Opera Holland Park

23/06/2023 - 03:57   Classic   Концерты
Весьма интересная, но не безупречная постановка режиссера Сесилии Стинтон, которая перенесла коррумпированный и аморальный герцогский двор в Мантуе в довоенный Оксфорд, в эпоху скрипучих патефонов, сопровождающие вечеринки Буллингдонского клуба (от bulling - буллинг, издевательство, надругательство), что вызвало некоторое недоумение, как и многие приколы членов этого печально известного клуба, включающего практически всех английских премьер-министров, - но это то, что действительно происходило и происходит, может быть, в стенах известных на весь мир Оксбридж (Оксфорд и Кембридж).

Харизматичный Герцог – совсем не бедный Студент и предводитель компании, в которой можно увидеть весь срез интеллектуального общества: уязвимого Ботаника, незащищенного от приставаний девушку - Синий чулок, отрешенного Художника и тд, которых контролирует Герцог-Студент и его приспешники, в том числе и Риголетто, ветеран войн, с медалями, без горба, но с другими физическими дефектами. И что более удивительное - жуткая напряженность и страх, пронизывающий оригинальную оперу Верди, приходится к месту и в Оксфорде, даже при том, что тем, над кем издеваются (якобы, посвящение), все-таки не грозит смерть.

Вот она, типичная Оксбриджская элита
Вот она, типичная Оксбриджская элита

Риголетто в исполнении британского баритона Стивена Гэдда могло бы быть превосходным, но он был нездоров и экономил свои ресурсы, и это было заметно. Обладатель яркого тенора Алессандро Скотто ди Луцио поет Герцога выразительно, но его исполнение уступает блистательной Элисон Лангер, которая обеспечивает лучшее пение, демонстрируя силу голоса, которую приписывает этой роли Верди, красоту тона и технику. У нас не осталось сомнений в том, что физическая близость Джильды с предметом ее любви была все-таки насилием, что, однако не мешает ей продолжать любить его и более того – пожертвовать своей жизнью ради его спасения. И в довоенные времена, как и во времена Верди, видимо, такое было возможным.

Замечательная Джильда  - сопрано Элисон Лангер
Замечательная Джильда - сопрано Элисон Лангер

Саймон Уайлдинг и Ханна Педли интересны в роли Спарафучиле и Маддалены, а Мэтью Стифф — импозантного Монтероне.

Шуточки по оксбриджски
Шуточки по оксбриджски

Эффективно используется сцена (дизайнер Нэйл Айриш), превращающаяся на постоянном фоне оксфордских залов и библиотеки то в небольшие личные пространства студентов, то в дом Риголетто, то в традиционный английский паб.

Герцог-Студент итальянского тенора Алессандро Скотто ди Луцио
Герцог-Студент итальянского тенора Алессандро Скотто ди Луцио

Холланд дирижирует Симфоническим оркестром Лондон Сити Ли Рейнольдс, придав постановке яркий драматический импульс.

Холланд Парк Опера, открыв сезон с «Риголетто», предлагает зрителям этим летом также «Богему», «Гензель и Гретель», Энгельберта Хампердинка, новую постановку под названием «Itch», cозданную по заказу Opera Holland Park в сотрудничестве с Канадской оперной труппой в Торонто. «Зуд» представляет собой взрывную новую оперу композитора Джонатана Дава и либреттиста Аласдера Миддлтона. Это - адаптация романов-бестселлеров Саймона Мэйо «Зуд» и «Чудящиеся скалы» с блестящим актерским составом и звуковым миром, говорящим об опасных сокровищах, это приключенческая история для всех возрастов, смешанная с комедией, опасностями и блестящей оперной сценой.

Риголетто (Стивен Гэдда) с Джильдой (Элисон Лангер)
Риголетто (Стивен Гэдда) с Джильдой (Элисон Лангер)

Opera Holland Park и Charles Court Opera также воссоединили свои усилия, создав совместную постановку комической оперы Гилберта и Салливана «Раддигор».

Людмила ЯБЛОКОВА

08/09/2022 - 23:21   Classic   Концерты
С момента премьеры в Хьюстоне в 1998 году Марк Адамо объездил весь мир, представляя свою современную оперу «Маленькие женщины», но в целом большие оперные театры не спешили и не спешат ее исполнять.

Однако Opera Holland Park заявила о ней еще два года назад, но из-за пандемии только сейчас этот летний театр первым в Великобритании представил лондонской публике «Маленьких женщин».

Постановка Эллы Марчмент экономична, но сложна, иногда даже – слишком сложна. Мы обнаруживаем четырех сестер, сидящих в больших рамах для картин, расположенных вокруг сцены. Но на самом деле это лишь фигуры, одетые Мадлен Бойд - британской художницей-модельером, специально обучавшавшейся театральному дизайну и удостоившейся многих наград за декорации и костюмы. Так вот, эти фигуры только выглядят, как наши современницы, но совсем не являются маленькими женщинами из романа Олкотт, а их аватарами XXI века, которые время от времени возвращаются к себе прежним. Вот тогда то и появляются «настоящие» сестры, и они выглядят более или менее так же, как выглядели молодые девушки в Массачусетсе XIX века.

Китти Уили (Мэг), Элизабет Карани (Эми), Шарлотта Бэдхэм (Джо) и Хэрриет Айли (Бет)
Китти Уили (Мэг), Элизабет Карани (Эми), Шарлотта Бэдхэм (Джо) и Хэрриет Айли (Бет)

Марк Адамо не копирует роман, но, как и американская писательницы Луиза Мэй Олкотт (1832-1888), добившаяся невероятной известности, славы и богатства благодаря своим «Маленьким женщинам», фокусирует повествование через Джо, одну из сестер, которую мы иногда видим «пишущей» воспоминания о своей жизни, в котором ощущается сильное переплетение жизни сестер и их любовных историй, хотя уловить все детали иногда достаточно трудно.

Дикция певцов поставлена хороша, текста много, субтитры едва успевают следовать за действием; многие строчки хорошо рифмуются. Музыкальное исполнение достаточно на высоком уровне, с пассажами откровенного лиризма, драмы. Оркестр Симфония лондонского Сити достаточно компактен, включает в том числе синтезатор, что оставляет ощущение, что ты не совсем в оперном театре, но и не на Бродвее или в Вест Энд. Дирижеру Сиан Эдвардс удалось удачно объединить классику и модерн.

Шарлотта Бэдхэм (Джо), Фредерик Джонс (Лаури) и Хэрриет Айли (Бет)
Шарлотта Бэдхэм (Джо), Фредерик Джонс (Лаури) и Хэрриет Айли (Бет)

Сцена Holland Park в этом году модернизирована, сейчас оркестр находится как бы в нише, которую обрамляют полукругом театральные подмостки, находящиеся буквально в метре от первого ряда зрительного зала, что дает особое ощущение соучастия с главными героинями, но герои второго плана скрыты внутри сцены.

Фредерик Джонс (Лаури)
Фредерик Джонс (Лаури)

Актерский состав сильный. В нем доминирует независимая и амбициозная Джо (Шарлотта Бэдхэм), ее сестры Мэг, Бет и Эми, достигнувшие своего совершеннолетия в период гражданской войны; их преданная мать, соседский мальчик Лори и ученый Фредерик Баэр оживают в музыке в их откровенной непосредственности.

Сцена из оперы «Маленькие женщины»
Сцена из оперы «Маленькие женщины»

Бэдхэм исполняет свою роль с энтузиазмом и с безграничной энергией. Посильный вклад идет от Китти Уили в роли Мэг, Хэрриет Айли - это Бет и Элизабет Карани – Эми. Резонансное пение исходит от Бенсона Уилсона в роли Баэра, который, когда опера подходит к концу, использует несколько строк из Гёте, чтобы преподать Джо несколько уроков любви.

Но удачная книга – это, однако, недостаточно, чтобы превратить «Маленьких женщин» Адамо в успешную оперу, отчасти и потому в том, что история взросления и жизни Олкотт далека от театральности, и постановка Адамо изо всех сил пытается преодолеть эту повествовательную реальность, но это не всегда ей удается, а общая партитура Адамо недостаточно сильна, чтобы придать вечеру необходимый музыкальный характер и импульс.

Людмила ЯБЛОКОВА

31/08/2022 - 03:47   Classic   Концерты
Opera Holland Park заявила о себе во всеуслышание в этом театральном сезоне. Во-первых, своими постановками, и лучшей из них - оперой «Евгений Онегин», премьера которой состоялась в этом сезоне.

Это удивительно, что маленький оперный летний театр однозначно превзошел постановку бывшего художественного руководителя Королевской оперы Каспера Хольтена, где сорокалетняя Татьяна проигрывает свою жизнь через призму балерины Татьяны. Не удивительно, что это его новаторство вызвало жесткую критику публики и прессы. Да и скучноватая постановка Метрополитен опера с Анной Нетребко в середине якобы «макового поля» не конкурент тому, что создали в Opera Holland Parк - чуткую, продуманную, тонкую постановку, с интересными находками, с уважительном отношением к оригиналу. Лучший Онегин из того, что я видела.

А во-вторых, этот театр любит выкапывать забытые если не «шедевры», то, скажем так, «раритеты».

В этот раз они представили два малоизвестных произведения - оперу «Марго-ла-Руж» Фредерика Делиуса и оперу-балет Пуччини «Вилли», которые были оригинально созданы для конкурса коротких опер: «Марго» в 1902 году, «Ле Вилли» в 1883 году. Ни одна из них не победила. Опера Делиуса ждала своей премьеры почти 80 лет. Опера-балет Пуччини «Вилли» была исключена из конкурса, но была поставлена ​​в 1884 году и очень тепло принята публикой.

Объединение этих опер в Opera Holland Park работает на славу! В постановке Мартина Ллойда Эванса есть одна декорация: деревянная лачуга, которая, как избушка на курьих ножках, поворачивается то лицом к зрителю, то задом. В «Марго-ля-Руж» она показывает интерьер и экстерьер ветхой забегаловки, пьяных, заснувших за столом; там же секс-работницы, в том числе и Марго, отдыхают от своих дел. К девушкам присоединяются два солдата, один из которых, Тибо, узнает в Марго старую любовь. Он вступает в спор с ее нынешним любовником, который убивает его, но в следующую же минуту сам падает замертво с перерезанным горлом от ножа мстительной Марго.

Сэмюэль Саккер (Тибо) и  Энн Софи Дюпрельс (Марго). Фото Ali Wright
Сэмюэль Саккер (Тибо) и Энн Софи Дюпрельс (Марго). Фото Ali Wright

Стройная и убедительная история, рассказанная просто и без претензий: весь сюжет разворачивается за 45 минут. Музыка Делиуса богато детализирована и мелодична, хотя оркестр City of London Sinfonia под управлением дирижера Франческо Силлуффо часто перекрывает голоса. Тем не менее, есть великолепный любовный дуэт между Сэмюэлем Саккером (Тибо) и Энн Софи Дюпрельс (Марго) и жемчужинка от Сары Миннс (Лили). К сожалению, никому, даже Дюпрелю, французу, не удается заставить французский текст звучать по-настоящему, по-французски, в пении.

Одноактная опера «Вилли» Пуччини, спетая на итальянском языке, звучит намного лучше. Месть здесь осуществляется сверхъестественными существами, Вилли. Они мстят мужчинам-женихам, которые оставили своих невест, за то, что те погибают - от тоски ли, от стыда ли, от ощущения собственной невостребованности, ненужности. Вилли, как и невесты, одеты в белое, они интригуют, завлекают мужчину, парализуя его волю, и безумный их танец – без исключения - завершается его убийством. Хореограф Джами Рейд-Куаррелл, в начале спектакля и в конце оперы-балета создает, энергично и образно, несколько потрясающих сценических моментов. Вращающийся набор и здесь работает безукоризненно, изображая различные места — церковь, партер, кладбище — все это вызывает приятное чувство великого гиньоля, театра марионеток.

Вилли в момент убийства жениха, позабывшего свою невесту. Фото Nick Kimberley
Вилли в момент убийства жениха, позабывшего свою невесту. Фото Nick Kimberley

Три главные роли спеты на славу. Стивен Гэдд играет лесника, а также произносит связующие устные отрывки на безукоризненном итальянском, с пафосом, мимикой, безоговорочно приковывая внимание к себе зрителя. Но именно влюбленные – тенор и сопрано, конечно же – получают самую содержательную музыку, которая снова и снова является прообразом зрелого Пуччини. Энн-Софи Дюпрельс снова берет на себя главную женскую роль, ее голос великолепно выразительный, а Питер Оти в роли ее возлюбленного Роберто находится в отличной форме.

В наши дни такие оперы не пользуются большим спросом, но Пуччини удается сказать многое даже в короткой опере.

Людмила Яблокова

25/06/2022 - 17:47   Classic   Концерты
Трудно создать что-то новое, когда вы режиссируете самую исполняемую оперу в мире - «Кармен», поэтому новая постановка Сесилии Стинтон для Opera Holland Park практически сохраняет оригинальную структуру.

Образы девчат с табачной фабрики привычны и знакомы, солдаты самодовольны и чрезмерно назойливы к противоположному полу. Не выходят за рамки привычных трактовок и образы главных героев – Хосе (тенор Оливер Джонстон), мимолетное увлечение знойной и недоступной Кармелиты (меццо Кеции Биенек).

Но два момента сделали этот вечер исключительным: это темпераментный и трепетный дирижер Ли Рейнольдс, буквально с первой секунды обрушивший на зрителей такой мощный поток энергии, противостоять которому было невозможно, и весь зал словно ожил, но сердце затрепетало от эмоционально-прочувственного пения молодой британо-ирландской сопрано Элисон Лангер в роли Микаэлы.

Кармен, Элли Эдмондс в роли Мерседес, и Наташа Агарвал как Фраскита
Кармен, Элли Эдмондс в роли Мерседес, и Наташа Агарвал как Фраскита

Режиссер Сесилия Стинтон попыталась показать сильных женщин, контролирующих свою жизнь. Ее дерзкие подруги не поддаются на чары солдат-соблазнителей, а Мерседес отважно пытается спасти подругу, чтобы предотвратить неизбежную трагедию. Эмансипированные и свободные, они, однако, не в силах уберечь Кармен от трагического конца.

Кармен и Дон Хосе - Кеция Биенек и тенор Оливер Джонстон
Кармен и Дон Хосе - Кеция Биенек и тенор Оливер Джонстон

В целом Кармен и Дон Хосе интересно были сыграны сопрано Кецией Биенек и тенором Оливером Джонстоном, но настоящее качественное пение исходило от трогательного сопрано Элисон Лангер в роли Микаэлы.

Элисон Лангер в роли Микаэлы
Элисон Лангер в роли Микаэлы

А также баритона Джейкоба Филлипса в роли впечатляюще откровенного Зуниги и меццо Элли Эдмондс в роли решительной Мерседес.

Молодой баритон Томас Моул в роли чванливого тореадора Эскамильо привнес настоящий колорит в свою популярную вокальную партию. Он пел так, как если бы полностью осознавал абсурдный характер своего героя, но тем не менее любовался своим героем и откровенно наслаждался исполнением прекрасной арии.

Томас Моле Thomas как тореадор Эскамильо впечатлил
Томас Моле Thomas как тореадор Эскамильо впечатлил

Хор Opera Holland Park — чрезвычайно талантливая музыкальная организация, и во многом эта новая «Кармен» состоялась благодаря массовке - работницам фабрики, детям, которые населяют сцену, солдатам, цыганам, контрабандистам, толпе, собравшейся на корриду.

The City of London Sinfonia and хор Opera Holland Park
The City of London Sinfonia and хор Opera Holland Park

Эта «Кармен» стала дебютом молодого дирижера Ли Рейнольдса – дебютом захватывающим, многообещающим и убедительным. Музыканты The City of London Sinfonia сделали все, чтобы поддержать молодое дарование, и отыграли весь спектакль на одном дыхании.

Людмила ЯБЛОКОВА
Фото: Ali Wright