В Большом театре появился полноценный орган в коробке

Концерт-презентация органа Большого театра России состоялся 13 мая 2013 года на Основной сцене. Необходимость органа в оперном театре определяется тем, что многие композиторы включали его в свои оперные партитуры. Он присутствует в операх Гуно, Вагнера, Мейербера, Верди, Римского-Корсакова, Чайковского и др.

История органа в Большом театре имеет более чем 130-летнюю историю. Первый орган был установлен в нынешнем здании не позднее 1882 года. Инструмент был расположен за сценой так, что органист не видел дирижера, и приходилось прибегать к помощи ассистента. Новый орган фирмы «Э.Ф. Валькер» был установлен в Большом театре в 1913 году и также расположился за сценой. Эта же фирма создала знаменитый орган для Домского собора в Риге, до недавнего времени считавшийся третьим по величине в мире. Орган для Большого театра не имел традиционного внешнего фасада и был заключен в корпус-шкаф. У него имелось два мануала, педаль, 26 регистров и выносная злектропневматическая трактура (пульт органиста). Последнее позволило установить её на значительном расстоянии от самого инструмента и расположить сперва прямо в оркестровой яме, а потом в специальном помещении под сценой, откуда был хорошо виден дирижёр.

В годы войны и после неё орган практически не использовался, за ним не было соответствующего ухода, и он пришел в плохое техническое состояние. В начале 1970-х годов он был демонтирован, и часть его труб была использована чешской фирмой «Riger Kloss», чей большой орган установлен в московском Концертном зале им. П.И. Чайковского, для строительства органа в Ужгороде (Закарпатье). Для нужд Большого театра в 1971 был приобретен электроорган «Hammond», типа тех, что широко применяются в шоу бизнесе.

В 2009 году было принято решение об установке в театре духового органа, и его строительство было поручено фирме «Glatter-Götz orgelbau GmbH», чей орган установлен в Светлановском зале Московского международного Дома музыки. Новый орган размещён на специальной органной галерее, расположенной над левой частью сцены на уровне пятого этажа. Он имеет два мануала, педальную клавиатуру, 32 регистра, 1819 металлических и около 100 деревянных труб. Диаметры труб и давление воздуха в них в этом органе увеличены с целью использования более мощных воздушных потоков, обеспечивающих лучшее озвучивание огромного зала театра. С этой целью была установлена мощная воздуходувка. Вес нового органа около 80 тонн.

Орган в Большом театре

Орган по-прежнему не имеет декоративного портала и заключен в специальный корпус с жалюзи, которые могут открываться и закрываться постепенно сигналом с пульта органиста, что дает возможность использовать эффект crescendo или diminuendo, которые на простом органе недоступны.

Играть на этом органе можно как на механической, так и на электрической клавишных трактурах или на двух клавиатурах одновременно двум органистам. Механический пульт установлен в самом корпусе органа и при игре на нем исполнитель видит дирижера на видеомониторе. Пульт с электрической трактурой может быть установлен в любой точке оркестровой ямы, сцены или кулис. Его перемещение ограничивается только длинной кабеля, соединяющего пульт с органном.

Новый орган располагает собственным компьютером, в памяти которого заложены тысячи вариантов регистровок. Каждый органист при подготовке программы может заранее записать свою собственную регистровку и применить ее в ходе выступления без помощи ассистента. Есть возможность записи каждого конкретного исполнения и автономного без участия органиста исполнения. Таким образом, органист может услышать себя со стороны и оценить, как это будет слышно в зале или на сцене. Появление в Большом театре полноценного концертного органа расширяет и возможности исполнения на его сцене симфонических сочинений, в партитурах которых предусмотрен орган.

В концерте-презентации выступили органисты: солистка Московской филармонии, автор многочисленных транскрипций для органа Екатерина Мельникова, профессор Московской консерватории им. П.И. Чайковского, доктор искусствоведения, главный редактор журнала «Орган» Евгения Кривицкая, заведующий кафедрой органа и клавесина Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, профессор Даниэль Зарецкий, ректор Казанской консерватории им. Н.Г. Жиганова, профессор Рубин Абдуллин, профессор Высших школ музыки в Гейдельберге (Германия) и Базеле (Швейцария) Мартин Зандер (Германия). Они положили начало библиотеке интересных авторских регистровок сочинений, которые они исполняли.

Открыли концерт «Королевские фанфары» Екатерины Мельникова в исполнении автора, Камерного хора Московской консерватории и брасс-квинтета Большого театра. Во втором отделении она не без блеска исполнила свой парафраз «Лебедь» на темы П. Чайковского и К. Сен-Санса, посвященный великой Анне Павловой. Немецкий профессор Мартин Зандер в интересной, поначалу несколько аскетической регистровке, исполнил увертюру к опере Р. Вагнера «Летучий голландец», но потом он показал многие регистровые возможности инструмента.

В концерте больше всего прозвучало французской органной и камерной музыки второй половины XIX – середины XX века. Здесь основная нагрузка легла на плечи Евгении Кривицкой, которая превосходно аккомпанировала большинству ансамблей. В программе выступили только две вокалистки. Но какие! Это была блистательная Венера Гимадиева и великолепная Светлана Шилова. В хорошем вкусе составителям программы не откажешь! То же можно сказать и о приглашении к участию в программе Камерного хора Московской консерватории п/р Александра Соловьева, который дирижировал в концерте всеми ансамблями с участие хора, который сейчас находится в великолепной форме. Кроме того, что они прекрасно звучат, они еще и хорошо движутся на сцене. Очень неплохо выступили в концерте медные духовики и гобоист Сергей Лысенко из оркестра Большого театра. Но одна претензия есть к трубачу А. Корнильеву в пьесе Каччини – Янченко, где он временами излишне форсировал звук и перекрывал голос В. Гимадиевой.

Такой концерт не мог не иметь в своей программе Токкату и фугу ре минор И.С. Баха, которую мастерски исполнил Р. Абдуллин.

Интересные тексты подобрал и исполнил ведущий концерта Пётр Татарицкий. Но он иногда «пережимал» с эмоциональностью. Подобранные им тексты настолько хороши сами по себе, что иногда требуют простой, спокойной, может быть остраненной манеры исполнения. Но в целом, Татарицкий был ярким штрихом в палитре вечера.

Концерт был очень грамотно и интересно составлен, удачно срежиссирован (режиссер – Владислав Колпаков) и оформлен (художник Сергей Тимонин). Хотелось бы, чтобы удачный первый опыт не стал последним.

Владимир ОЙВИН, «Новости музыки NEWSmuz.com»
Фото - Кирилл Лебедев/«Газета.Ru»

КОНЦЕРТ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОРГАНА БОЛЬШОГО ТЕАТРА РОССИИ
ПРОГРАММА

I отделение:

Е. МЕЛЬНИКОВА – «Королевские фанфары» для органа, хора и брасс-квинтета

Исполнители: Екатерина МЕЛЬНИКОВА, (орган); Солисты оркестра Большого театра: Алексей КОРНИЛЬЕВ, Павел АРХИПОВ (труба); Алексей РАЕВ (валторна), Андрей РУДНЕВ (тромбон), Владислав МАРТЫНОВ (туба); Камерный хор Московской консерватории - Художественный руководитель – Александр СОЛОВЬЕВ.

Р. ВАГНЕР – Увертюра к опере «Летучий голландец. (Транскрипция для органа соло Э. Леимера) – Мартин ЗАНДЕР (Германия); А. МЮЛЕ – «Tu еs Petra» – Е. МЕЛЬНИКОВА (орган). И.С. БАХ – Хорал «Ach Herr, taß dein Heb Engelein» из «Страстей по Матфею» BWV 245 – Камерный хор Московской консерватории, Даниэль ЗАРЕЦКИЙ (орган, Снакт-Петербург); Л. ЛУЦЦИ – «Ave Maria» для меццо-сопрано, виолончели и органа – Светлана ШИЛОВА (меццо-сопрано), Борис ЛИФАНОВСКИЙ (виолончель), Евгения КРИВИЦКАЯ (орган); С. ФРАНК – «Panis angelikus» для меццо-сопрано, скрипки и органа – С. ШИЛОВА, Александр КАЛАШКОВ (скрипка), Е. КРИВИЦКАЯ. И.С. БАХ – Токката и фуга ре минор DWV 565 – Рубин АБДУЛЛИН (орган, Казань); И. С. БАХ – Ш. ГУНО для сопрано, скрипки и органа – Венера ГИМАДИЕВА (сопрано), Александр КАЛАШКОВ (скрипка), Е. КРИВИЦКАЯ. Дж. КАЧЧИНИ – О. ЯНЧЕНКО – «Ave Maria» – В. ГИМАДИЕВА, Алексей КОРНИЛЬЕВ (труба), Камерный хор Московской консерватории, Е. КРИВИЦКАЯ.

II отделение

В.А. МОЦАРТ – Увертюра к опере «Волшебная флейта» (Транскрипция для органа соло У. Беста) – Мартин ЗАНДЕР (орган, Германия); Е. МЕЛЬНИКОВА – «Лебедь. Посвящение Анне Павловой» (парафраз на темы П. Чайковского и К. Сен-Санса) – Екатерина МЕЛЬНИКОВА; Л. ВЬЕРН – «Вечерний свет», «Вестминстерские колокола» – Даниэль ЗАРЕЦКИЙ; М. МУСОРГСКИЙ – Четыре пьесы из цикла «Картинки с выставки»: «Прогулка», «Старый замок», «Баба-яга», «Богатырские ворота» (транскрипция для органа Р. Абдуллина) – Рубин АБДУЛЛИН (орган, Казань); А. ПЬЯЦОЛЛА – «Oblivion» (Забвение) для гобоя и органа – Х.-Л Борхес «Молитва» – Петр ТАТАРИЦКИЙ (чтец), Сергей ЛЫСЕНКО (гобой), Е. КРИВИЦКАЯ.

Вел Концерт-презентацию и исполнял фрагменты литературных произведений А Пушкина, М. Лермонтова, В. Гюго, Х.-Л. Борхеса, И. Бродског, анонимных авторов XVI века, актер Пётр ТАТАРИЦКИЙ

Быстрый поиск: