Второй раз фестиваль проходит на территории этнопарка «Этномир», недалеко от Боровска, и всего в 90 км от Москвы. Размах этнопарка — 140 га — диктует и размах фестиваля. Три сцены со звездами мировой музыки и начинающими музыкантами, мастер-классы, фаер-шоу, чайные церемонии, торговля этническими товарами и дегустации национальных кухонь — все это лишь малая часть того, что происходит на фестивале «Путь к себе».
Музыканты тут, кажется, везде. Заходишь в кафе-шатер, а там играют индийскую музыку. Заходишь посмотреть на танцы живота — а там объявляется группа с волынками и кельтской музыкой. Даже чайные церемонии проходят под живой аккомпанемент.
Но главные музыкальные события происходят все-таки на основной сцене. Первый день фестиваля стартовал с блока уже хорошо известных групп ирландской, кельтской и бретонской музыки — Mervent, Blind Harper и Telenn Gwad.
А дальше — уже хедлайнеры. Ольга Арефьева и группа «Ковчег» воодушевленно сыграли сет из песен разных лет. От Арефьевой традиционно ждут, конечно, регги-рока. Она не обманула ожиданий: прозвучали «Вавилон», относительно свежий «Великий Намгуара» (под аккомпанемент бенгальских огней) и нетленная «Дорога в рай». Но было и совсем другое. Очень редко доселе слышимые от Арефьевой русские народные песни - «Куго нету» и «Соловейка мой», например. Первая из них была записана еще в 2006 году совместно с гением прогрессива Тони Левиным, и вышла в альбоме «Каллиграфия». Собственно, именно обилием прогрессив-рока Арефьева удивила на фестивале. Петр Акимов щедро сыпал отменными арт-роковыми соло. Даже «Человечки» стали куда серьезнее. Как положено прогрессив-музыкантам, звучало немало изысканных вокализов. Профессиональный уровень «Ковчега» невероятно высок, и если эксперименты со органичным соединением русской этники и прогрессива продолжатся, слушатель получит немало любопытнейших экзерсисов.
«Пикник» - а в самом деле, отчего Шклярского сотоварищи так редко зовут на этно-фестивали? Долгая история «Пикника» изобилует вторжениями на территорию восточных искусств, сам Шклярский большой знаток Востока, при этом не изменяющий традиционному славянскому распеву. «Пикник» сыграл на фестивале фактически свой The Best, в который органически вошли эти ориентализированные «Египтянин», «У шамана три руки», «Иероглиф» и «Фиолетово-черный». А традиционные фигуры на ходулях создали вполне поликультурную картинку.
А вот «Мельница» - самый что ни на есть традиционный и любимый гость на всех этно-фестивалях в России. На нее специально приехало немало зрителей — немедленно закрутивших на поле привычные «мельничные» ручейки и хороводы. За последний год «Мельница» изменилась прежде всего в плане вокала Хелависы — певица принялась расширять свой тембральный диапазон в сторону гортанных обертонов. Отчасти это можно считать подношением духу Дженис Джоплин. Пока не все складывается гладко — кое-где хрипотца кажется нарочитой, где-то она отлично вписалась в драматургию песен... Понятно, что Хелависа взялась работать над собой. Все со временем устаканится, а сам вектор движения кажется разумным. Хотя сейчас довольно непривычно слышать в «Ночной кобыле» или «Волкодаве» аффектацию, нужно время — на привыкание.
Завершил концертную программу первого дня удивительный фьючеринг — нежная иранская вокалистка Azam Ali и этно-электронный проект Niyaz. Суфийские распевы Азам Али на персидском и талышском языках, то вкрадчивые, то страстные — прекрасно уравновешивает лоск транс-электроники и национальные персидские инструменты Niyaz.
В качестве конферансье фестиваля остроумно и живо выступил эксперт по восточной музыке Назим Надиров, а по окончании концертной программы он же, уже как Dr.Ethno, отыграл великолепный (но короткий) ди-джейский сет из Нины Хаген, той же Азам Али и прочих звезд восточной world music.
Фестиваль «Путь к себе» прекрасно организован, ни малейших проблем с едой, водой и развлечениями зрители не испытывают. Единственной неприятностью можно считать относительно слабый по мощности аппарат на главной сцене, достойного звукового давления не хватает даже на уровне будки звукорежиссера. В остальном «Путь к себе» - невероятен по размаху, обилию активностей и разнообразию развлечений.
Во второй день фестиваля выступят трио Сергея Старостина, Отава Ё, Волга, Маша Макарова, Сати Казанова и Булат Гафаров, Длина Дыхания и многие другие этно-музыканты.
Продолжение - про второй день фестиваля «Путь к себе»
Гуру КЕН, «Новости шоу-бизнеса NEWSmuz.com»
ФОТО - Светлана МАЛЬЦЕВА
Комментарии
Спасибо за отзыв! Песня
Спасибо за отзыв! Песня называется "Соловейка мой"!
Про Мельницу верно подмечено.
Про Мельницу верно подмечено. Ещё на Нашествии было странно слышать все эти прирыкивания Хэлависы везде, где надо и не надо. Милая Наталья Андреевна! Ну зачем вам это? Не те вы песни поёте, чтобы вот так вот изгаляться над ними.
Спасибо за обзор. Жаль только
Спасибо за обзор. Жаль только, что он касается лишь Большой сцены, а их было... их было - у Вас написано, что - три, а я насчитал только две. Совсем маленькие площадки не считаем - их было неисчислимое количество. Я выступал на малой сцене. И как в конце концов согласились и волонтеры и многие артисты - на малой сцене звук был на порядок лучше - просто образцовый. Очень хорошие ребята звуком занимались - музыкантов чувствовали, выводили все нюансы, подбирали довольно сложную обработку - ритмический дилэй и всевозможные фэйзеры-флэнжеры - все это рождалось в реальном времени на незнакомых песнях и приходилось в пору. Артисты малой сцены, быть может были и менее известны, чем именитые звезды мэйн-стрима ( которые к философии "Путь к Себе" имеют отношение весьма опосредованное), но тоже очень хорошие - играли зажигательно, от души и были весьма оригинальны. Некоторые просто удивляли.
http://content.foto.my.mail.ru/mail/nrec/_myphoto/h-8605.jpg