Башмет начал празднование юбилея грандиозным концертом

Знаменитый альтист и дирижер Юрий Башмет выступил в среду в Большом зале консерватории в сопровождении возглавляемого им Государственного симфонического оркестра "Новая Россия".

Вечер, в котором также приняли участие французский кларнетист Мишель Порталь, немецкая скрипачка Анне-Софи Муттер и маэстро Валерий Гергиев, дал старт фестивалю, посвященному 60-летию Башмета.

Накануне собственно дня рождения и главного фестивального концерта, на котором Башмет пообещал порадовать слушателей "самыми разнообразными жанрами и стилями", музыкант решил сыграть строго академическую программу. В каждом произведении он исполнял солирующую партию, уступив дирижерский пульт Гергиеву.

В первом отделении были исполнены два двойных концерта. В романтичном опусе Макса Бруха вторым действующим лицом стал кларнетист Мишель Порталь. В произведении современного американского автора Андре Превена вместе с Башметом солировала блистательная Анне-Софи Муттер. Именно для этой музыкальной пары Превен и создал свой концерт, который в России до этого ни разу не исполнялся. Во втором отделении прозвучал концерт для альта, хора и оркестра "Стикс" Гии Канчели — произведение, созданное в 1999 году специально для Башмета и получившее благодаря ему мировую известность. Сегодняшнее исполнение приехал послушать сам автор.

Юрий Башмет
Юрий Башмет

При всей изысканности, первое отделение все же проиграло второй части концерта. Опусу Бруха не хватило живого дыхания и свободы исполнения. Создавалось ощущение, что у двух замечательных виртуозов Башмета и Порталя просто не было времени порепетировать в свое удовольствие, сыграться, найти общий язык, на котором во время концертного исполнения они могли бы вести "беседу", не думая о нотах. Увы, гармоничного ансамбля не получилось — каждый играл свою партию, и объединить их не удалось даже дирижеру.

В двойном концерте Превена, напротив, ансамбль был прекрасный, поскольку Муттер и Башмет ранее уже сыграли мировую премьеру концерта в Нью-Йорке, и могли выйти на сцену даже не репетируя. Но тут разочаровал оркестр. Насыщенная полифоническая ткань, игра оркестровыми объемами, тонкая нюансировка и даже отдельные интонации — во всем слышалась топорность и широкий мазок. Очевидно, что и тут не хватило репетиционного времени — охваченное дирижером и оркестром целое явно нуждалось в более тщательной выделке, благодаря которой все выдумки изобретательного Превена — мастера оркестра — стали бы очевидны не только для исполнителей, но и для публики.

Исполнение "Стикса", в котором приняла участие Государственная академическая хоровая капелла России имени Юрлова, стало главным событием вечера. В этом произведении Гергиев оказался в своей стихии — стихии драматических событий, мощнейших звучностей, вырастающих из одного то ли скрипа, то ли всхлипа, картин порой очень страшных и тоскливых, порой просто таинственных, но совершенно точно иных миров. Особенно впечатляло единение оркестра и хора, а также умение дирижера выдерживать эффектнейшие паузы, после которых ком нарастающей оркестровой массы, казалось, обрушивался на головы слушателей с неотвратимостью снежной лавины. Правда, в этом бушующем цунами нередко терялся главный герой "Стикса" — собственно солирующий альт, но были и фрагменты, которые Башмет исполнял своим фирменным звуком, услышав который, можно было тут же забыть про весь оркестр.

По завершении "Стикса" зал взорвался овациями. И солист, и дирижер получили множество букетов, а также благодарности от автора — Канчели поднялся на сцену и поздравил юбиляра.

РИА Новости