Александр Жданов

05/05/2014 - 07:32   Mix   Профи
Александр Жданов рассказал о своей новой книге «Папарацци: Ставка на zero».

Александр Жданов - был известным звездным фотографом в России, его фотографии мелькали едва ли не в каждом глянцевом издании о шоу-бизе. Уже тогда он начал писать книги о мире музыки и шоу-бизнеса под общим названием «Папарацци», во многих героях которых легко можно угадать многих известных артистов и продюсеров.

Но пару лет назад Жданов неожиданно бросил все, и уехал на постоянное место жительства в Австралию.

И вот появился с новой, четвертой книгой «Папарацци: Ставка на zero».

Александр Жданов - «Папарацци: Ставка на zero»
Александр Жданов - «Папарацци: Ставка на zero»

- После отъезда в Австралию о тебе мало что слышно в шоу-бизе. Впрочем, тебя встречали на «Евровидении», кажется. Чем занимаешься?

- Да, «Евровидение» - один из моих любимых проектов. На протяжении последних восьми лет я постоянный гость на «Евровидении». Хотя гостем, наверно, меня называть не очень правильно: все-таки я езжу работать. В этом году полечу снова, буду наслаждаться качественной музыкой и совершенно удивительной атмосферой, которая всегда царит на этом конкурсе. Ну, и, конечно, планирую сделать большое количество ярких, интересных, живых фотографий. Как ни крути, каждый год «Евровидение» становится стартовой площадкой для талантливых исполнителей, позволяя их карьерам выйти на новый виток. Я с удовольствием становлюсь свидетелем этого маленького чуда в режиме онлайн и фиксирую все на камеру.

Вообще фотокамера – это моя страсть, я с ней не расстаюсь никогда, в том числе и в моих многочисленных поездках по миру. За последние семь лет я посетил более сотни стран. Если быть точным, на данный момент - 106 стран. И если бы не фотокамера, многие события и впечатления давно бы стерлись из памяти. Кроме того, мои многочисленные подписчики в соцсетях (а их сейчас десятки тысяч – знакомых и не знакомых мне людей) тоже отслеживают мои передвижения по миру, оставляют комментарии к фотографиям, задают вопросы… И это мой способ делиться с ними теми волшебными местами, в которых я оказываюсь. Несколько лет назад в одном из моих путешествий мне пришла в голову мысль, что своими ощущениями, переживаниями я могу делиться не только через фотографии – тогда я попробовал написать книгу. Она совершенно неожиданно для меня имела большой успех, и я решил продолжать. На днях вышла уже четвертая книга – и я сегодня уже думаю о пятой. Так что, пожалуй, мою жизнь можно назвать весьма насыщенной.

- Кстати о новой книге. Предыдущие, хотя и затрагивали шоу-бизнес, были все-таки детективами. Почему теперь — мистика?

- Если быть точным, это все же детектив. Каковы основные элементы детектива? Происшествие – и дальнейшее расследование его обстоятельств. Верно? Все это было в первых трех книгах, есть и в этой. Но вы правы, принципиально отличие в том, что здесь у меня появился совершенно новый элемент мистицизма, который я раньше не использовал. Надеюсь, читателям он понравится.

- Но ведь можно было рассказать миллион мистических историй в звездной среде, ведь звезды чрезвычайно мистичны, по большей части. А в книге — ни одной!

- В первых трех книгах мой герой Александр Нежданов попадал в различные сложные ситуации в артистической среде. По сути, я рассказывал истории, которые могли бы случиться со мной. В тот момент я еще довольно много общался в звездной тусовке, это был мой мир, и я рассказывал читателям о тех людях, которые составляли значительную часть моей жизни.

За последние годы многое поменялось не только в моей профессиональной жизни, но и в моем мироощущении. Конечно, у меня остались друзья в звездной среде, я с удовольствием с ними общаюсь, узнаю новости из мира шоу-биза. Но все же я уже больше не варюсь в этом котле так, как раньше. Сейчас мне интереснее познание большого мира, знакомство с нашей волшебной планетой. Вы знаете, когда оказываешься в местах, которые люди населяли за тысячи лет до нас, когда поднимаешься на вершины, которые хранят многовековые тайны, когда становишься свидетелем рождения новых легенд – понимаешь, как грандиозно все устроено в этом мире, насколько тесно мы все связаны и как тонка грань между настоящим и прошлым, между реальностью и мифами. Именно этим я живу сегодня – и потому изменился и мир моего героя. В новой книге шоу-биз остался только в качестве случайных встреч Нежданова со старыми знакомыми по тусовке.

Александр Жданов

- Кстати, о случайных встречах… Тебе не кажется, что в книге слишком много рекламы, причем заметной? Насколько значительную роль сыграл продактплейсмент в появлении этой книги на свет?

- В современном мире выпускать книги – довольно дорогое удовольствие. Но, скажу честно, я себе это позволить могу. Поэтому реклама сыграла далеко не первостепенную роль в появлении этой книги на свет. Да, наверно, какие-то рекламные вставки бросятся читателям в глаза, но я несу ответственность за каждое написанное в книге слово. То есть если я говорю, что какое-то агентство недвижимости считаю коллективом блестящих профессионалов или кто-то исполняет театральную роль просто восхитительно, - это то, что я действительно думаю.

Другой вопрос, что популярность первых книг привела к тому, что предложения о рекламном сотрудничестве появились раньше, чем идея четвертой книги. Когда я только задумался о том, не отправить ли мне моего героя Нежданова в новое приключение, и вынес этот вопрос на обсуждение моих подписчиков в соцсетях, - чуть ли не первыми мне стали писать потенциальные рекламодатели. Но, повторюсь, я соглашаюсь давать в книге только ту рекламу, за которую я отвечаю. Поверьте, если бы из тех рекламных предложений, которые мне поступили, просто собрать книгу, - это уже получился бы трехтомник. Но мне этого не нужно. На первом месте у меня все же стоит читатель – человек, которому я не просто рассказываю занимательную историю с лихо закрученным сюжетом, но и советую какие-то места, людей, события. Каждая фраза в книге пропущена мною через себя, поэтому формально какие-то куски, конечно, являются рекламными, но можно ли считать рекламой, если вы восхищенно рассказываете миру о том, какой у вас замечательный друг?

- Прочитав книгу, я понял, что из всей россыпи афоризмов и житейской мудрости в каждом абзаце меня зацепила одна: «Вы всегда разговариваете на уровне статусов Вконтакте?» Это, может быть, главная моя претензия к книге. А ты относишь ее к себе?

- С этим сложно не согласиться. Мы, современное поколение, проводим в виртуальном мире не меньше времени, чем в реальном, причем не чувствуем при этом никакого дискомфорта. Жизнь стала мобильнее, количество информации с каждый годом только растет – неудивительно, что вот это общение «на уровне статусов Вконтакте» стало нормой. Я, как и многие, выхватываю из общего потока информации мысли, которые мне наиболее близки, и, что называется, обживаюсь с ними. В многотысячной армии моих подписчиков в соцсетях крайне небольшой процент людей – те, кого я знаю лично. В большинстве случаев это те, кого интересует мое творчество, мой мир, мой образ жизни. Это люди, с которыми я никогда не встречался и, возможно, мы так и останемся заэкранными незнакомцами. И именно с ними мне проще общаться теми самыми статусами. Это наиболее краткий и в то же время концентрированный способ делиться моими мыслями и ощущениями. Не вижу в этом ничего плохого.

Конечно, в обычной, бытовой жизни, в общении с друзьями я не говорю цитатами и афоризмами. Вот сейчас, в этом интервью, я произвожу впечатление человека, который мыслит исключительно штампами? Надеюсь, нет…

- Почему героями книги стали не звезды, как это было раньше? Почему экс-фотограф, нефтяной магнат и никчемная детдомовка?

- Повторюсь: я ушел из мира шоу-биза, и Нежданов ушел вместе со мной. Конечно, я по-прежнему связан с музыкальным миром, и я получаю удовольствие от прекрасной музыки, от новых ярких открытий, которые рождает наша эстрада, от блестящих концертов, на которых периодически бываю… Поэтому в моей книге все же есть узнаваемые имена. Но эта связь сейчас не так тесна, как прежде.

Что касается магната и детдомовки, то мне хотелось показать, что каждый человек, какой бы социальный статус он ни занимал и каким бы ни было его финансовое положение, надеется на свое собственное маленькое чудо, и в его силах – осуществить свою мечту. Нежданов в этой книге помогает не только делом – он помогает сердцем. На мой взгляд, все самые важные вещи скрыты внутри нас самих. Многие из нас ждут любви, например, не понимая, что им просто нужно раскрыть свое сердце – и любовь к ним непременно придет. У каждого из нас есть свой дар, своя музыка, нужно ее только услышать…

- Какую музыку ты сам слушаешь в последнее время?

- Довольно разную. Вместе с расширением границ моего мира расширяются и мои музыкальные предпочтения. Я по-прежнему остаюсь большим поклонником того, что делают настоящие мастера нашей эстрады, такие, как, например, «Ночные снайперы» и Филипп Киркоров, но при этом позволяю новым, прежде совершенно непонятным для меня, мотивам появляться в моем плей-листе. А вообще хочу сказать, что главное в любой музыке – то, насколько она соответствует твоему настроению. Каждый музыкант своей композицией хочет что-то донести до слушателя – и если в тот момент, когда я слушаю музыку, я остро ощущаю, что хотел сказать автор, если мое и его состояния совпадают – я с музыкой полностью сливаюсь. Именно этой гармонии с читателями я мечтаю добиваться как автор книг.

- Раньше ты говорил, что еще одна книга станет последней. В самом деле последней?

- Рождение книги для автора сродни рождению ребенка для матери. Ты мучительно вынашиваешь замысел, потом он оформляется, после ты не спишь ночами в ожидании, когда это чудо появится на свет. А потом смотришь, как оно уходит в окружающий мир – и перестает быть частью тебя, растворяясь в глобальном информационном поле. Скажу честно: это мучительный и одновременно прекрасный процесс.

После третьей книги мне казалось, что я выдохся, устал, больше не могу проходить через это снова. Было ощущение, что мне больше не о чем писать. Но прошло время, я обновился, у меня появились новые силы, новые идеи, новые творческие замыслы. И сегодня я знаю, что пятая книга – будет. Более того, я уже даже знаю, что будет и шестая. Потому что сейчас мне есть о чем рассказать. И я надеюсь, читателям понравится новый поворот в жизни Александра Нежданова.

Гуру КЕН, «Новости шоу-бизнеса NEWSmuz.com»

Быстрый поиск:
19/12/2011 - 12:23   Mix   Профи
У известного музыкального фотографа Александра Жданова на днях вышла третья книга «Папарацци: Заложники иллюзий», в которой он объявляет, что уезжает из России в Австралию, возможно, навсегда.

Предисловие к интервью

Фотограф Саня Жданов написал третью книгу о нравах российского шоу-бизнеса. В ней многие узнают себя. Я вот, например, в одном из персонажей себя узнал. Книг о закулисье шоу-бизнеса у нас на удивление мало, в отличие от мирового книжного рынка, где чуть ли не про каждую звезду наберется пухлая библиография. Жданов умеет живым, почти разговорным языком рассказать о буднях звезд, их пиарщиков и сопутствующей журналистике. Наверное, потому что сам много лет поработал штатным и нештатным фотографом множества изданий, являлся постоянным фотографом Билана, ПЦ Матвиенко, Лазарева и других артистов первого эшелона. При этом книги обходятся без общепринятой лести – Жданов рассказывает о рабочих моментах, когда артисты и их окружение раскрываются по-настоящему, и каждому есть своя истинная цена. Это по-хорошему развлекательное чтиво, но с заметным и продуманным моралите для читателя. Если его книги смогут помочь читателям и начинающим артистам избавиться от навязываемых индустрией розовых заблуждений, стереотипов и самообманов – в этом и будет заключаться практическая польза для автора. Мне импонирует искренность Жданова в развенчании пустых мест и мелькающих клише. Даже если я не очень верю, что слепому поможет фонарик. Свою работу Жданов сделал.

Гуру Кен

Александр Жданов
Александр Жданов

- Это уже третья твоя книга о шоу-бизнесе. И по ней заметно, насколько шоу-бизнес тебе поднадоел своей суетливостью и мультяшностью. Зачем вообще было писать о нем книге?

- Когда появилась первая книга, было желание рассказать все, что я знаю о шоу-бизнесе, немного попиарить себя самого, и у меня, самое главное, был позитивный настрой. Первая книга «Папарацци» вышла в 2009 году, вторая «Папарацци: чужой успех»– в 2010, и вот третья книга 2011 года. Что я чувствовал сам, то и пытался отразить в них. И должен признаться, что в последние два-три года я действительно разочаровался в российском шоу-бизнесе.

Я начал работать в нем, когда мне было 14-15 лет, сейчас мне 25, и я понимаю, что в нашем шоу-бизнесе практически ничего не меняется. А если меняется, то в худшую сторону. 10 лет назад появились Земфира, Лагутенко, много классных музыкантов. У меня горели глаза: новые проекты, новые исполнители, классные песни. Я видел, что новые артисты появляются за счет талантливых песен, креатива, нового взгляда на музыку. Те клипы «Мумий Тролля» или Дельфина я могу смотреть до сих пор, и понимать, что это искусство. По мере того, как я работал в этой сфере, - почти перестали появляться новые имена – поют все те же и так же. На мой взгляд, не появляется нового качественно сделанного продукта. В Америке за это время появились Джастин Бибер, Леди Гага, вручаются премии многообещающим музыкантам. Что-то постоянно происходит! А у нас? Есть артисты, которые держат планку. Но нет новых имен, а многие звезды держатся только за счет пиара.

Об этом я начал рассказывать во второй книге, и полностью посвятил теме пиара эту книгу. Где-то с грустью, где-то с горечью. Раскрутка пиар-историй, романов, скандалов заслонила собственно музыку. Мы не говорим о талантливых альбомах и даже песнях, сплошь рассказы об интиме и желтизне. Это все хорошая работа пиар-агентств и пиар-агентов. Работая в шоу-бизнесе, я вижу эту ситуацию изнутри, и мне это глубоко неинтересно. Все продумано и чуть ли не на уровне контракта подписано: сколько раз артисты появятся вместе, кто у кого в клипе снимается, сколько денег будет заплачено. Это совсем немузыкальная история. Такой шоу-бизнес мне надоел.

- Я немного не соглашусь. Появились «Ранетки», МакSим, Нюша. Группа «Мельница» собрала «Олимпийский». Наконец, Ваенга и Стас Михайлов. Может быть, это лично тебе приелось все происходящее?

- Возможно, и так. Когда впервые попадаешь в этот мир, - все в новинку, все интересно. Со временем, когда видишь все изнутри, меняется мировоззрение. Понимаешь, что это конвейер.

Пока шел сериал «Ранетки» по СТС, группа была востребована. Закончился сериал – и группа пропала. Я не требую глобального явления, как Алла Пугачева. Но почти исчезли долгоиграющие артисты. Когда появились МакSим и Глюкоза – сколько было споров, кто они и как поют. А сейчас они не собирают залы. У артистов появился срок годности. Два года, три года, в лучшем случае пять лет. А группа «Иванушки International» появилась 15 лет назад, и до сих пор не вылезает из концертных туров. Конечно, это заслуга Игоря Матвиенко, который пишет им актуальные песни. Но группа востребована до сих пор! Нет современных Пугачевых, Антоновых, чьи песни слушаются спустя столько лет.

Хотелось бы, чтобы наша эстрада была представлена на мировом рынке. Я так радовался успеху «Тату»! Казалось, что открылось окно, и наши песни начнут просачиваться «туда». Но ничего подобного не произошло.

- Почему же? Витас просочился.

- Да, он подписал очень хороший контракт. Но неудовлетворенность общим положением дел осталась. Уже 10 лет назад Backstreet Boys делали такое шоу, что - ух! Леди Гага, несмотря на всю неоднозначность, делает фантастическое шоу. У нас ничего подобного практически нет – Филипп Киркоров, Анита Цой и некоторые другие пытаются сделать настоящее шоу, но они в явном меньшинстве. Гораздо чаще – скучные рядовые концерты, иногда под фанеру, и никакого шоу!

Возвращаясь к Ваенге, я думаю, что она будет много лет интересна зрителям. Она делает честный продукт, искренний. Но это исключение. Многие артисты, прежде всего молодые, ставят во главу угла пиар, а не свои музыкальные амбиции. Если зритель услышит хорошую песню с достойным вокалом – артист станет звездой без всякого пиара, что подтверждает история Ваенги и Михайлова. Их песни цепляют, без всякого видеоряда рождают эмоции. И они не рассылают истории, с кем спят или ходят по магазинам.

- Первые две книги касались пиара по касательной, они были скорее о работе папарацци. Эта книга целиком посвящена нюансам пиара в шоу-бизнесе. Есть ли вина пиара в том, что появляется мало ярких песен, или дело в неверном использовании полезного инструмента?

- Пиар-истории должны быть, но пиар не должен занимать доминирующую роль в жизни артиста. У нас есть первоклассные пиарщики. В книге я рассказываю о продюсерском центре Игоря Матвиенко, потому что именно он и глава его пресс-службы Катя Быкова, прототип главной героини, мне кажутся примером высококлассной работы. Они содержательно коммуникатируют с журналистами, умеют обходиться без черного пиара, умеют подать инфоповоды.

Обычно же берется американский или европейский проект, перекладывается на российский лад, и преподносится как откровение для публики. В пиаре зарабатываются большие деньги, и он превратился в машину по зарабатыванию бабла. При этом навязывается некачественный продукт, когда артисту еще надо много работать над репертуаром и голосом, а он запускается под выдуманным креативом по медийным каналам в жизнь. По сути, это потребительское отношение к слушателю, использование грязных методов. Мне это не нравится.

В своих книгах я делюсь собственным опытом работы в шоу-бизнесе. С ним можно не соглашаться, можно прислушиваться, - я вижу множество откликов. Значит, какую-то роль в жизни людей они сыграли, и я рад этому.

Я решил завязать с шоу-бизнесом, потому что дальше себя в этом пространстве не вижу. Мой персонаж Нежданов в конце книги улетает в Австралию. В реальной жизни ровно это же происходит со мной. Я решил переехать в Австралию. Я достиг рубежа, когда надо решать – или посвятить выбранной работе всю жизнь, или попытаться радикально переменить ее. Я выбрал слом прежней жизни. Хотя у меня остались в шоу-бизнесе друзья, дорогие для меня артисты, я еще буду иногда приезжать в Москву и Питер снимать важные концерты – из этого мира сложно вырваться. В книге я подробно написал, как и почему это все со мной происходит.

После выхода книги я уезжаю жить в Австралию, в Сидней, чтобы попытаться полностью поменять свой образ жизни. Буду я фотографировать свадьбы, или снимать животных в зоопарке, - не знаю, но я хочу изменить свою жизнь. Строже всего я отношусь к себе, и хочу начать именно с себя.

- Фотографу такое сделать проще, чем другим разочаровавшимся. Можно снимать хоть артистов, хоть обезьянок. Пишущие журналисты привязаны к русскому языку, артисты – к своей публике. Но есть желание настолько радикально все поменять, чтобы больше не снимать на «Евровидении» или больших презентациях российских артистов?

- Признаться, с «Евровидением» я пока расстаться не готов. Всякий приезжая на «Евровидение» - пусть это не всемирный конкурс – я вижу такое количество профессиональной прессы, учусь у европейских коллег, вижу интересную жизнь. «Евровидение» останется для меня лазейкой в прошлую жизнь. Когда я буду жить в Австралии, безусловно буду рад видеть всех наших артистов, приезжающих в эту страну. Но…

У меня есть хорошая подруга Женя Соколова, она работала в «Молотке». И вот в какой-то момент она выбрала семью. У нее чудесный муж, она родила ребенка. И когда я с ней переписываюсь, она счастлива. Можно вспомнить про уход Маши Алалыкиной из группы «Фабрика», она тоже выбрала семью. У любого есть право выбора. Я его не хочу навязывать. Но я рассказываю про свой выбор.

У меня есть опыт международной журналистики, неплохой английский, я могу работать пиарщиком, журналистом, рекламщиком. Но хочу это делать не в шоу-бизнесе и не в России. Многие могут назвать это слабостью, бегством. Но я хочу сделать свой выбор.

- Семья может стать стимулом к перемене мест. У тебя тоже есть семейные предпосылки к такому решению?

- Мне нечего скрывать. Когда-то я хотел заработать денег и поездить по миру. Я заработал денег, купил себе квартиру, побывал в 98 странах мира. Теперь я хочу осесть, завести семью. Очень хочется, чтобы у меня появились дети. Мне даже не раз снилось, что у меня будет не один ребенок…

Наверное, все это этап взросления. У меня появились другие ценности, помимо работы. Я всегда был и остаюсь патриотом России. Но хочу пожить и поработать там. Тем более, что мне уже сейчас предлагают там много работы, не связанной с шоу-бизнесом.

- В Австралии есть свой довольно интересный шоу-бизнес.

- Да, я чувствую, что перерос российский шоу-бизнес, но мне интересен мировой шоу-бизнес. В Австралию очень часто приезжают мировые звезды, и мне это интересно. Возможно, я буду делать фоторепортажи с концертов австралийских и мировых звезд. Я начинал в Санкт-Петербурге, потом смог решиться и перебраться работать в Москву. Теперь – новый этап.

- Что ты ждешь в профессиональном и личном плане от переезда?

- В личном – семьи, детей. Что касается профессии, то я еще достаточно молод, и у меня есть время пробовать, искать что-то новое. Я еще не знаю, что меня ждет. Иногда нужно сломать свой карточный домик, чтобы вырасти и сделать самое важное. Я не хочу оставаться на всю жизнь в этом карточном домике.

Есть понимание, что придется поменять почти все. Это новый другой мир. Чтобы понять, чего ты стоишь на самом деле, надо решиться на изменение жизни. Как котенка бросают в воду – выплывет или нет. Я сам бросаю себя в эту воду.

Возможно, через два-три года выйдет четвертая книга, где я расскажу, например, об австралийском шоу-бизнесе. Что на самом деле будет дальше – не знаю.

Купить новую книгу А.Жданова можно на сайте http://starsbook.ru/

Гуру КЕН

Быстрый поиск:
13/01/2011 - 03:19   Mix   Профи
Это уже вторая книга известного звездного фотографа из Питера, и снова детективный сюжет на основе реалий отечественного шоу-бизнеса и прозрачно-узнаваемых имен звездных персон.
Книги Жданова хороши прежде всего тем, что позволяют читателю «вне шоу-биза» с легкостью окунуться в мир дрязг и склок внутри шоу-биза, почувствовать себя накоротке со звездами из телевизора, кое-что увидеть новыми глазами. Хотя это ощущение, мастерски создаваемое Ждановым, конечно, обманчиво. Автор заботливо предохраняет читателя от главного в шоу-бизнесе – денег и музыки, собственно. Концентрируясь на житейских взаимоотношениях, понятных каждому читателю, в которые он умело вплетает и любовные интриги, и детективный саспенс, и удивительно точные детали, подмеченные им глазом фотографа.
Александр Жданов – «Папарацци: чужой успех»
Александр Жданов – «Папарацци: чужой успех»

Сюжет второй книги «Папарацци» крутится вокруг московского конкурса «Евровидение» (по тексту – EUROsong), одного из участников которого обещают убить. Голосование за выбор будущей жертвы идет в интернете, и весь шоу-бизнес гадает, кому нужно затевать такой скандал на весь мир. Напряжение нарастает с каждой сценой, герой книги перебирает разных заинтересованных в скандале, и все двигается к интригующей развязке.

Жданов, конечно, вовсе не Достоевский, и не стоит ждать от «Папарацци» изощренно-тонких психологических этюдов. И не для того книга написана. Зато автор плотно насыщает повествование этическими и моральными нравоучениями на темы шоу-бизнеса (главным резонером выступает некий Watchman из аськи, в котором легко угадывается один из некогда скандально известных деятелей шоу-бизнеса).

«Бросайте шоу-бизнес, пока есть возможность, - сказал он мне как-то. – Шоу-биз – система, которая калечит людей. Выжимает все соки и силы, а потом калечит за ненадобностью… Присмотритесь к звездам. В большинстве случаев это измотанные успехом люди».

Герой книги, звездный фотограф, еще раз вспоминает про прошлые конкурсы «Евровидения» (об этом более подробно было в первой книге Александра Жданова), мечется между Москвой и Петербургом, рассуждает о роли пиара в шоу-бизнесе и «чертовой питерской интеллигентности», интернет-рекламе и социальных сетях. И все это в сладком антураже общения со звездами музыки и музыкальной журналистики. Филипп Киркоров узнает и здоровается за руку, Лена Лаптева и Маша Ремизова из «Комсомолки» подкармливают шоколадками, Яна Рудковская и Дима Билан всегда ждут в офисе. И почти каждый из звезд почти исповедуется в коротких беседах с фотографом.

Киркоров задумчиво признается, что главное в профессионале – всегда идти вперед в творческом и нравственном развитии, жить сценой. Дима Билан размышляет о цене успеха: «Успеха добивается не тот, кто из последних сил карабкается на пьедестал. Успех приходит к тому, кто знает, ради чего он живет, ради чего пришел в этот мир».

В книге есть антигерой по прозвищу Демиург, и поток его сознания перемежает течение истории героя, образуя контраст между неудовлетворенным тщеславием успешного шоу-бизнесмена и искренними поисками истины звездного фотографа. К финалу книги автор подводит к напрашивающемуся моралите – лучше быть беднее, но счастливее.

На подходе – третья книга Александра Жданова из цикла «Папарацци», которая завершит трилогию о российском шоу-бизнесе.

Гуру КЕН

Быстрый поиск:
17/01/2010 - 00:11   Mix   Профи
Известный звездный фотограф написал книгу о судьбе папарацци в шоу-бизнесе. «Новостям шоу-бизнеса NEWSmusic.ru» Жданов рассказывает о скандалах с Глюкозой, развале Smash!!, и работе Билана на «Евровидении».
Александр Жданов – фигура среди звездных фотографов приметная. В 14 лет он впервые начал работать фотографом. Сейчас ему 24, у него красный диплом журфака ЛГУ и десять лет работы в шоу-бизнесе. Александр Жданов — фотограф, снимающий постоянно Сергея Лазарева, Диму Билана, Филиппа Киркорова, Диму Колдуна, Александра Рыбака, все проекты «Фабрики звезд 1–7», и это только начало его послужного списка. Его фото публикуют ведущие журналы и газеты. Целый год Жданов был самым популярным блогером страны, занимая первое место в блог-рейтингах Яндекса.
В декабре 2009 года вышла первая  книга Александра Жданова о шоу-бизнесе «Папарацци»
В декабре 2009 года вышла первая книга Александра Жданова о шоу-бизнесе «Папарацци»

В декабре 2009 года вышла первая книга Александра Жданова о шоу-бизнесе «Папарацци». Ее стоит прочитать только потому, что об оборотной стороне российского шоу-бизнеса еще никогда не рассказывал фотограф. Писали артисты, продюсеры, журналисты. А фотограф рассказывает о тайнах шоу-бизнеса впервые.

- Книга названа «Папарацци». Папарацци - журналисты, которые охотятся за звездами, тайно их снимают и занимаются другими противоречивыми занятиями. Но твой герой этим вовсе не занимается. Значит ли это, что в России папарацци совсем другие?

- Да, папарацци – это тот человек, который месяцами может ждать в засаде какую-то звезду, снять ее и заработать большие деньги. У нас в стране никто этим не занимается. У нас все подобные съемки делаются по договоренности. Строго говоря, папарационной съемкой в России никто не занимается.

Когда я начинал заниматься фотографией в 14-15 лет, - бегал на вокзал встречать звезд, пытался на концертах за кулисами сделать эксклюзив. Сейчас я вырос профессионально, и веду более размеренную жизнь. Я зарабатываю деньги. Я знаю, что мне проще связаться с артистом напрямую, и договориться о нужной съемке.

- Но ведь папарационная съемка на порядки дороже студийной. Может быть, не существует должной оплаты папарацци, нет заказчиков?

- Это так. Даже очень хорошие папарационные кадры у нас оплачиваются недостойно. Скажем, я ездил на Евровидение 2006, на котором Билан занял второе место. Вернулся с массой эксклюзивных кадров Билана, постановочных и живых, - ни у кого больше таких нет. Когда он переодевается, моется, надевает ту самую футболку с десяткой, ест яблоко – это история Евровидения и нашего шоу-бизнеса! Так вот, в Питере ни одно издание не захотело взять эти кадры. За исключением «Комсомолки», заплатившей 200 рублей за пару снимков.

У нас живут издания, которым по максимуму нужны красивые причесанные фото на обложки. Исключение – газета «Жизнь», которая изначально ориентировалась на папарационную съемку. Остальным не нужны скандалы, компроматы, а нужны улыбающиеся красивые лица. Стало быть, нет заказов для папарацци. Я иду вслед за рынком, и переориентировался на нужные этим изданиям заказные фото, хорошо оплачиваемые.

- Перейдем к твоей книге. Интересует главный мега-мафиозный продюсер под фамилией Разумовский, который делает уйму звезд, одному популярному певцу по его приказу ломают ногу и руку, после чего тот эмигрирует из России. Кто это в реальной жизни?

- В реальной жизни такого мафиози нет. Я вывел его под фамилией Разумовский, чтобы подчеркнуть его ум. Я знаю многих продюсеров – Пригожин, Дробыш, Фадеев, Матвиенко и т.д. Общаясь с ними в тусовке, внимательно наблюдаю за их работой. В книге использована реальная история с Руссо, но книжный Разумовский вобрал в себя черты всех известных продюсеров. Умных и хороших продюсеров в стране – единицы.

«Я знаю многих продюсеров – Пригожин, Дробыш, Фадеев, Матвиенко и т.д. Общаясь с ними в тусовке, внимательно наблюдаю за их работой»

Если бы я писал про идеального продюсера, то я писал бы его с Игоря Матвиенко, которого искренне уважаю. Но у моего Разумовского масса положительных и отрицательных качеств, он собирательная фигура.

- Еще ты много пишешь про коллег, и мелькает мысль, что самых больших неприятностей стоит ждать именно от них. Я сам журналист, и не вижу какой-то злой конкуренции между журналистами шоу-бизнеса. Большинство дружны между собой. У тебя в книге они – клубок змей.

- Не совсем так. Я пишу о том, что несмотря на конкуренцию, многие журналисты дружат и общаются между собой. При этом в фотосреде конкуренция очень сильна, и увеличивается с каждым годом. 5-7 лет назад на «Золотой граммофон» приходило 15 фотографов, никто никому не мешал. Теперь их 40-50-60…

Каждый, кто может купить себе профессиональную камеру, ее покупает, влезает в тусовку, снимает. Конкуренция в шоу-бизнесе не может быть доброй. Идет конкуренция за места. Устроиться хорошему фотографу в приличное издание почти невозможно – все места заняты. Потом к тебе подойдет фотограф из того издания, и пригрозит – дескать, тут моя поляна, не лезь. Фотографы в изданиях работают десятилетиями, и они никого не пускают в свою тусовку.

Скажем, у меня был конфликт с Владимиром Соколовым на «Фабрике звезд». Он работал на «Йес-Звезды», я – на Первый канал. Подколки постоянные. Ко мне подходил артист и ругался, что я продал его мобильный номер фанатам. Спрашиваю, откуда эта ложь. Артист признается, что ему сказал об этом Соколов… Это был период сплошных сливов и гадостей.

Я понимаю, что чаще всего меня видят и знают про меня именно коллеги-фотографы. И я написал в книге, что есть коллеги, которым можно доверять. И есть совсем другие…

- В книге отражены какие-то реальные события в шоу-бизнесе?

- Да, книга написана по следам реальных событий, которые произошли со мной во времена «Фабрики звезд 2». Тогда появилась певица Глюкоза, точнее, пока появился только ее голос. Самой девушки пока никто не видел. По договоренности с Максимом Фадеевым и ее пиарщиком Лешей Караваевым я должен был снимать Ионову до того, как ее увидели все. Мне было разрешено отдавать эти снимки в СМИ. Отдавай, Саша, и никаких проблем.

Потом Максим Фадеев передумал, и решил, что Наташа Ионова появится только в финале «Фабрики звезд 2», как эффектное первое появление Глюкозы в телеэфире. Мне приходит из Москвы приказ снять все фото из всех журналов, куда я их отдал. И тут меня нехорошо подставили. Я тогда работал редактором в журнале Cool, сотрудничал с Bravo и «Все звезды» - все три топовых молодежных журнала. Во все три я отдал фото Ионовой. Во все три я позвонил с просьбой снять их с публикации, все заверили меня, что снимут. Я успокоился. Затем происходит следующее – выходят все три журнала, и в каждом – фото Глюкозы на обложке.

Разгорелся страшный скандал. Максим Фадеев звонит и ругается, что я его подставил, вопреки договоренностям. Мои оправдания, что я сделал все, что мог, и журналы обещали не ставить – не принимаются.

Я звонил лично Наташе, и извинялся, объяснял, что меня подставили. Потом-то все забылось, но почти год после той истории я не имел права даже подходить к Глюкозе, не то, что снимать. Холод прошел только спустя пару лет, когда на «Пяти звездах» я встретился с Наташей, переговорил и смог объяснить, что ни в чем не виноват. Но история была очень неприятная. Когда я решил писать книгу, вспомнил эту историю, и взял ее за основу сюжета.

- Еще одна важная составляющая шоу-биза – пиарщицы. Пиарщиков почти нет, у нас это женская профессия. Героиня Слава, в руках которой были все нити, ведущие к артистам. Насколько бартер в отношениях журналистов и звезд, практикующийся Славой, типичен?

- Для меня бартер – это закон шоу-бизнеса. Только ты мне – я тебе. Ты делаешь хороший анонс – я пропускаю тебя на концерт. Ты хорошо пишешь про артиста – я сливаю тебе эксклюзивную информацию. Есть отличные пиарщицы – Юля Дергалюк, Катя Быкова, Юля Конторова. Они всегда работают по бартеру – сделаешь хороший фоторепортаж, они всегда помогут тебе, когда тебе надо.

И наоборот. У меня был период охлаждения с Катей Быковой из ПЦ Матвиенко, когда я сделал фото «Корней» и «Фабрики», и без согласования опубликовал. Мне кислород перекрыли. Журнал просит сделать фотосессию «Фабрики», и ему отвечают – хорошо, делайте, но не присылайте Жданова.

Я выработал для себя правило – ни с кем не ссориться. Если фотография плохая, я ее удаляю. Если она папарационная, я ее сохраняю в свой архив – когда-нибудь пригодится для выставки, но я ее не публикую. Ведь на фото люди часто получаются пьяными, или косоглазыми, или видны оголенные части тела… Мне самому не хочется выдавать такие фото в СМИ.

- А с Катей Быковой вы потом помирились?

- Нет, до сих пор не общаемся. Но тут я выработал еще одну профессиональную формулу карьеры. Я нахожу прямой контакт с самими артистами, без посредников. Я прекрасно общаюсь с теми же «Корнями», «Фабрикой», «Иванушками» и т.д. Раньше я часто сталкивался с проблемой посредников, когда пиарщики меня не аккредитовывали на мероприятия. Но когда я проходил, то старался найти прямой контакт, обещал лично каждому делать хорошие фотографии именно этого артиста, и держал обещание.

Когда появился дуэт Smash!!, еще до хита Belle, я попросил продюсера Женю Орлова, с которым знаком, подвести меня к Михаилу Генриховичу Топалову. И договорился, что буду снимать. Я выхожу или на артиста, или на главное лицо за артистом. Подходил к тому же Лазареву и Топалову, и говорил, что буду снимать именно для них, для их личного архива. И многие артисты на это идут. В результате последние лет пять мне не очень важно звено пиарщиков, я обхожусь без них, как правило.

Но иногда получается ссориться с артистами. После распада того же Smash!! я встал на сторону Лазарева. И автоматически стал персоной нон грата для Топалова. На любых сборных концертах стоит мне навести камеру на Топалова, тут же подходит его администратор, и запрещает лично мне снимать. Причем сам я никогда не спорил с Топаловым лично, и даже не говорил с ним о распаде дуэта. Это уже сейчас они помирились между собой. Но у меня своя гордость, и теперь уже я сам отхожу в сторону при появлении Топалова. Я не буду его снимать, его фото не будет в фотобанках и обложках глянца. Я могу себе позволить не снимать.

Александр Жданов
Александр Жданов

- Есть же обратная сторона такой дружбы с артистом. Тебя никогда не просили снимать якобы компромат, якобы секс с кем-то нужным – чтобы появиться на страницах СМИ?

- Конечно, просили. Скажем, в Юрмале мы делали с Сережей Лазаревым фотосессию, где он обнимается с девчонками из своего шоу-балета. Я не запариваюсь, зачем это нужно артисту. Есть заказ, я его выполняю. Надо, чтобы артист выглядел пьяным – сниму и так. Надо, чтобы была фотоистория Димы Билана и Лены Кулецкой – сниму. Нужны любовные ситуации на «Фабрике звезд» - сниму.

Кстати, когда на «Фабрике звезд» начинались любовные взаимоотношения мальчика и девочки, то нужно было в СМИ тут же это подать и поддержать фотографиями. Вот они сидят и говорят, вот он положил руку ей на колено, вот он ее с ложечки покормил. Но сами фабриканты неопытные, позировать не умеют. Я подхожу к ним, рассаживаю, выстраиваю нужные позы, снимаю серию сюжетов, и отдаю в газеты. Там тут же выдумываются подробности якобы любовных историй, и все иллюстрируется моими фотографиями.

Почти наверняка самим детям объясняли, что это нужно им самим, чтобы поднять к себе интерес, и подольше остаться на телепроекте. Я два года снимал «Дом-2», и там это вообще закон. Нужно показать зрителю, что вчера герой пришел на проект, и завтра уже влюбился. Я как звено между читателем и проектом, максимально иллюстративно подтверждающее сюжетные интриги. Фотография – лучшее доказательство для читателя журнала.

Часто артисты берут с собой на прогулки фотографов. В результате на страницах журналов появляются якобы папарационные снимки, как звезда покупает в магазине что-то или ест в кафе. Снимок служит информационным поводом, к которому в редакции придумывают текст. И артисты не обижаются, они все понимают.

Кстати, я до сих пор скептически отношусь к свадьбе Пугачевой и Киркорова. Она была сделана по всем законам пиара. Пугачева с падающей популярностью выходит замуж за талантливого, но относительно малоизвестного артиста. И разу появляется масса хитов, досужих сплетен. При этом Алла Борисовна регистрирует на себя торговый знак Филиппа. Думаю, она все здорово рассчитала, я восторгаюсь ею. Это очень хороший бизнес-проект, который до сих пор никто не смог повторить.

Я больше не верю в любовь между артистами. Последней искренней парой были Лолита и Александр Цекало, но именно шоу-бизнес разрушил их любовь.

- Есть примеры Агутина и Варум…

- Есть, конечно. Еще Рыбин и Сенчукова. Но обрати внимание, они тут же от шоу-бизнеса так или иначе отходили, дистанцировались. И смогли сохранить свой брак. И какая шикарная показуха была на свадьбе Волочковой и Игорь – с шарами и летающими каретами. Не свадьба, а пиар-повод для Волочковой появиться в СМИ. Я уверен, что вся неискренность рано или поздно возвращается пославшим ее.

- На Западе часто фотографы дерутся между собой, чтобы выбрать лучшую точку для съемки. С тобой такое было?

- Да, часто. Вот недавно в Юрмале местный фотограф с разворота ударил мне в спину так, что я упал. А до этого проходила мимо Пугачева, я отснял ее, и просматривал полученные кадры. А он был обижен, что я ему помешал. Дескать, тут есть местные профи, а всякие приезжие фотографы только мешают работать.

В Москве такой злости нет, но бывают стычки за лучшее место и ругань, куда ты, дескать, лезешь. Даже если договорились сидеть и не мешать, при появлении артиста все мгновенно забывают договоренности. Все хотят сделать лучший кадр. Артист уходит, и снова начинаются укоры в адрес друг друга.

«Я изменил тактику. Не стою в общей куче, а вежливо прошу артиста отойти в сторону, и делаю кадр, какого нет ни у кого. Искренность и вежливость в шоу-бизнесе открывает многие двери»

Я изменил тактику. Не стою в общей куче, а вежливо прошу артиста отойти в сторону, и делаю кадр, какого нет ни у кого. Искренность и вежливость в шоу-бизнесе открывает многие двери. Когда артист прилетает в аэропорт, вспышки только вызывают у него агрессию. Но если спокойно подойти и вежливо попросить снять его, то всегда артисты идут навстречу. Как-то София Ротару прилетела очень усталая, мало времени до концерта. Я обратился к ней, как к Софье Михайловне, и попросил сделать один кадр. Она не только позволила, но она улыбалась! И ей приятно, и мне приятно.

Я взял для себя правило – вежливо просить артиста о взаимности. Сколько раз Лолита помогала пройти мне туда, куда мне вовсе не положено! Надо договариваться с артистом, чтобы артист мог получить хорошие собственные фотографии, а я мог пройти туда, куда остальным запрещено.

На шоу «Ледниковый период» рассаживают звезд на трибуне, и никто из редакторов не знает обычно, кто должен придти. Так вот, у редакторов есть шутка – хочешь узнать, кто придет – спроси у газеты «Жизнь», те знают всегда и про всех. Вот что такое профессионализм.

- Ты пишешь, что плохие снимки людей получаются только у тех, кто не любит людей. А камера только передает внутреннее отношение фотографа. В чем специфика съемки звезд?

- Со звездами работать и сложно, и легко. Легко, потому что фотографию Билана все равно купят, раз на ней Билан. С точки зрения художественности фотография вымирает. Перед фотографом ставятся редактором четкие требования – скажем, нужна фотография артистки в рост, с платьем, аксессуарами и улыбкой. Что там внутри – никого не волнует.

Я-то понимаю, что если с фото Билана убрать то, что это Билан – сама по себе фотография далеко не всегда окажется качественной. Мы репортажники, и щелкаем быстро. И поймать редкую эмоцию, чтобы зацепило что-то в душе – непросто. В Питере стараюсь почаще снимать в студии, где можно выстроить что-то особенное. Хочется, чтобы человек получился интересным вне зависимости от того, звезда он или нет.

- Мы знаем работы Ляшапеля и других фотографов, которые работают со звездами в студии, и у них получается фото-арт. В 90-е годы в России были потрясающие фотосессии Влада Локтева и других, делавших нечто подобное. Сейчас многие глянцевые фото сделаны словно впопыхах. Времена меняются или спроса нет?

- Меняется сам шоу-бизнес. Песни стали куда менее содержательны, их неинтересно глубоко иллюстрировать. При этом – миллионы глянцевых журналов, на которые просто не хватает звезд. Нет времени остановиться и вдумчиво поработать. Видеоклипы снимаются за один день, за несколько часов. Искусство превращается в поток. Клипы стали неинтересные, ненасыщенные.

Артисты стали одноразовые. Остались еще бренды, большие имена – Пугачева, Леонтьев и другие. Но новое поколение приходит с одной песней, и уходит. Даже раскрыться не успевают. Одна только «Фабрика звезд» выпустила два сотни фабрикантов. Не случайно в шоу-бизнесе закрепилась только первая «Фабрика», которой занимался Матвиенко. Остальные – на потоке. Пугачева запоминается, ее песни можно любить или не любить. Современных артистов трудно даже запомнить.

Современный артист – картинный, гламурный, весь розовый. Ему не хочется верить. Пройдет пару лет, и о них все забудут. Такова группа «Шоколадки» в моем романе, и имя таким артистам – легион. Ничего сравнимого с Земфирой или Лагутенко даже не проглядывается.

Александр Жданов
Александр Жданов

- В книге упоминается фан-клуб артиста. Разве роль фан-клубов столь уж велика?

- До западного шоу-бизнеса там в этом вопросе далеко. Я знаю только два мощных организованных фан-клуба – у Димы Билана и Сергея Лазарева. Есть еще у Сургановой и Арбениной, но они стихийные.

Клуб друзей Димы Билана – хорошо организованная машина. Представительства есть в каждом городе, из Москвы ищут региональных представителей, и официально назначают. Человек на месте собирает местных фанатов, устраивает тусовки, готовится к приезду Билана. Покупают подарок для артиста, заранее согласованный из виш-листа. Заранее договариваются о встрече с Биланом, автографах. И всем удобно. Между фанатами идут свои разборки…

Важно, когда артист относится к своим поклонникам сердечно. Александр Рыбак приехал очень усталый, но все же нашел два часа, чтобы пообщаться со своими питерскими фанатами. После концерта все желающие остались в зале. Он дал автографы абсолютно всем!

- Ты не только фотограф, но и очень популярный блогер. Что дает тебе интернет?

- Тема моего диплома на журфаке «Правовое обоснование интернет-среды». Я сразу понял, что интернет будет развиваться, и имеет смысл вкладывать в него силы. В 2005 году, когда я начинал блог, никакой отдачи не было вообще. Я просто постил одну за другой фотографии, рассказывал о шоу-бизнесе – понятно, что это вызывает интерес. Я стараюсь провоцировать публику на дискуссии, идет плотное общение. Был момент, когда я не справлялся, и нанял нескольких девочек, чтобы они ставили за меня посты. Сейчас делаю снова все сам. К 2007 году мой блог стал самым читаемым блогом интернета, по данным Яндекса.

Но я понимал, что все меняется. Появились Вконтакте и Одноклассники, а блоги стали вымирать. Лиру стали сдавать позиции. Я ушел в Контакт, и сейчас там у меня только 40 тысяч неотвеченных предложений о дружбе. Я два года раскручивал там свое имя, как бренд. Я нахожу там интересные деловые контакты – познакомился с журналом, пишущим о природе, и теперь у меня есть доступ в любой зоопарк мира. Снимаю за небольшие деньги, в принципе, но отдыхаю от шоу-бизнеса.

«В течение года, пока мой блог был на первом месте, я заработал себе на квартиру в Петербурге»

В течение года, пока мой блог был на первом месте, я заработал себе на квартиру в Петербурге. Посещаемость была до миллиона в месяц. Рекламные посты, баннеры, тот же Вконтакте платил мне очень щедрые деньги за их рекламу – один пост каждый день в течение месяца. Мой пост стоил 100-200 долларов. Это имиджевая реклама. Сейчас таких денег не заработать, рекламодатели разочаровались в интернете – непонятно, насколько это работает.

Вконтакте я зарабатываю тоже – например, ставлю рекламные объявления в статус. Три тысячи, и ваше рекламное объявление увидят в моем статусе тысячи читателей. Впрочем¸ уже сейчас я предвижу будущий закат Контакта из-за большого количества пиратского контента, и заблаговременно ищу площадки для отхода. Возможно, это будет Facebook, или что-то иное…

- Почему в книге нет твоих фотографий?

- Потому что фотограф юридически не защищен у нас в стране. Юристы мне наглядно объяснили, что если я ставлю фото, то надо представить массу бумаг – доказать, что снимал именно я, получить разрешение каждого лица на снимке. Если книга будет иметь успех, то каждый из артистов может подать в суд, где объявить, что это его лицо на фото стало причиной успеха книги, и затребовать огромный гонорар.

Так что я решил не иллюстрировать книгу, но написать текст о тусовке, в котором рассказать обо всем. На днях я закончил новую книгу про «Евровидение», которая весной уже выйдет в свет.

- То есть уже готова вторая книга?

- Да, я часто езжу на «Евровидение», и решил рассказать подробнее об этом конкуре. Какие там бывают интриги, какие заморочки бывают у артистов.

В жизни нет однозначной картинки, нет злодеев. Одни и те же люди могут тебя сначала подставить, а потом спасти.

Гуру КЕН, для «Новости шоу-бизнеса NEWSmusic.ru»
Использованы фото Арсений new ars

Быстрый поиск: