Обаяние барокко. Sonia Prina и Венецианский барочный оркестр

Визит барочного коллектива в Москву, концерт в филармонии музыкантов, играющих на аутентичных инструментах, с некоторых пор уже не воспринимается как сенсация, но лишь как неотъемлемая часть столичной концертной афиши.

В области исторического исполнительства Москва стремительно добирает то, чего была лишена по разным причинам многие годы – и это радует меломанов, среди которых спрос на старинную музыку в ее аутентичном звучании достаточно высок. Недавний приезд Венецианского барочного оркестра уже не казался чем-то из ряда вон выходящим, но, тем не менее, привлек к себе огромное внимание поклонников музыки изящного века. Знаменитые музыканты выступили в Концертном зале имени Чайковского в рамках филармонического абонемента «Виртуозы барокко», продемонстрировав высочайший класс мастерства и море сценического обаяния.

Венецианский барочный оркестр
Венецианский барочный оркестр

Основанный в 1997 году Андреа Марконом коллектив за неполных два десятилетия завоевал мировое признание, сделав себе имя на поиске и «оживлении» забытых шедевров 17-18 веков. Подопечные Маркона вернули публике оперы и оратории Кавалли, Вивальди, Марчелло, Чимарозы, Галуппи, Генделя, Перголези, Монтеверди, объехали многие страны Европы, обеих Америк и Дальнего Востока, записали множество дисков на самых престижных лейблах, постоянно выступают со знаменитыми солистами – инструменталистами и вокалистами, участвуют в знаковых европейских фестивалях.

В российскую столицу музыканты привезли программу, целиком посвященную фигуре знаковой, символической для эпохи барокко – «Вива, Вивальди!», в которую вошли фрагменты (синфонии, арии) из таких опер венецианского мастера как «Юстин», «Неистовый Роланд», «Торжествующая Юдифь», «Гризельда», «Олимпиада», а также два концерта для струнного оркестра.

Виртуозность, математическая точность пассажей, идеальная слаженность ансамбля, спаянность звучания – вот отличительные признаки венецианского оркестра. На аутентичных инструментах, чей звук весьма своеобразен и по определению не слишком ярок, они добиваются удивительных по силе контрастов динамики, тем самым делая исполняемую музыку эмоционально выпуклой и разнообразной. Бравурные фрагменты удаются оркестру столь же убедительно, как и жалобные ламенто и меланхоличные адажио. Сольные высказывания инструменталистов элегантны и выразительны. В целом коллективу удается на пару часов погрузить слушателя в мир давно ушедшей эстетики, чье обаяние, тем не менее, до сих пор весьма ощутимо.

Классическая форма барочного концерта предполагает участие солиста-звезды. На эту роль была выбрана итальянская контральто Соня Прина, активно и повсеместно в Европе поющая преимущественно именно барочный репертуар. Её матовый тембр отлично вписывается в акустическую ауру, создаваемую аутентичными инструментами, они словно – голоса из одной эпохи, стилистически и эстетически превосходно дополняющие друг друга.

Соня Прина
Соня Прина

Пение Прины отличает такая же степень свободы в выпевании виртуознейших пассажей, как и оркестрантов, ее рулады, исполненные на огромной скорости, точны, даже филигранны. Но яркостью ее звучание не отличается – нередко, особенно в нижнем регистре, певицу плоховато слышно даже за аккуратным барочным оркестром (фактически ансамблем).

Отдавая должное ее виртуозности, стоит отметить, что наиболее впечатляюще как собственно по звуку, так и по эмоциональному посылу у певицы получаются как раз не бравурные, а спокойные арии, спетые на красивом легато, ровным и мягким голосом. С особым куражом исполняет певица брючные партии – арии таких ее героев как Роланд и Ликид из «Олимпиады» кажутся наиболее интересными с точки зрения театрального перевоплощения, что не удивительно, поскольку львиная доля спетых ею на мировых сценах ролей – травестийные. Однако и героини Прины – Юдифь, Гризельда, Альцина – отличаются искренностью, возвышенностью, уместной для этой музыки патетикой.

Александр МАТУСЕВИЧ, «Новости музыки NEWSmuz.com»

Быстрый поиск: