михаил Плетнев

«Это второй раз жизни, когда играю так. И первый тоже был на фестивале InClassica. Какая-то беда с ногтем на безымянном пальце. Пролил кровь сегодня на сцене, можно сказать. Я никогда не играл с Михаилом Васильевичем, и волновался. Мы встретились с ним вчера в отеле, и спокойствие, исходящее от маэстро, и его доброжелательность дорогого стоят. Первый раз я сыграл «Четыре сезона Манхеттена» год назад, и с тех пор играл его в разных городах этой весной. Скоро сыграю «Вердиану» Шора, хотя она сделана для кларнета. Но я упросил сделать ее переложение для скрипки. Сегодня я играю на скрипке, которой всего год. Когда берешь новый инструмент, вкладываешь в него всего себя. И обретаешь свой звук рано или поздно. У меня получилось месяца за четыре. Это скрипка австрийского мастера-самоучки, он работает инкогнито. У этой скрипки толстая дека, что редкость по нашим временам. Не скажу, что на ней играть просто, но она отзывчивая и звучная», - рассказал Сергей Догадин после концерта.

Автор произведения Алексей Шор, Сергей Догадин и Михаил Плетнев
Автор произведения Алексей Шор, Сергей Догадин и Михаил Плетнев

А на сцене он еще исполнил самое, пожалуй, известное произведение Камиля Сен-Санса «Интродукция и рондо каприччиозо». И тут виртуозность было где показать, для того оно и было написано. Сергей Догадин сыграл с явно выраженным удовольствием, да и оркестр звучал прозрачно и легко.

Сергей Догалин и Михаил Плетнев
Сергей Догалин и Михаил Плетнев

На бис — еще одно неафишированное. «Медитации» из оперы «Таис» Массне. Скрипка неизвестного австрийского мастера от роду год жизни показала всю красоту своего звучания под пальцами Догадина. Это было чувственно и волшебно. И оркестр под стать.

Во время концерта
Во время концерта

Второе отделение полностью посвящено музыке к балету «Времена года» Александра Глазунова. Здесь уже Михаил Плетнев продемонстрировал буквально безграничные возможности своего оркестра. Великолепно проявила себя группа деревянных духовых, на которые ложится едва ли не главная нагрузка в произведении. И флейты, и кларнеты были на высоте. Чистейший одухотворенный звук. Да в каждой оркестровой группе проявился первоклассный солист, так нужный тут. Труба Сергея Лаврика выдавала прозрачную медь, солирующая виолончель тоже проявила себя наилучшим образом. О прочих струнных во главе с первой скрипкой Татьяной Поршневой говорить можно долго. Только оркестр, имеющий полноценных солистов в каждой группе, может исполнить глазуновские «Времена года» на высочайшем уровне, этого требует сама музыка.

Михаил Плетнев
Михаил Плетнев

Михаил Плетнев весь концерт продирижировал расслабленно, лишь слегка словно приглашая группы или солистов вступать. Порою и вовсе прислонялся к бортику дирижерского пульта, и размеренно покачивал рукой. Настолько он будто уверен в мощи своего оркестра. Это ощутимо передавалось музыкантам, и они играли все увереннее и увереннее. Зато и зрителями ему пришлось продирижировать. Заметив, что неискушенная публика аплодирует между частями, после антракта он принялся играть «Времена года» почти без пауз, только секунда на быстрое перелистывание нот. Так что публике уже и в голову не приходило хлопать до окончания произведения. Педагог, он и на сцене педагог.

А в целом получился восхитительный концерт высочайшего уровня. РНО — это плетневский оркестр. Доказывать ничего уже давно не нужно. Но славно, когда это по-прежнему так.

Фестиваль InClassica организован Европейским фондом поддержки культуры.

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Евгений ЕВТЮХОВ / Пресс-служба фестиваля InClassica

10/10/2020 - 14:56   Classic   Концерты
Пианист Михаил Плетнев сыграл на фестивале Башмета не совсем то, что обещал, но зато привез в Ярославль собственный рояль.

Да, все это было. В буклете фестиваля значилось три концерта. Кроме Третьего Бетховена и Второго Сен-Санса, был еще Второй Брамса. В отпечатанном толстом буклете уже ничего нельзя было изменить, хотя на сайте филармонии успели оперативно внести изменения, - но многие слушатели об отмене Брамса не узнали и долго стояли в фойе после концерта, спрашивая, когда же будет Брамс. А еще Плетнев стал единственным артистом фестиваля Башмета, который категорически отказался от пресс-подхода и даже запретил онлайн-трансляцию концерта (к слову, весьма тут достойную). Зато привез в Ярославль свой любимый рояль Kawai и настройщика, который колдовал над ним два дня.

О рояле стоит сказать подробнее, потому что он из разряда окрашивающих. Внешне он вполне обычный (я не поленился к нему подойти и осмотреть). Даже не самый дорогой из линейки. У него весьма острые тембры и повышенная громкость звукоизвлечения. Для Плетнева — это прекрасная возможность увеличить динамический диапазон. А уж его отношение к журналистам известно давно, и его, честно говоря, может понять даже журналист.

Российский национальный оркестр и Михаил Плетнев
Российский национальный оркестр и Михаил Плетнев

Итак, концерт в одном отделении в сопровождении родного РНО (как пролетели эти тридцать лет, юбилей же?), дирижировать доверено молодому Андрею Рубцову — гобоист, дирижер и композитор, новая волна РНО, единственный русский выпускник класса дирижирования Королевской Академии музыки Лондона. Он справился с тонкостями непростого интонирования Плетнева фактически идеально.

Михаил Плетнев
Михаил Плетнев

Плетнев положил руки на животик и смиренно слушал. Длинное же оркестровое вступление у Бетховена в Третьем концерте с трехзвучным восходящим мотивом и квартовым акцентом, - повод для дальнейшей драматической «борьбы» фортепиано и оркестра. Плетнев архаически просто раскрывает диалогизм и элегичность, - они просто есть, и Плетнев их элегантно артикулирует. И это только завязка.

Михаил Плетнев
Михаил Плетнев

Плетнев играет раскрепощенно и расслабленно, потирая ручки. Ну, Третий Бетховена можно играть очень напряженно. Он же просто впечатывает свои ноты в партитуру. Каденций тут хватает, Плетнев видит их драматичными, и взлетает к контрасту патетики и созерцания.

Михаил Плетнев
Михаил Плетнев

РНО играет прозрачно: нет никаких вопросов к его взаимоотношениям с солистом. Переклички корректны, tutti уместны, на pianissimo литавры более чем деликатны. Колоратура Плетнева более чем эффектна, со всеми этими арпеджио вокруг флейт и фагота.

Михаил Плетнев и дирижер Андрей Рубцов
Михаил Плетнев и дирижер Андрей Рубцов

В рондо торжествуют сонатные принципы, но взаимодействие фортепиано Плетнева и фагота с тритоном и триолями выглядит скорее как романтические диалоги. С репризами тоже все хорошо, Плетнев просто аккуратно играет это как разрывающий душу акцент, почему бы и нет.

О том, насколько Михаил Плетнев гениален как пианист, он же скромно напомнил в Концерте №2 для фортепиано с оркестром Камиля Сен-Санса. Вообще-то он мог сыграть обычно. Но где «как обычно» и где «Михаил Плетнев»? Плетнев сыграл Сен-Санса так, что это надо запомнить. Он вообще не стал отсылать к Баху, как делают многие его исполнители. Он услышал в нем романтику и сыграл невероятно нежную и романтическую историю со всеми этими стаккато и канонами. Скажем, Гилельс подразумевал тут куда больше страстной романтики, а Григорий Соколов играл больше экспрессивной четкости.

Версия Плетнева однозначно встанет в число апокрифов с его графичностью и одновременно беззаботностью в скерцо, и тарантелла в духе Фигаро звучит в финале у Плетнева как рождественская музыка со всеми этими колокольчиками. Пока духовые РНО выводили хоралы, к слову. Получилось иронично и игриво. Оба концерта Плетнев сыграл наизусть, без нот.

Михаил Плетнев и первые скрипки РНО
Михаил Плетнев «пора спать» и первые скрипки РНО

На бис Плетнев, хотя уже и показывал зрителям, что пора спать, все же сыграл второй ноктюрн Шопена, вдумчиво и рельефно.

Шопен Плетнева
Шопен Плетнева

А в целом концерт Михаила Плетнева и РНО стал пока лучшим концертом фестиваля Башмета в Ярославле.

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Наталья БОРОДИНА

03/10/2020 - 05:07   Classic   Концерты
Грандиозным представлением Большой мессы до минор Моцарта завершился XII Большой фестиваль РНО в московском зале им. Чайковского.

За дирижерским пультом Российского национального оркестра — неизменный его руководитель Михаил Плетнев, на балконах — два десятка артистов Академической хоровой капеллы им. Юрлова, солисты тоже под стать — Венера Гимадиева, Юлия Лежнева, Алексей Курсанов (заменивший в последний момент ранее заявленного Давида Посулихина) и Игорь Коростылев. Партии органа — Людмила Голуб.

Юлия Лежнева
Юлия Лежнева

Оставив в стороне вопрос о недописанности «Большой мессы» самим Моцартом, - перед любым дирижером всегда встает вопрос трактовки. Моцарт очевидно тяготился запретами на «вольности» в литургической музыке, введенными в период написания мессы императором Иосифом II. Суровый бэкграунд в лице Баха и Генделя композитор сознательно окрашивал оперной кантиленой и колоратурой в итальянском духе, что и составляет, собственно, ценность дошедшей до нас партитуры (доделанной Алоизом Шмиттом и пр.). Дирижер — заложник такой двойственности, рано или поздно он начинает склоняться к чему-то одному, иное рассматривая как дополнительную краску. Скажем, эталонное нынче исполнение оркестром Бернстайна ярко отражает именно оперную природу Моцарта, а между литургическими строгостями Бернстайн умело лавировал.

Большая месса Моцарта
Большая месса Моцарта

Михаил Плетнев уже в первой же части Kyrie eleison делает упор скорее на строгости. РНО звучит чинно и помпезно, будто играет Генделя, а хоровые кантилены подсушены по максимуму. Даже прописанные в партитуре многочисленные tutti словно приглушены во имя строгой полифонии. А ведь литургический текст, напомним, Моцарт не менял! Ни слова. Отсюда безусловная церковность этой музыки по Плетневу, - которой часто недостает в иных интерпретациях.

Михаил Плетнев
Михаил Плетнев

В Gloria это бестелесное славление Господа достигает кульминации, тяжелая и размерная поступь оркестра подчеркивает незыблемость традиции. Соло сопрано Юлии Лежневой в Laudamus te - драматично и бережно, без итальянской экспрессии, виртуозно и при этом без злоупотреблений прекрасным вибрато Лежневой. Затем и выдержанный дуэт двух сопрано Венеры Гимадиевой и Юлии Лежневой в Domine — сдержанно и благородно. Хоровая пассакалья Qui tollis о Несущем грехи мира и вовсе звучит полноценным латинским церковным хором с трагическими оркестровыми акцентами. Стоит напомнить, что сам Моцарт ценил вокальную дикцию: «хорошая, отчётливая дикция - это красиво», - писал он про тенора Рааффа. Все солисты успешно справились с этим, каждый слог слышен отчетливо и округло. С хором так получилось не всегда, но виной тому может быть слышимость балконов.

Венера Гимадиева и Юлия Лежнева

Венера Гимадиева и Юлия Лежнева
Венера Гимадиева и Юлия Лежнева

Наиболее характерно звучание трио солистов в Quoniam – к Гимадиевой и Лежневой присоединяется тенор Алексей Курсанов, и чудесный терцет звучит строго и почти помпезно этими рваными и чеканными четвертными: al – tis – si - mus… Прекрасна Венера Гимадиева в Et incarnatus est («мотивировочной части» Credo, символа веры) — сложнейшие опевания в огромном диапазоне она спела легко и воздушно, при этом должно смиренно и истово. После чего хоровая Osanna прозвучала как воодушевляюще-краткое подведение итогов.

После чего хоровая Osanna прозвучала как воодушевляюще-краткое подведение итогов
После чего хоровая Osanna прозвучала как воодушевляюще-краткое подведение итогов

И вот уже завершающая, кульминационная часть Benedictus qui venit, где Моцарт позволил спеть уже и басу (отчего так случилось — музыковеды гадают по сей день) Игорю Коростылеву. Возглашение благословения всем — не просто фантастической красоты мелодии, но и тончайшая балансировка солистов, оркестра и двойного хора. И это было великолепно, торжествующе взмытые вверх руки Михаила Плетнева (все это время восседавшего на высоченном стуле над головами всех солистов), - триумф воли. Он вырулил все звучание туда, куда и хотел, очевидно.

Торжествующе взмытые вверх руки Михаила Плетнева
Торжествующе взмытые вверх руки Михаила Плетнева

Отдельно стоит упомянуть о блестящей работе духовой группы Российского национального оркестра — прежде всего о потрясающей флейте Максима Рубцова, чутко одухотворенном гобое Виталия Назарова и группе фаготов во главе с Андреем Шамидановым, - без них Большой мессы Моцарта просто не могло состояться. С духовыми в РНО все в порядке.

А Большой фестиваль РНО, увы, окончен. На бис музыканты не могли не сыграть и спеть еще раз Benedictus, - и овациям не было числа.

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Ирина ШЫМЧАК

23/09/2020 - 04:09   Classic   Концерты
XII Большой фестиваль РНО продолжился смелыми попытками Михаила Плетнева вдохнуть новую жизнь в Третью оркестровую сюиту Чайковского и «Кармен-сюиту» Щедрина-Бизе. И все получилось.

Плетнев ведь никогда не играет ради афиши. Если в программе есть название, то наверняка Плетнев уже придумал, как стряхнуть пыль и сыграть это так, будто заново написано. А Третьей оркестровой сюите это очень к лицу, ее ведь играют нынче редко, и чаще всего только четвертую финальную часть со всеми этими вариациями. А ведь когда-то в 1885 году именно она дала Петру Ильичу первый восторженный прием, триумф в Петербурге, - даже «Евгений Онегин» не был так тепло принят. Вот она, аберрация времени. Сейчас сюита выглядит не то, чтобы поверхностной, но — проходной и почти забытой в масштабе всего гения Чайковского.

XII Большой фестиваль РНО
XII Большой фестиваль РНО

Чаще всего Третью упрекают в отсутствии драматургии, сквозного действия. Этим и занялся Плетнев. Уже в «Элегии» он нащупал тот мускулистый рельеф, скрытый под кургузым пиджачком, - сила природы! Пасторальной пентатонике главной темы он дал архетипическую мощь степного ветра, прорывающегося сквозь штили и препятствия (есть что поиграть с динамикой), противопоставив ей степенную романсовость побочной темы. Он дирижировал конфликт — поколений, ветров, зерна и земли, да чего угодно. От привычной созерцательной пасторальности не осталось и следа. Тревога за исход битвы, сопереживание, опасения, - это подчеркнуто оркестровым фортиссимо, за которым пиано и зеркальная реприза слушаются как подвох.

Михаил Плетнев
Михаил Плетнев

С ощущением подвоха и мрачноватый «Меланхолический вальс» звучит совершенно иначе. Не как имитация скерцо, а именно как нарастание напряжения, - чем завершится подспудная борьба? Плетнев бросает руку в сторону оркестровых групп так, будто молнии насылает. Загадочность исхода усиливается, Плетнев играет тут киношный саспенс. И тогда собственно Скерцо, с его рваными размерами между 6/8 и 2/4, - то самое Ледовое побоище, тревожные очереди труб и гобоев, апофеоз битвы. Плетнев умело дозирует батальные грохоты и чтение донесений гонцов, дальние сполохи пикколо и миражи тишины. Оркестр слушается беспрекословно.

Михаил Плетнев
Михаил Плетнев

И вот уже после всего этого драматизма та знаменитая четвертая часть, Тема с 12 вариациями, - она считывается как подведение итогов. Где у каждого своя правда, как все было. То есть двенадцать правд, как апостолов. Один бахвалится (тут и маршевые 2/4 кстати, и грохот барабанов), другой солдафонит, третий ту же историю рассказывает в миноре с горечью… А вот скрипичный, почти цыганский, надрыв… Очень важно, что кантабиле Чайковского Плетнев нигде не подвергает сомнению, ему важно сохранить певучую, почти певческую манеру звукоизвлечения. Это очень по-русски звучит. Обилие самых разных, шизофренически противоположных и несовместимых страстей, - и все на мелодии, на легато. Слышно, что русский оркестр играет Чайковского. Может быть, самое ценное ощущение от этой Третьей сюиты по-плетневски.

РНО п/у Михаила Плетнева
РНО п/у Михаила Плетнева

Иное дело Родион Щедрин, для которого Плетнев играл много и часто, включая юбилейные концерты композитора. «Кармен-сюита» заезжена вдоль и поперек, как сыграть ее без скучноватой привычности? И снова, кажется, на помощь пришло кантабиле (не исключено, что именно поэтому вечером Чайковский и Щедрин/Бизе встретились). Очень быстро выяснилось, что Михаил Плетнев делает ставку на «пропевание» музыкантами ключевых мелодий Бизе, - словно Кармен, Хозе и Эскамильо были тут, на сцене. Но сидят за пюпитрами.

Это проявилось уже в «Первом интермеццо», - непривычно акцентированные струнные, с космическим диапазоном по громкости. Дальше — больше. «Развод караула» почти обошелся без трещащих пулеметов перкуссий, нежная мелодия Бизе вывелась воздушной и все-таки главной. Даже вступление к выходу Кармен случилось не громогласным, а будто предвкушающим изящное кантабиле хабанеры, - и тут уж «пели» не только скрипки, но и маримба. Все вокальные партии Бизе заботливо окутаны человеческим дыханием, изящными диминуэндо и крещендо, и рука Плетнева будто отсчитывает все цезуры и длительности вдоха.

Да, в этом исполнении Плетневу явно был интереснее Бизе. Что контрастирует с его же «фондовой» записью «Кармен-сюиты» с РНО для Deutsche Grammophon в 2001 году, где Щедрин очевидно выходил на первый план.

XII Большой фестиваль РНО
XII Большой фестиваль РНО

«Марш Тореадора» в этом контексте особенно интересен, - он трогательный. Не бравурный, а именно трогательный, - Плетнев услышал в нем исповедальность, и вывел ее на первый план, а затем уж малый барабан и литавры. И тогда уже лирическая сцена «Тореро и Кармен» звучит как логическое продолжение истории, а не выглядит сверхъестественным или чудодейственным влиянием танцовщицы на мачо, как часто играют (и поют).

Первая скрипка Татьяна Поршнева и Михаил Плетнев
Первая скрипка Татьяна Поршнева и Михаил Плетнев

Нельзя не выделить первую скрипку оркестра Татьяну Поршневу, - она блистательно справилась и с соло, и с ведением всей группы в обоих произведениях. Михаил Плетнев убедил своими концепциями, и виртуозной управляемостью всего оркестра. Такого Чайковского и такого Бизе/Щедрина хотелось бы услышать и в студийной записи, например.

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Светлана МАЛЬЦЕВА

13/09/2020 - 14:18   Classic   Концерты
7 сентября в Концертном зале им. П.И. Чайковского открылся XII Большой фестиваль Российского национального оркестра.

Программу концерта открытия составили произведения Людвига ван Бетховена, 250-летие со дня рождения которого в этом году отмечает весь музыкальный мир - героическая увертюра «Кориолан» и Третий фортепианный концерт, в котором в качестве солиста выступил Михаил Плетнёв.

Открытие XII Большого фестиваля РНО
Открытие XII Большого фестиваля РНО

Дирижер Василий Петренко
Дирижер Василий Петренко

Михаил Плетнев в Третьем концерте Бетховена
Михаил Плетнев в Третьем концерте Бетховена

Михаил Плетнев
Михаил Плетнев

Михаил Плетнев
Михаил Плетнев

Место за дирижерским пультом РНО в этот вечер занял один из самых титулованных дирижеров своего поколения – главный дирижер Королевского филармонического оркестра Ливерпуля и Филармонического оркестра Осло, главный приглашенный дирижер Госоркестра России имени Е.Ф. Светланова, обладатель престижной премии Gramophone Classical Music Awards в категории «Артист года» Василий Петренко.

Василий Петренко и Михаил Плетнев
Василий Петренко и Михаил Плетнев

Во втором отделении прозвучала Четвертая симфония Иоганнеса Брамса.

Василий Петренко в Четвертой симфонии Брамса
Василий Петренко в Четвертой симфонии Брамса

Василий Петренко и РНО
Василий Петренко и РНО

16 сентября изысканную программу с участием молодых солистов представит в рамках фестиваля Дмитрий Корчак. В этот вечер всемирно знаменитый тенор, выступающий на лучших мировых сценах, предстанет в качестве дирижера. Прозвучит Седьмая симфония Бетховена – одна из самых неординарных в творчестве композитора и получивших повсеместную известность, благодаря второй части. Еще при жизни автора минорное Allegretto часто исполнялось отдельно, а с появлением кинематографа его музыка неоднократно использовалась в саундтреках к культовым лентам. Кульминацией вечера станет исполнение Мессы № 2 Франца Шуберта. В качестве солистов в ней выступят будущие звезды оперного Олимпа, молодые певцы – артисты Молодежной оперной программы Большого театра: обладательница третьей премии XVI Международного конкурса имени П.И. Чайковского сопрано Мария Мотолыгина, номинант на премию «Золотая маска» тенор Давид Посулихин и бас Алексей Кулагин.

21 сентября симфоническую программу из произведений Родиона Щедрина и Петра Ильича Чайковского представит на суд фестивальной публики художественный руководитель и главный дирижер РНО Михаил Плетнев. Откроет концерт знаменитая «Кармен-сюита» – музыка одноактного балета на основе фрагментов оперы Бизе, созданная Родионом Щедриным в 1967 году для хореографа Альберто Алонсо. Партию Кармен в премьере Большого театра танцевала великая балерина Майя Плисецкая. Сегодня «Кармен-сюита» одинаково популярна и в качестве балета, и в качестве самостоятельного инструментального произведения, которое входит в репертуар ведущих оркестров мира. Во втором отделении прозвучит Третья оркестровая сюита Петра Ильича Чайковского. По значительности художественного замысла и масштабу отдельных частей она близка к симфониям композитора и неизменно пользуется успехом у отечественной и зарубежной публики.

Ярким событием двенадцатого Большого фестиваля РНО станет знаменитая оперетта Иоганна Штрауса-сына «Летучая мышь», которая прозвучит в концертном исполнении 26 сентября. Этот вечер станет совместным проектом Российского национального оркестра и Московского музыкального театра «Геликон-опера». Главные партии исполнят ведущие солисты театра, в котором самая знаменитая и любимая публикой оперетта Штрауса-сына с огромным успехом идет уже более двух десятков лет. В исполнении примет участие также хор «Геликон-оперы», а за дирижерский пульт РНО встанет главный дирижер и музыкальный руководитель Московского театра оперетты Константин Хватынец.

Одна из традиций Большого фестиваля РНО – исполнение масштабных вокально-инструментальных произведений, созданных для большого состава, включающего солистов, смешанный хор и симфонический оркестр. В разные годы на фестивале звучали Девятая симфония Бетховена, оратория Гайдна «Сотворение мира», Третья симфония «Кадиш» Бернстайна, Первая симфония Скрябина, Реквием Верди и другие произведения. На сей раз слушателей ждет один из лучших образцов кантатно-ораториального жанра: кульминацией и грандиозным завершением XII Большого фестиваля РНО 1 октября станет Большая месса Моцарта. В исполнении примут участие известные солисты, в том числе звезды мировой оперной сцены Юлия Лежнева и Венера Гимадиева. За дирижерский пульт в этот вечер встанет художественный руководитель и главный дирижер РНО Михаил Плетнев.

Фото - Ирина ШЫМЧАК

Быстрый поиск:
13/10/2019 - 03:30   Classic   Концерты
В зале им. П.И. Чайковского прошел XI Большой фестиваль РНО.

В его рамках состоялся концерт всеми любимой певицы Юлии Лежневой, поющей на самых престижных оперных и концертных сценах Европы, США, Азии, Австралии. На этот раз в концерт включили не только барочную музыку, но и несколько сочинений симфонической классики. Исполнители: Российский Национальный оркестр (дирижер Михаил Шехтман) и Юлия Лежнева.

Юлия Лежнева
Юлия Лежнева

Несколько удивил выбор симфонической программы, она оказалась случайной и не вписавшейся в общую программу концерта, к тому же сыгранной вне стиля композиторов, громко и невыразительно. Это относится прежде всего к увертюре «Эгмонт» Бетховена и финалу Четвертой симфонии Чайковского.

Дирижировал Михаил Шехтман
Дирижировал Михаил Шехтман

Что же касается репертуара Юлии Лежневой, то тут было много интересного и неожиданного. Певица старается расширять свой барочный ассортимент, и это у нее роскошно получается. Она удачно выбрала вместе с дирижером Михаилом Шехтманом для своего выступления на фестивале РНО барочную музыку и произведения композиторов более позднего времени. Сначала Юля спела концертную арию Мендельсона «In felice» («Несчастная»), которая органично вылилась в увертюру к опере Россини «Сорока-воровка», качественно сыгранной РНО. Затем Лежнева представила финальную арию Елены из оперы Россини «Дева озера», успешно завершив первое отделение концерта.

Юлия Лежнева
Юлия Лежнева

Второе отделение началось с исполнения РНО Адажиетто из Пятой Симфонии Малера. Создана атмосфера красоты и одухотворенности, которую продолжила Лежнева глубоким и трогательным произведением Шуберта «Ave Maria». Да, это была ее музыка, которую она пела красиво и самозабвенно. Затем зазвучала ария из Большой мессы Моцарта, за ней последовали Финальная сцена и Рондо Зельмиры из одноименной оперы Россини. Это было сотворчество композиторов, музыкантов под руководством Михаила Шехтмана и Лежневой. которое захватило слушателей, и они не хотели их отпускать. Шехтман, выходя на поклоны, бросил фразу: «Будет третье отделение».

Финал концерта
Финал концерта

Оно тут же и последовало, Юля подготовила еще три арии: Констанцы из оперы Вивальди «Гризельда», Удовольствия из оратории Генделя «Триумф Времени и Разочарования» и Арбаче из третьего действия оперы Броски «Артаксеркс». Только после этой удивительной барочной тройчатки публика неохотно начала покидать зал.

Концерт закрытия XI Большого фестиваля Российского национального оркестра можно без преувеличения назвать шедевром и по программе, и по ее исполнению. Звучала музыка только русских композиторов - Александра Глазунова, Дмитрия Шостаковича и Сергея Рахманинова. На сцене зала им. П. Чайковского прославленный РНО под управлением мага и волшебника Михаила Плетнева и солисты французский пианист Люка Дебарг и трубач Владислав Лаврик.

Михаил Плетнев
Михаил Плетнев

Начали с сюиты Глазунова «Шопениана». Композитор взял несколько фортепианных пьес Ф. Шопена, оркестровал их и объединил в единый цикл в 1892 г., проявив высочайшее мастерство оркестрового письма. Пьесы польского гения, не утратив своей самобытности, обогатились массой оркестровых красок, в чем мы могли убедиться, прослушав в концерте три пьесы «Полонез», «Вальс» и «Тарантеллу». Особенно захватил «Вальс» - своей лиричностью, одухотворенностью, загадочностью и даже фантастичностью. А балет «Шопениана», поставленный выдающимся хореографом Михаилом Фокиным в 1907 г. на основе сюиты «Шопениана» Глазунова, до сегодняшнего дня украшает балетные сцены в России и за рубежом.

Люка Дебарг
Люка Дебарг

Свой Первый фортепианный концерт Дмитрий Шостакович писал в 1933 г. , его премьера состоялась 15 октября 1933 г. в Большом зале Ленинградской филармонии. Дирижировал Фриц Штидри. Солировал сам автор. Слушатели были поражены новизной и экстравагантностью музыки Шостаковича. Слышались цитаты из Гайдна и Бетховена, но не в привычном соседстве с классикой, а с легким жанром: опереттой, джазом, галопом, уличным шлягером… К тому же более чем непривычным был дуэт трубы и фортепиано, который шел в сопровождении струнных. Новое сочинение Шостаковича сразу полюбилось исполнителями, и сегодня оно считается одним из самых исполняемых инструментальных концертов прошлого столетия. Концерт блистательно и с огромным удовольствием сыграли РНО, безупречный трубач Владислав Лаврик и молодой французский пианист Люка Дебарг (открытие XV Международного конкурса им. Чайковского). На сцене царил праздник совместного музицирования, который не мог не захлестнуть переполненный зал.

Владислав Лаврик, Люка Дебарг и оркестр РНО п/у Михаила Плетнева
Владислав Лаврик, Люка Дебарг и оркестр РНО п/у Михаила Плетнева

Вечер завершили «Симфонические танцы» Сергея Рахманинова. Это последнее оркестровое произведение композитора, законченное за три года до его смерти и подытожившее его творческий путь. Создавалось оно в очень трудное время и на чужбине. Сергею Васильевичу с женой в 1939 году за десять дней до начала Второй мировой войны удалось покинуть Европу и поселиться в Америке. Крупное симфоническое произведение было написано за очень короткий срок. Рахманинов посвятил его Филадельфийскому симфоническому оркестру и его руководителю Юджину Орманди. В их исполнении и состоялась 3 января 1941 года мировая премьера «Симфонических танцев» Рахманинова. В Москве же сочинение впервые услышали 25 ноября 1943 г. (дирижировал Николай Голованов) уже после смерти композитора, скончавшегося 23 марта 1943 году, в Беверли-Хиллс в Калифорнии. В «Симфонические танцы» Сергей Рахманинов вложил всю свою душу, всю боль и страдания, что выпали на долю человечества в годы страшной войны. Трагическими их сыграли и на фестивале, посвятив памяти великого русского композитора, пианиста и дирижера.

Елизавета ДЮКИНА
Фото: Ирина ШЫМЧАК

25/01/2019 - 07:36   Classic   Концерты
К концу прошлого года и в начале нынешнего, 2019 года случилось так, что Моцарт не единожды напомнил о себе московским меломанам, появившись на театральных и концертных сценах столицы. Надо сказать, что шедевры музыкального гения были представлены совершенно по-новому, как бы в новых оправах.

Поначалу прошла в театре «Геликон-Опера» у Дмитрия Бертмана в современном художественном оформлении опера «Волшебная флейта» в двух вариантах - для взрослых и для детей. Потолковали изрядно об этом театрально-музыкальном событии в прессе и переключились на предновогодние темы, тем более, что поводов было предостаточно.

«Волшебная флейта» в Геликон-опере. Алиса Гицба (Первая дама), Ольга Давыдова (Вторая дама), Мелания Заридзе (Третья дама), Давид Посулихин (Тамино), Максим Перебейнос (Папагено)
«Волшебная флейта» в Геликон-опере. Алиса Гицба (Первая дама), Ольга Давыдова (Вторая дама), Мелания Заридзе (Третья дама), Давид Посулихин (Тамино), Максим Перебейнос (Папагено)

Чередой пошли фестивали. 28.12.2018 открылся фестиваль «Новый Год в Консерватории» Ильдара Бакеева. Это уже третий фестиваль, зарекомендовавший себя высоким качеством концертных программ, исполнителями высочайшего уровня, праздничной атмосферой. И опять Моцарт, только теперь это симфонический киноконцерт «Амадей». Действо, представленное на сцене БЗК, включало фильм «Амадей», обладатель 8-ми «Оскаров» Милоша Формана (полная версия), с участием живого хора под руководством Владимира Минина и живого оркестра под руководством Михаила Плетнёва. Дирижировал маэстро Нил Томпсон из Великобритании. Это было целостное действо, в котором главенствовал фильм. Музыкальные фрагменты были мастерски встроены в происходящее на экране, органично соединяясь с экранным действием, дополняя и усиливая его.

«Новый Год в Консерватории». «Амадей»
«Новый Год в Консерватории». «Амадей»

Исходя из собственных впечатлений, могу предположить, что многие зрители восприняли, пережили и унесли с собой мощный вал эмоций, побуждающих к размышлениям о жизни гения, его судьбе, о его ужасной кончине и о том свете, который он оставил нам в своём искусстве. Вольно или невольно, но геликоновская «Волшебная флейта» соединилась с программой, представленной на сцене БЗК. Это и понятно, так как речь шла о конце жизни Моцарта.

В первые дни нового года Моцарт появился в программе традиционного «Крещенского фестиваля», проходящего в театре «Новая Опера». На этот раз программа фестиваля была представлена в пресс-центре «РИА Новости» на Зубовском бульваре. Директор театра «Новая Опера» Дмитрий Сибирцев, дирижёры и художественные руководители Феликс Коробов и Ян Латам-Кёниг рассказали о программе предстоящего фестиваля и её особенностях. Это уже шестой «Крещенский фестиваль» в театре «Новая Опера». Заявлена и главная тема фестиваля – «Главный дирижёр». Как сказано в пресс-релизе, из истории музыки известны два случая создания театров для дирижёров: Байройт – для Рихарда Вагнера и «Новая Опера» - для Евгения Колобова.

19 января в день рождения маэстро Евгения Колобова со сцены основанного им театра «Новая Опера» прозвучали «Месса до минор» и «Реквием» Моцарта в исполнении солистов, хора и оркестра театра. Дирижировал маэстро Филиппо Арлиа, итальянский дирижёр, пианист и преподаватель, впервые выступающий в Москве, вписываясь в заявленную тему «Главный дирижёр».

«Месса до минор» и «Реквием» в «Новой Опере»
«Месса до минор» и «Реквием» в «Новой Опере»

Исполнение духовных сочинений Моцарта разными составами солистов театра, а это были сопрано Анастасия Белукова, меццо-сопрано Виктория Яровая, тенор Ярослав Абаимов, бас Евгений Ставинский в «Мессе», сопрано Кристина Бикмаева, меццо-сопрано Полина Шамаева, тенор Георгий Фарадже и бас Евгений Ставинский в «Реквиеме», убедительно показало высокий уровень исполнительского искусства в театре «Новая Опера». А как прекрасно прозвучал знаменитый хор театра, исполнительская манера которого была заложена маэстро Евгением Колобовым и главным хормейстером театра Натальей Попович.

«Крещенский фестиваль» в театре «Новая Опера» в самом разгаре. Программа его завершится 3 февраля гала-концертом. Ещё будет возможность поговорить о музыке, солистах и главных дирижёрах...

Людмила КРАСНОВА

29/11/2018 - 11:10   Classic   Новости
4 декабря в концертном зале «Зарядье» выступит румынский виолончелист Андрей Ионица в сопровождении Российского национального оркестра под управлением художественного руководителя и дирижера Михаила Плетнева.

Андрей Ионица – один из самых одаренных виолончелистов нового поколения. Победитель нескольких международных конкурсов, обладатель I премии и Золотой медали XV Международного конкурса имени П.И. Чайковского, Андрей Ионица выступает на лучших сценах мира: Карнеги-холл, Вигмор-холл, Концертхаус в Берлине, Эльбской филармонии в Гамбурге, на фестивале в Вербье. Румынский виолончелист активно сотрудничает с Мюнхенским филармоническим оркестром и Симфоническим оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева, а также Заслуженным коллективом России академическим симфоническим оркестром филармонии под управлением Юрия Темирканова.

РНО
РНО

В этот вечер Андрей Ионица исполнит одно из сложнейших сочинений в репертуаре виолончелистов – Симфонию-концерт для виолончели с оркестром Прокофьева. Композитор создавал его при непосредственном участиии Мстислава Ростроповича, которому и написал посвящение. Ростропович назвал сочинение «кусочком музыкального солнца».

Премьера Концерта-симфонии состоялась 18 февраля 1952 года в Большом зале консерватории. Публика устроила овацию Прокофьеву, 24-летнему Ростроповичу и Святославу Рихтеру, который встал за дирижерский пульт.

Программа:
Прокофьев

Симфония-концерт (Симфония-кончертанто) для виолончели
Andante
Allegro guisto
Andante con moto - Allegreto - Allegro marcato

Симфония №4 до мажор
Andante
Andante tranquillo
Moderato quasi allegreto
Allegro risoluto

25/10/2018 - 05:37   Classic   Концерты
В столичном концертном зале им. П. Чайковского прошел юбилейный десятый Большой фестиваль Российского Национального оркестра под руководством Михаила Плетнева.

За десять лет своего существования фестиваль стал неотъемлемой частью музыкальной жизни столицы. Москвичи любят его и с нетерпением ждут сентября, в течение которого он проходит. Для них большая радость встречи с выдающимися музыкантами и программами, всегда новыми и интересными.

РНО
РНО

На первые два концерта были приглашены скрипачи с мировыми именами, Циммерман и Репин. Однако Циммерман приехать не смог, и его заменил Сергей Крылов. В его исполнении прозвучал Концерт для скрипки с оркестром ре-мажор, op.35 П.И. Чайковского. Завершила вечер Девятая симфония Дмитрия Шостаковича. Во второй вечер царствовал любимый всем музыкальным миром скрипач Вадим Репин с Первым концертом Бруха, а обрамляли его выступление Увертюра из оперы Россини "Вильгельм Телль" и 15 симфония Шостаковича.

Фестиваль РНО
Фестиваль РНО

Известно, что Михаил Васильевич очень любит русскую оперу, и прежде всего Чайковского и Римского-Корсакова, и включает в программы своих фестивалей редко появляющиеся в российских театрах или совсем забытые оперы русских композиторов. Нынче дирижер обратился к повести Гоголя «Ночь перед Рождеством, по которой русские гении написали оперы: Петр Чайковский - «Черевички», а Николай Римский-Корсаков - «Ночь перед Рождеством». Вечер состоял из двух отделений. В первом исполнялись фрагменты из «Черевичек», во втором – из «Ночи перед Рождеством».

В 1832 году появился сборник Н. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», который очень заинтересовал композиторов. Александру Серову даже была заказана опера. Но он неожиданно скончался. Русское музыкальное общество объявило конкурс, предложив всем желающим готовое стихотворное либретто Якова Полонского. Чайковский с энтузиазмом взялся за оперу, назвав ее «Кузнец Вакула». В 1874 году представительное жюри признало сочинение Чайковского лучшим, и присудило ему первую премию. В 1876 году оперу поставили в Мариинском театре, публика тепло встретила оперу Чайковского, но она прошла за несколько сезонов всего 18 раз и была снята с репертуара. Композитор переработал ее, ввел арию Вакулы, песенку Школьного учителя и куплеты Светлейшего, что значительно обогатило жанровую палитру новой редакции оперы, которая получила название «Черевички». Премьера «Черевичек» состоялась в Большом театре в 1887 г., в Мариинском – в 1906 г.

Римский-Корсаков обратился к сюжету Гоголя уже после смерти Чайковского, скончавшегося в 1893 г. Он сам написал либретто. Если Чайковский создал лирико-комическую оперу, то Римского-Корсакова заинтересовала в повести Гоголя ее сказочная и фантастическая составляющая и возможность обратиться к языческим обрядам. В основу мелодического материала легли подлинные колядки, которые композитор тщательно изучал. Премьера «Ночи перед Рождеством» прошла в Мариинском театре в 1895 г.

К сожалению, гоголевские оперы Чайковского и Римского-Корсакова сегодня очень редкие гостьи на отечественной сцене. Последняя постановка оперы Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством» состоялась 26 декабря 1990 г. в Большом театре (дирижер Александр Лазарев, режиссер Александр Титель, художник Валерий Левенталь). «Черевичкам» Чайковского больше повезло. Режиссер Камерного музыкального театра им. Покровского Ольга Иванова поставила оперу сначала в Камерном театре, а потом и в Нижегородском театре оперы и балета им. Пушкина. Не знаю, идут ли «Черевички» в Нижнем Новгороде, а московский спектакль до сих пор в репертуаре театра, его очень любят зрители, и он всегда собирает полный зал. В декабре этого года «Черевички» снова в афише, так что москвичи смогут насладиться этой оперой Чайковского.

Прекрасно, что Михаил Плетнев обратился к этим операм, и их фрагменты с любовью были исполнены РНО под его управлением и солистами Московских театров и Мариинки. Очаровательной Оксаной была Пелагея Куренная с красивым сопрано, любящая, но мучающая капризами своего кузнеца Вакулу. Вакула - Илья Селиванов, взятый в этом сезоне в Большой театр из Академии молодых певцов Мариинского театра, оказался зажатым актерски и вокально. Его тенор яркий, но скорей кричащий, чем поющий, не очень впечатлил. По-настоящему яркой и актерски, и вокально была солистка «Геликона» Ирина Рейнард – Солоха. Богатейший музыкальный материал партии был ей во всем подвластен, и она почти всегда была ведущей в дуэтах со своими ухажерами: Бесом – Ярославом Петряником, Чертом – Артемом Мелеховым, Чубом – Станиславом Швецом. Забавной выглядела пара Солохи и Дьяка в исполнении Ирины Рейнард и замечательного тенора «Геликона» Игоря Морозова, которому одинаково удаются и комические партии, и роли героев-любовников. Еще одной находкой вечера стал Станислав Швец, поющий и в Мариинском театре, и по всему миру. Он предстал перед зрителем и изысканным Светлейшим, и смешными Чубом и Пацюком.

Большое впечатление оставили чисто оркестровые фрагменты из оперы Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством»: Танцы («Игры и пляски звезд»), Шествие комет, Хоровод, Чардаш, Дождь падающих звезд, Бесовская колядка, «Поезд Овсеня и Коляды», сыгранные на подъеме и с точностью стиля Римского-Корсакова, вызвали бурные овации зрительного зала.

Любителей вокала привлек сольный концерт прославленной румынской певицы Анджелы Георгиу. Ее международная карьера началась в 1992 г. в Королевской опере Лондона. Зрители восторженно приняли ее Мими в опере Пучини «Богема». Затем последовали выступления в Метрополитен-Опера, Венской Опере, на Зальцбургском фестивале, в Театре «Колон» в Буэнос-Айресе, побывала она и в Москве на открытии Исторической сцены Большого театра после его реконструкции. Но чаще всего Анджела пела в спектаклях лондонского «Ковент-Гардена», а одной из ее любимых и лучших партий была Адриана Лекуврер в опере Чилеа. В 2017 году певица отметила 25-летие творческой деятельности, спев эту партию на своем 150-м спектакле на сцене Ковент-Гардена.

Этой же арией она открыла сольный концерт на Х Фестивале РНО, сразу задав высокую планку. Потом была ария Мадам Баттерфляй из оперы Пуччини, и новый шедевр – ария Валли из одноименной оперы А. Каталани. Москвичам хорошо знакома эта героиня благодаря легендарному дирижеру Евгению Владимировичу Колобову. На заре создания своего театра «Новая опера» Колобов подготовил концертный вариант оперы с Еленой Зеленской в главной партии. Когда появилось свое здание, был поставлен спектакль, который несколько лет украшал сценические подмостки. Сегодня уже давно нет Евгения Владимировича, исчез и спектакль. Спасибо Анджеле Георгиу, возродившей на московской сцене образ Валли, гордой, противоречивой и прекрасной девушки, жившей в снежных горах Тироли, пожертвовавшей жизнью во имя любви.

Певица включила в программу концерта арию Химены из оперы «Сид» Массне, Хабанеру Кармен, которая у нее совсем не получилась, и светлую радостную арию Лауретты из «Джанни Скикки» Пуччини. Очень жаль, что Георгиу не спела арию Русалки из одноименной оперы Дворжака. Это абсолютно ее репертуар, тем более Анджела во втором отделении была одета в роскошное платье цвета морской волны. Чутким партнером Георгиу был Российский Национальный оркестр под управлением канадского дирижера Чарльза Оливьери-Монро. Прозвучало много симпатичной оркестровой музыки: концертная увертюра «На юге» Элгара, интермеццо из оперы Пуччини «Сестра Анжелика», «Румынская рапсодия» Дж. Энеску, рапсодия «Испания» Шабрие. На «бис» была исполнена ария Элизы из мюзикла Лоу «Моя прекрасная леди».

В этом году весь музыкальный мир празднует 100-летие со дня рождения американского композитора и дирижера Леонарда Бернстайна. В Москве обратились к его мюзиклу «Кандид», который сам Бернстайн назвал комической опереттой. Большой театр поставил спектакль, а Михаил Плетнев и РНО выбрали концертную версию 1993 года, которая и стала центром фестиваля.

К сюжету «Кандида» Бернстайн обратился в 1953 г. Драматург Лилиан Хеллман предложила ему повесть французского философа-просветителя Вольтера «Кандид, или Оптимизм», написанную в 1758 году. Очень уж едкая сатира его повести подходила к оценке политической обстановки США в 50-е годы прошлого столетия, позволяя обратить внимание общества на абсурдность происходящего в стране. К либретто приложили руку многие талантливые поэты, драматурги, в том числе сам Бернстайн и Лилиан Хеллман. Если Хеллман интересовала прежде всего политическая обстановка в США, то у Бернстайна были другие задачи. Он хотел в этом сочинении признаться в любви к музыкальному театру Старого света и отдать дань уважения европейским музыкальным традициям, прежде всего он имел в виду традиции европейской комической оперы—творчеству Оффенбаха, Беллини, Равеля, Прокофьева. Тогда он и назвал своего «Кандида» комической опереттой.

Премьера «Кандида» состоялась на Бродвее в театре Мартина Бека 1 декабря 1956 г. и получила колючие оценки прессы. Постановка в Лондоне в 1959 тоже успеха не имела, и так продолжалось до 1982 года, когда было сделано много музыкальных и текстовых редакций. В 1982 году дирижер Джон Мосери вернулся к первоисточникам и создал еще одну версию «Кандида», в которую вошел почти весь музыкальный материал Бернстайна, а сам он выступил в качестве консультанта. Премьера спектакля, на постановку которого был приглашен режиссер Гарольд Принс, состоялась в Сити-опере в Нью-Йорке 13 октября 1982 г. Эта редакция, известная как оперная, пришлась по вкусу оперным театрам. В мае 1988 г. «Кандид» был поставлен в Шотландской опере в Глазго. Бернстайн за год до своей смерти, наступившей в 1990 г., записал «Кандида» для лейбла Deutsche Grammophon в том виде, который в полной мере отражал авторский замысел.

Действие «Кандида» начинается в Вестфалии XVIII века. В замке барона Тундер-тен-Тронка живут дочь барона, прекрасная Кунигунда, ее брат Максимилиан, молоденькая служанка Пакета и незаконнорожденный племянник барона Кандид, чистый и наивный юноша. Все они счастливы, ведь их наставник – философ Панглос- просит выучить их раз и навсегда: все к лучшему в этом наилучшем из миров. В парке Кунигунда застает Панглоса и Пакету за некими «физическими» опытами. Она делится новыми знаниями с Кандидом. Молодые люди выясняют, что любят друг друга и мечтают о браке. Идиллию нарушает Максимилиан. Он рассказывает обо всем барону, который прогоняет Кандида из замка. Вот тогда и начинаются его странствия по миру. Мирная же Вестфалия становится ареной сражений, где борются болгары и авары. Барон и его семейство молятся в замке, но это не спасает их от жестокой смерти. Кандид не найдя трупа своей Кунигунды, снова странствует по миру. В пути ему попадается Панглос. Теперь он нищий, но не утерявший оптимизма. В Париже Кандид встречает Кунигунду со Старухой, ее компаньонкой и сутенершей. Путешествуя все вместе, они попадают в горячие точки: становятся свидетелями взятия русскими Азова, Лиссабонского землетрясения и даже попадают в сказочную страну Эльдорадо. В финале все оказываются в Венеции. Кандид много дней проводит в молчании, обдумывая все происходившее с ними за последние годы странствий. Наконец, он произносит речь. Они не те, что были прежде, и не те, кем хотели стать. Невозможно любить так, как они любили раньше. Теперь они любят друг друга такими, какими они есть сегодня. Кандид делает предложение Кунигунде стать его женой, а товарищам, с которыми бродил по свету, предлагает свой рецепт счастья – забыть о суете жизни и заняться делом – возделывать свой собственный сад.

«Кандид» РНО
«Кандид» РНО

Для этого непростого произведения Бернстайна был приглашен американский дирижер Джозеф Р. Олефирович, который зажигал всех исполнителей и зал своей харизмой и энтузиазмом, вскрывая самые разные пласты музыки Бернстайна. Музыка в основном была не знакома российским слушателям. Знали, и далеко не все, два фрагмента. Иногда в наших концертах исполнялась очень красивая увертюра, а на вокальных конкурсах нередко звучала ария Кунигунды. Как всегда был хорош Хор Академии хорового искусства им. В. Попова под руководством Алексея Петрова, безупречно владеющий самыми разными музыкальными стилями, на этот раз американца Бернстайна. Главные партии исполнили, конечно же, зарубежные певцы. Все они успешны не только в современной музыке, мюзиклах и классических опереттах, но и в классической опере, активно поют Генделя, не только его оперы, но и оратории, Моцарта, Доницетти, Беллини, Верди, Бизе. Хорошо помогал зрителям не заблудиться в бесконечных скитаниях героев Бернстайна актер театра им. Евг. Вахтангова и телеведущий Александр Олешко, отлично справившийся с ролью рассказчика.

Тенору Стивену Шонди из Великобритании очень подошла труднейшая роль Кандида. Безупречно чисто звучал его голос во всех сложных местах сочинения Бернстайна. Легкий, подвижный актер и чуткий певец Стивен Шонди всегда был в центре внимания, никогда не затмевая других персонажей, находясь с ними в гармонии. Датский баритон Мортен Франк Ларсен интересно сделал свою роль философа Панглоса. Его персонаж так уверенно и с таким оптимизмом произносил свою знаменитую фразу «все к лучшему в этом наилучшем из миров», что у всех товарищей по несчастью появлялись силы пережить очередную неприятность. Покорили же весь зал две американские певицы: сопрано Дженнифер О' Лафлин – Кунигунда и меццо-сопрано Ким Крисвелл – Старуха. Обе обладают красивыми богатыми голосами, артистическим обаянием и пластикой, необходимой для исполнения оперетт и мюзиклов. Певицы и актрисы завораживали слушателей своими ариями и особенно дуэтом Кунигунды и Старухи, спетым проникновенно и чувственно, что не могло не вызвать бурные аплодисменты.

В этом году юбилейный Большой фестиваль РНО под руководством Михаила Плетнева удался как никогда, и доставил удовольствие слушателям с самыми разными запросами и интересами.

Елизавета ДЮКИНА
Фото: РНО

Страницы