Фестиваль РНО: традиции и современность

Проведение Большого фестиваля Российского национального оркестра стало славной традицией, без которой трудно представить сегодня начало нового филармонического сезона в Москве.

В этом году фестиваль прошёл уже в шестой раз. Программа его отличалась жанровым разнообразием, и как всегда, значительное место в ней отводилось оперному жанру. Состоялось семь концертов, все их провёл оркестр, а за пультом пять раз стоял его создатель и руководитель Михаил Плетнёв.

Михаил Плетнёв
Михаил Плетнёв

Шестой фестиваль открылся программой из произведений австро-немецких композиторов. Увертюра к опере Шумана «Геновева» сменилась Восьмым фортепианным концертом Моцарта, в котором Михаил Плетнём выступил уже в качестве солиста, а затем по просьбе слушателей сыграл Фантазию до минор Моцарта. Вечер закончился «Весенней» симфонией Шумана.

Михаил Плетнев за роялем
Михаил Плетнев за роялем

Во втором концерте Михаил Плетнёв к своим двум ипостасям добавил и третью — композиторскую, начав программу с собственного произведения — Концерта для альта с оркестром. Солировал Максим Рысанов, яркий музыкант, востребованный во всем мире, который успешно сочетает выступления альтиста с карьерой дирижёра. Пианист из Македонии Симон Трпчески сыграл Рапсодию в стиле блюз для фортепиано с оркестром Гершвина. Завершая вечер, Плетнев продирижировал ещё одним своим сочинением — «Джаз-сюитой» в четырех частях.

Украинский дирижёр Кирилл Карабиц представил русскую музыку: Симфониетту для оркестра ля мажор и Третий фортепианный концерт до мажор Сергея Прокофьева, в котором снова солировал македонский пианист Симон Трпчески. Во втором отделении прозвучала редко исполняемая Третья симфония Петра Чайковского.

Большой интерес вызвала программа «Паганини –Гала». Для этого концерта Плетнев пригласил замечательных российских музыкантов: скрипача Ивана Почекина и гитариста Артёма Дервоеда. Иван Почекин был выбран не случайно. Он учился в ЦМШ, затем в знаменитой Мерзляковке у прославленного педагога Майи Глезаровой, а завершил своё образование в Высшей школе музыки Кёльна в классе знаменитого Виктора Третьякова. Иван — лауреат двух международных конкурсов, а главное стал победителем Третьего московского конкурса скрипачей им. Н. Паганини. После победы музыкант при содействии Фонда скрипичного искусства записал диск с сочинениями Паганини и Шоссона. В 2007 г. скрипач подписал контракт с звукозаписывающей компанией Haxos на выпуск двух альбомов своего любимого Паганини. Оба диска, в которые вошли Пятый и Шестой скрипичные концерты и виртуозные пьесы композитора, получили высокие оценки критиков. На фестивале Почекин порадовал исполнением Второго концерта Паганини.

Во втором отделении состоялась мировая премьера — прозвучал Концерт для гитары с оркестром Н. Паганини- С.Госса. Это была оркестровая транскрипции С. Госса Большой сонаты для гитары и скрипки ля мажор Н. Паганини, где властвовал Артём Дервоед , один из самых известных российских гитаристов, активно гастролирующий не только в России, но и во всём мире. Госс не дал возможности встретиться обоим музыкантам в Большой сонате Паганини, но всё-таки они сыграли вместе. После успешного выступления с концертом Паганини Почекин вышел на поклон с гитаристом Дервоедом, чтобы исполнить с ним без оркестра «La campanella»из этого концерта Паганини. Так что слушатели могли насладиться прекрасной музыкой и игрой и оркестра п\у М. Плетнева, и солистов и по достоинству оценить их дуэт.

Были на Фестивале и знаменитые гости. Прежде всего, это один из лучших на сегодняшний день россиниевских дирижёров Альберто Дзедда. РНО под его управлением сыграл мало известную в России оперу Россини «Танкред». Это первая серьёзная опера ( так называемая opera-seria), композитора, которая является наиболее значительным сочинением раннего периода его творчества. Премьера «Танкреда» прошла в Teatro la Fenice в Венеции 6 февраля 1813, но спектакль не был доведен до конца из-за плохого самочувствия двух певиц, исполнявших главные партии. Но уже через неделю оперу ждал оглушительный успех. Как отмечал французский писатель и музыкальный критик Стендаль : «Это было какое-то безумие, настоящий furore… Любители при встрече говорили друг другу: «Наш Чимароза воскрес». Чимароза был любимейшим композитором венецианцев, который скончался в 1801г. Opera-seria в то время часто для слушателей была скучна, растянута. Россини же преобразовал её, внеся в своё серьезное детище массу огня и стремительности, эмоциональности и жизни, то есть все то, чем он прославился в своих первых операх-буфф. Недаром он позаимствовал Увертюру к «Пробному камню», который принес ему шумный успех в миланском театре Ла Скала. Композитор воспользовался либретто популярного в то время Гаэтано Росси, который в основу сюжета положил трагедию Вольтера «Танкред» и поэму Торквато Тассо «Освобождённый Иерусалим».

Действие оперы происходит в 1005г. в Сиракузах. Два враждующих рода Аржирио и Орбаццано объединяются в борьбе против сарацинов. Аржирио решает отдать свою дочь Аменаиду замуж за Орбаццано, чтобы навсегда покончить с межродовыми распрями. Но Аменаида любит славного рыцаря Танкреда, который находится в вынужденном изгнании. Она отказывает Орбаццано и посылает письмо Танкреду. Но девушка не знает, что Танкред уже вернулся на родину, чтобы сражаться с ее врагами. Письмо перехватывает Орбаццано и преподносит его как послание, адресованное врагам. От Аменаиды отворачиваются все, даже отец. Сенат приговаривает её к смертной казни как изменницу. Тогда по традиции только победитель в рыцарском поединке мог заступиться за несчастную. Танкред, хотя и сомневается в верности возлюбленной, вступает в поединок, побеждает и сразу же уходит на войну с сарацинами, где тоже одерживает победу. Обман Обраццино обнаруживается, и влюбленные соединяются. Позднее композитор сделал вторую редакцию с трагическим финалом, где Танкред , одержавший победу, умирает от ран. Но такой финал публика не приняла, и опера снова обрела счастливый конец. Его-то и услышала московская публика.

«Танкред» Россини оказался слишком крепким орешком для Российского национального оркестра, который редко играет оперы, тем более Россини. Да и репетиций было недостаточно для такого трудного материала. Альберто Дзедде пришлось потратить огромное количество сил, чтобы ввести музыкантов в стиль оперной эстетики композитора. Только к концу первого акта оркестр смог достойно провести сложнейший ансамбль. Второе действие музыкально было лучше, но и здесь иногда оркестр выбивался из стилистики Россини. Порадовал хор Академии хорового искусства им. В. Попова п\у Алексея Петрова. Студенты Академии много поют разной музыки, и Россини оказался им по плечу.

Что же касается солистов, то тут тоже не все было удовлетворительно. Меццо-сопрано из Ирландии Патрисия Бардон в роли Танкреда не произвела должного впечатления. Было ощущение, что эта партия трудна для певицы. Не было легкости в каденциях и руладах, а кантилена была напряженной из-за того, что не хватало дыхания. Обидно, что знаменитая выходная ария Танкреда: «Di tanti palpi» прозвучала тяжеловесно, и в ней не было ни вдохновения, ни патриотического чувства, которые переполняют сердце благородного юноши. С этой арией была связана забавная история. На генеральной репетиции исполнительница роли Танкреда заявила, что ей не нравится выходная ария и что она не будет её петь. Расстроенный Россини отправился домой обедать, а все обеды в Ломбардии начинаются с риса, причем рис любят не слишком разваренный. Поэтому минуты за четыре до того, как его подавать, повар всегда спрашивает : «Не пора ли готовить рис?» Слуга задал точно такой же вопрос вернувшемуся домой Россини. Рис был поставлен, и прежде чем он сварился, Джоакино написал арию, которая полюбилась всем: певице и слушателям, а ария с тех пор называется «рисовой», как напоминание о том, что она была написана мгновенно.

Не доставил радости и исполнитель роли Аржирио, отца Аменаиды, итальянец Антонино Сирагуза. Он всё спел, всё сыграл, взял все верхние ноты, но его характерный тенор, кричащий и некрасивого тембра, не радовал, а раздражал. Всё правильно спел и исполнитель роли Орбаццано Олег Цыбулько, недавний воспитанник Оперной программы Большого театра, принятый в его труппу. Но за его пением не вставал образ хитрого и мстительного главы одного из сиракузских родов. А он может не только спеть, но и отлично сыграть своего героя, что и доказал молодой певец на премьере оперы Моцарта «Так поступают все женщины» в партии Дон Альфонсо на Новой сцене Большого театра. Очевидно, тоже не хватило репетиций.

Патрисия Бардон и Ольга Перетятько
Патрисия Бардон и Ольга Перетятько

Лучшей участницей концертного исполнения «Танкреда» оказалась сопрано Ольга Перетятько в партии Аменаиды. Ольга родилась в Петербурге, там закончила Университет культуры и искусств по специальности «хоровое дирижирование», з затеи училась на факультете сольного пения Высшей школы музыки им. Г. Эйслера в Берлине. За годы учебы стала лауреаткой ряды вокальных конкурсов, в том числе получила вторую премию на «Опералии» Пласидо Доминго. Потом осела на Западе. Сегодня Перетятько поёт главные сопрановые партии на лучших оперных сценах Европы и Америки, участвует в престижных оперных фестивалях. Если в самом начале оперы в голосе певицы появлялись кричащие ноты в верхнем регистре, то постепенно они сменялись пластичностью звуковедения, прекрасной фразировкой, где царили красивый тембр и выразительность. Последняя сложнейшая ария героини была исполнена вдохновенно и без каких-либо нареканий в техническом и актёрском плане. Этой арией Ольга Перетятько доказала, что она настоящая россиниевская певица, владеющая виртуозной техникой и стилем опер упоительного итальянского композитора. Хочется отметить еще одну выпускницу Оперной программы Большого театра — Александру Кадурину, исполнившую небольшую роль Изауры, верной подруги Аменаиды. Её красивое меццо-сопрано удачно легло на эту партию. Ария Изауры была спета Кадуриной точно в россиниевском стиле. Были легко преодолены все технические трудности, и при этом голос звучал выразительно, с большой теплотой и искренностью. Несмотря на многие минусы концертного исполнения «Танкреда», замечательно, что опера прозвучала в Москве в живом исполнении да еще с таким мастером как Альберто Дзедда и прекрасной Аменаидой-Ольгой Перетятько.

Альберто Дзедда
Альберто Дзедда

Еще одно концертное исполнение — на этот раз русской оперы — «Майской ночи» Римского-Корсакова по повести Гоголя, состоялось в рамках Фестиваля. В конце 70-г. XIX века Римский-Корсаков был очень увлечен обрядовыми и игровыми песнями, что и сказалось на опере. Её можно назвать песенной, поскольку весь тематизм оперы связан с интонациями русских и украинских песен. Наверное, именно этим и богатством инструментовки и полюбилась Михаилу Плетневу «Майская ночь», к которой дирижёр уже обращался в 2008 г. Тогда она прозвучала тоже в концертной версии в музее-усадьбе «Архангельское». Теперь в год 170-летия со дня рождения композитора решили ее повторить в Москве. В этой музыке и дирижёр и оркестр чувствовали себя уверено и свободно. Оркестр играл превосходно. Плетневу удалось раскрыть всё разнообразие и богатство партитуры: таинственную красоту украинской ночи, лирические ,комические и хоровые сцены в их первозданности и гармоничности. Этому помогли и Камерный хор Московской консерватории п\у А. Соловьева, и отменный состав приглашенных солистов из театров Москвы и Петербурга. Артисты хора не просто хорошо вели свои партии, но и были настоящими жителями Диканьки, активно реагирующими на события, происходившие в их селе.

Сергей Романовский и Оксана Волкова
Сергей Романовский и Оксана Волкова

Яркий тенор Сергея Романовского беспрепятственно летел со сцены, заполняя все огромное пространство Концертного зала им. Чайковского. Его украинский парубок Левко был влюбленным и нежным в первой своей песне «Солнце низенько», во время свидания с возлюбленной Ганной, трогательным в Колыбельной песне, которую напевал ночью у озера. Ганна Оксаны Волковой (Большой театр оперы и балета Беларуси) красавица, настоящая украинская дивчина. У певицы роскошное теплое меццо-сопрано. Как красиво сливались голоса Сергея Романовского и Оксаны Волковой в сценах и дуэтах их героев. Но нежный Левко Романовского становился решительным и отчаянным, когда нужно было заступиться за честь любимой. Он залихватски запевал дерзкую песню про Голову, своего отца, желая отомстить тому за приставания к Ганне. Хороши были Геннадий Беззубенков, Андрей Попов (оба из Мариинского театра), Анатолий Лошак (Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко) и Дмитрий Скориков («Геликон-опера») в ролях Головы, Винокура, пьяного Каленика и Писаря. Они не только замечательные вокалисты, но и талантливейшие актёры. Как они разыграли сцену в хате у Головы с поимкой дерзкого исполнителя непристойной песни про Голову. Органично вписался в общее действо актёр Борис Плотников, читавший фрагменты из повести Гоголя. С каким увлечением все исполнители: оркестр, хор, солисты, актёр и дирижёр сыграли настоящий спектакль по опере Римского-Корсакова «Майская ночь» и повести Гоголя, восторженно принятый публикой.

Завершался Фестиваль еще одним Гала, теперь оперным — «Верди — Гала». Михаил Плетнёв составил, можно сказать, эксклюзивную программу. Оркестру предназначалось сыграть увертюры и балетную музыку из опер Верди. Увертюры являются постоянной составляющей концертов оперных певцов, а вот балетная музыка из опер почти не звучит. Оркестр исполнил увертюры к операм «Набукко» и «Луиза Миллер» и ярко и темпераментно представил Марш и балетную музыку из Аиды». Особенно интересным в исполнении РНО получился «Бал королевы» из «Дон Карлоса».

Главным же манком «Верди— Гала» стало участие в программе оперной звезды Людмилы Монастырской. Людмила родилась в Киеве. После окончания Национальной музыкальной академии Украины им. П. Чайковского (кл. Дианы Петриенко) дебютировала на сцене Киевской Оперы в партии Татьяны в опере Чайковского «Евгений Онегин». В 1997 певица завоевала Гран-при и первую премию на международном музыкальном конкурсе им. Н. Лысенко, и её тут же приняли в труппу Киевского театра. Международная карьера Людмилы Монастырской началась с выступления на сцене Немецкой оперы в Берлине —она в последний момент заменила Марию Гулегину в партии Тоски. После этого началась череда триумфальных дебютов Монастырской на лучших сценах мира: Королевской оперы «Ковент Гарден» (Леди Макбет и Аида, Абигайль в «Набукко»), «Ла Скала» (Абигайль), «Метрополитен-Опера» (Аида). «Она лучшая Аида, которую я когда-либо слышал на сцене Мет со времен Леонтины Прайс. Просто выдающаяся певица» — таков был вердикт занимавшего в то время пост гендиректора театра Питера Гелба. На сегодняшний день Монастырская является лучшей вердиевской певицей.

Людмила Монастырская
Людмила Монастырская

Она сразу покорила москвичей настоящим драматическим сопрано с полным диапазоном и необыкновенной красоты тембром, богатством нюансировки, европейской манерой пения и захватывающей эмоциональностью, идеальной фразировкой, бесконечной кантиленой и изумительной филировкой. Её голос стремительно взлетал вверх и потом замирал на тончайшем piano с множеством оттенков. Монастырская продемонстрировала еще одно замечательное качество: умение с помощью одной только арии создавать полнокровный и разнообразный образ своих персонажей, который сразу брал в плен слушателей. Это был роскошный вечер — перед зрителями прошла галерея героинь из опер великого итальянца, страстных и сильных, нежных, любящих и страдающих, жестоких и коварных: Абигайль из «Набукко» (ария и кабалетта), Леди Макбет (Сцена «Una macchia e qui tuttora!»), Аида (сцена и ария из первого действия), Леонора (ария из оперы «Сила судьбы»). Прекрасным и чутким партнером певицы был оркестр п\у М. Плетнёва. Вместе они создали настоящее театральное действо оперного титана Джузеппе Верди.

Вот такой яркой кульминацией завершился в Большом зале консерватории Шестой Большой фестиваль Российского национального оркестра. Ждём следующего.

Елизавета ДЮКИНА , «Новости музыки NEWSmuz.com»

Быстрый поиск: