Денис Власенко

22/12/2021 - 04:41   Classic   Интервью
ГАБТ имени Алишера Навои в Ташкенте возглавил Денис Власенко. Он ответил на вопросы NEWSmuz.com.

Во главе Большого театра оперы и балета имени Алишера Навои в Ташкенте встал Денис Власенко, теперь главный дирижёр и художественный руководитель знаменитого коллектива. Это многообещающий шаг в развитии карьеры молодого музыканта, хорошо известного не только в России, но и за её пределами.

Денис Власенко
Денис Власенко

Мощный образовательный фундамент в сочетании с блестящим опытом дирижёра маэстро Дениса Власенко дают надежду на плодотворное сотрудничество его с ГАБТ имени Алишера Навои.

О предстоящей работе в новом коллективе Денис Власенко рассказал изданию NEWSmuz.com.

«Так исторически сложилось, что в ГАБТе имени Алишера Навои наравне с европейским и русским репертуаром осуществлялись также постановки национальных опер и балетов. Это важная культурная составляющая любой страны, и это традиции театра в Узбекистане, которые мы будем продолжать и впредь. Мы уже обсуждаем новые постановки опер и балетов на ближайшие 5 лет. И баланс между ними приблизительно 50/50.

Сейчас основная для меня задача - это поднять уровень оркестра, хора и солистов театра. После этого мы можем уже обсуждать гастроли, фестивали и прочие проекты за рубежом. Но скажу, что уже сейчас у нас ведутся переговоры с несколькими странами, с которыми мы планируем сотрудничество. В том числе и в России возрос интерес к театру, и к стране в целом. Театр с большой историей, и в его репертуаре огромное количество опер и балетов. Но боюсь, что многое нуждается в "реставрации". Мы будем активно сотрудничать с международными коучами и специалистами по языкам по каждой отдельно взятой опере. Очевидно, что у солистов есть с этим проблемы тоже».

Людмила КРАСНОВА

18/12/2020 - 06:22   Classic   Концерты
Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» (художественный руководитель и главный дирижер – народный артист СССР Юрий Башмет) большим концертом в столичном концертном зале «Зарядье» отметил сразу две знаменательные даты: 30 лет со дня основания оркестра и 250 лет со дня рождения великого венского классика Людвига ван Бетховена.

«С «Новой Россией» мы вместе практически 20 лет. Они готовы на импровизацию, отдача во время каждого концерта – на все 100%. Кроме того, ни один оркестр мира не может похвастаться тем, что у них первая скрипка – лауреат первой премии конкурса Чайковского. А мы – можем», - говорит маэстро Башмет.

Юрий Башмет и «Новая Россия»
Юрий Башмет и «Новая Россия»

В программу вечера вошли значимые для коллектива и его художественного руководителя сочинения: «Болеро» М. Равеля, «Меланхолическая серенада» для скрипки с оркестром П.И. Чайковского (солировал Николай Саченко), пьеса из сюиты «Ромео и Джульетта» С.С. Прокофьева, а также две премьеры: новая версия Gran Concerto для альта с оркестром Александра Чайковского и Кузьмы Бодрова, и мировая премьера Валерия Воронова – сочинение «Ступающий во сне», в основе которого лежит музыка второй части Пятой симфонии Бетховена и которое написано для состава оркестра бетховенских времен.

«Мы всегда играем премьеры, это для нас нормально. И всегда на эти премьеры провоцируем композиторов. Если композитор не имеет цели, если он не знает, когда это будет исполнено, то может и не начать писать. Надо провоцировать композиторов, исполнять их новые сочинения», - уверен Башмет.

Gran Concerto с солирующим Юрием Башметом и Денисом Власенко за пультом
Gran Concerto с солирующим Юрием Башметом и Денисом Власенко за пультом

Он также вспомнил, как стал художественным руководителем коллектива в тяжелое для оркестров время.

«Было сложное время: оркестры провисали. И я не планировал дирижировать, не хотел брать на себя ответственность перед музыкантами. Хотя ко мне обращались музыканты, чтобы я пришел, поддержал, стал главным дирижером. И в итоге я согласился и очень рад», - заметил маэстро.

Место за дирижерским пультом оркестра в этот вечер с Башметом также разделил второй дирижер «Новой России» Денис Власенко.

Финальным аккордом праздничной программы стала самая знаменитая симфония Бетховена - №5, известная своим «мотивом судьбы».

Публика, которая согласно противоэпидемическим мерам занимала всего четверть мест, аплодировала за полный зал.

Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» был создан указом Правительства Российской Федерации в 1990 году. В 2002 году за дирижерский пульт встал Юрий Башмет, открывший качественно новую страницу в истории коллектива. Оркестр под руководством маэстро приобрел свою, неповторимую манеру исполнения, которую отличает творческая раскрепощенность, смелость интерпретации в сочетании с поразительной одухотворенностью исполнения, глубокое, насыщенное звучание.

Репертуар оркестра крайне разнообразен и включает в себя как классическую музыку, так и современную академическую, и даже джаз. С коллективом в разные годы работали сотни знаменитых исполнителей и дирижеров, и все из них отмечали особое качество исполнения и эмоциональность оркестра.

В том числе, Мстислав Ростропович говорил, что «оркестр состоит из очень талантливых музыкантов и является одним из лучших в России, музыканты полны энтузиазма и используют все возможные звуковые нюансы в своих концертах». А знаменитый пианист Владимир Крайнев отмечал, что «играть и, главное, заниматься Музыкой с таким прекрасным, чутким и высокопрофессиональным коллективом, как Государственный симфонический оркестр «Новая Россия», было для меня истинным удовольствием».

В 2014 году «Новая Россия» приняла участие в подготовке и проведении культурной программы Зимних Олимпийских Игр в Сочи, в том числе коллектив записал Олимпийский гимн и государственные гимны России и стран-участниц Олимпиады, а также под его аккомпанемент прошел концерт открытия Игр. Всего же с 2002 года оркестр дал более тысячи концертов в России и за рубежом, в том числе во Франции, Германии, Греции, Польши, Великобритании, Италии, Голландии, Испании, Австрии, Турции, Эстонии, Болгарии, Индии, Финляндии, Японии, Швейцарии и др.

01/05/2017 - 16:52   Classic   Концерты
«Дочь полка» - редкая гостья в Москве как в прошлые времена, так и сегодня.

Всеитальянская слава Гаэтано Доницетти в конце тридцатых годов XIX века шагнула и в другие европейские страны. В мае 1838 г. директор Парижской Гранд-Опера предложил композитору контракт на постановку его опер в французской столице, куда он прибыл в октябре этого же года. За год с небольшим Доницетти переработал, дописал и создал 7 опер. Среди них была и одна из его лучших комических опер «Дочь полка», написанная для Парижской Комической оперы на французское либретто Жюля –Анри Вернуа де Сен-Жоржа и Жана-Франсуа Байяра.

Дирижер Денис Власенко
Дирижер Денис Власенко

Работая над оперой, композитор тщательно изучил особенности французского стихосложения и принципы построения жанра. Дело в том, что французская комическая опера отличается от итальянской буффа тем, что в ней пение чередуется с разговорными диалогами. Премьера оперы «Дочь полка состоялась 11 февраля 1840 г., имела шумный успех и продержалась в репертуаре театра очень долго: к 1914 году было дано свыше 1000 представлений.

Сразу же после премьеры в Комической опере Доницетти, верный своей Италии, с помощью Калисто Басса, который несколько переделал либретто, подарил ее итальянской публике. Уже 30 октября «Дочь полка» прозвучала в театре «Ла Скала» на итальянском языке. Опера сразу же была причислена к мировым шедеврам и обошла все лучшие оперные театры мира, продолжая и сегодня активную сценическую жизнь.

К сожалению, «Дочь полка» - редкая гостья в Москве как в прошлые времена, так и сегодня. Есть свидетельства, что впервые опера прозвучала в Московском Большом театре 10 октября 1847 г. в бенефис артистки Петербургской оперы Лилеевой на русском языке. Вспоминаются гастроли в Москве театра «Эстония» в 1981 г. На сцене Большого театра была показана «Дочь полка» с замечательными солистами: Ану Кааль, Маргаритой Войтес (Мари), Хендриком Круммом (Тони), Мати Пальмом (Сюльпис). Успешной была постановка оперы в Красноярском театре оперы и балета. Спектакль был показан в Москве на фестивале «Золотая маска» сезона 1998-1999 г. Исполнительница роли Мари Светлана Кольянова получила «Маску» за лучшую женскую роль. В 2011 опера прозвучала в Концертном зале им. Чайковского с участием Патриции Чофи (Мари), Сергея Романовского (Тони). Провел концертное исполнение дирижер Лучано Акочелла. Вот и вся более чем скромная московская сценическая история оперы Доницетти.

В эти скромные цифры вмешался Фонд Елены Образцовой, который очень любит дарить москвичам музыкально-театральные подарки. Вот таким роскошным музыкальным подарком стало концертное исполнение оперы «Дочь полка». «Когда от Московской консерватории поступило предложение в рамках абонемента «Примадонны оперы» сделать вечер, посвященный Елене Васильевне Образцовой, выбор пал на эту оперу по двум причинам, - рассказывает президент Фонда Наталья Игнатенко. - Роль маркизы де Беркенфильд была последней работой Елены Васильевны на оперной сцене. По счастливому стечению обстоятельств ею оказалась именно комическая роль, о которых всегда мечтала певица». В июне 2006 года на сцене токийского Orchard Hall прошла премьера оперы Доницетти «Дочь полка» в постановке Болонского театра «Коммунале». Режиссер Эмилио Саги, дирижер Бруно Кампанелла. Партнерами Елены Образцовой в роли Маркизы де Беркенфильд были всеобщий любимец Хуан Диего Флорес (Тонио), сопрано Стефания Бонфаделли (Мари) и блистательный комедийный актер-певец Бруно Пратико (Сюльпис).

А вот и отзыв о дебюте оперной примадонны Елены Образцовой, одной из величайших драматических меццо-сопрано, в комедийной роли. «Грандиозно выступила приглашенная на роль маркизы де Беркенфильд Елена Образцова. Внешне ее маркиза — голливудская звезда без определенного возраста, а внутренне — не желающая утихомириться femme fatale в годах. Она оказывалась центром вращения всего происходящего… С большим задором прозвучала ее вступительная ария, каждая шутка вызывала хохот и гром аплодисментов… Эта роль дала Образцовой возможность показать зрителю свои «скрытые» качества комедийной актрисы — тонкое чувство юмора, способность к самоиронии, умение заразительно смеяться и озорничать, выстреливая одну шутку за другой… К примеру, чего стоило начало второго действия! Маркиза дает урок пения Мари, разучивающей романс. Образцова-маркиза шутит над собой, — профессоршей, преподававшей в московской консерватории и преподающей в токийской академии Мусашино: салонная сцена превращается в мастер-класс. Маркиза ничего не объясняет, а только показывает голосом, как нужно правильно петь. Комизм этой сцены заключается еще и в том, что Образцова учит петь Стефанию Бонфаделли, которая принадлежит сейчас к лучшим голосам на международной оперной сцене…» (из статьи Сергея Зайцева «Новая роль Елены Образцовой», журн. «Филармоник», № 4, 2006).

Действие оперы происходит в Тироле (Австрия) в 1805 г. Возвращаясь в свой замок, маркиза де Беркенфильд из-за наступления наполеоновских войск вынуждена была укрыться в тирольской деревушке, где происходит много событий, а одно из них коренным образом меняет жизнь маркизы. Здесь она встречает французский гренадерский полк во главе с сержантом Сюльписом и маркитанку Мари — гордость гренадерского полка. 18 лет назад солдаты нашли ее ребенком на поле сражения и воспитали в полковой семье. Она стала дочерью полка. Было решено, что когда Мари вырастет, она выйдет замуж только за гренадера этого полка. Тут же появился и будущий жених, тиролец Тони. Молодые люди полюбили друг друга. В довершении всего, когда маркиза попросила дать ей провожатого, чтобы благополучно добраться до дома, и назвала свой замок, Сюльпис показал ей записку, которую солдаты нашли вместе с ребенком. В ней указан этот же замок. Маркиза потрясена: Мари ее внебрачная дочь, которая пропала 18 лет назад в горах. Но пока она решила выдать Мари за свою племянницу и потребовала , чтобы полк возвратил ей найденную родственницу. Сюльпис вынужден согласиться. Появляется радостный Тонио. Он уже записался в полк и получил согласие на брак с Мари. Девушка рассказала ему об изменениях в ее судьбе и вместе с маркизой покинула полк.

Прошел год. Сержант Сюльпис вышел в отставку и служит дворецким в замке. Маркиза надеется на превращение маркитанки Мари в благовоспитанную девушку, которую ждет достойная партия — сын герцогини де Кракенторп. Они вот-вот должны пожаловать в замок для подписания брачного контракта. Мари же тоскует по полковым друзьям и Тони. Разучивая сентиментальный романс, она все время сбивается на солдатскую песню «Rataplan». Оставшись наедине с Сюльписом, маркиза признается ему, что Мари не племянница, а ее родная дочь от капитана Робера, за которым она тайно последовав в Швейцарию. Их разлучила война. Найдя потерянную дочь, она не в силах с ней расстаться и просит сержанта уговорить Мари выйти замуж за сына герцогини. Узнав от Сюльписа, что тетушка оказывается ее матерью, Мари так счастлива, что готова исполнить ее волю. Приезжает герцогиня с сыном и знатными гостями. В это же время в комнату врывается гренадерский полк вместе с Тони, которого за заслуги произвели в офицеры. Они объявляют, что невеста герцога полковая маркитанка. Тронутая благородством дочери, маркиза меняет свое решение и заявляет, что она отдает дочь тому, кого выбрало ее сердце. Оскорбленные герцогиня и ее гости покидают замок. Маркиза благословляет влюбленных.

Участники спектакля

Теперь вернемся в наши дни в Большой зал Московской консерватории. В концертном исполнении оперы участвовали Московский камерный оркестр «Musica Viva» (худрук Александр Рудин), Большой хор «Мастера хорового пения» (худрук Лев Конторович), дирижер Денис Власенко. Солистов пригласили из Москвы, Петербурга и из-за рубежа. Из Мариинского театра участвовала Ольга Пудова — Мари. В роли Тони выступил Дмитрий Корчак, российский певец, работающий за рубежом, но часто приезжающий в Россию и участвующий в самых разных проектах. Герцогиню сыграла и спела актриса МХТ Ирина Мирошниченко. В роли Сюльписа был партнер Елены Образцовой по японскому спектаклю Бруно Пратико. Сначала на роль маркизы пригласили знаменитую польскую певицу Эву Подлесь, поющую эту партию по всему миру. Но она только перенесла операцию и очень сожалела, что не сможет выступить в Москве. Ее заменила Анна Кикнадзе, тоже из Мариинки. Маленькие партии управляющего замком маркизы и капрала исполнил москвич Константин Бржинский. Опера исполнялась, естественно, на французском языке. В связи с концертным исполнением разговорные диалоги были сокращены. Приоритет был отдан музыке.

Константин Бржинский
Константин Бржинский

Оркестр, хор и солисты сумели передать все богатство пленительных мелодий и ритма оперы Доницетти «Дочь полка», виртуозность вокальных партий и ансамблей, задор и юмор характеров и ситуаций. Тони в исполнении Дмитрия Корчака - простой тирольский парень, но сколько же в нем решимости и жизненных сил. Если и полюбил девушку, то на всю жизнь, а если вступил в гренадерский полк, то сразу становится офицером. Голос певца яркий и полетный сразу захватывает эмоциональностью и красотой тембра. Знаменитая ария Тони с девятью «до» была исполнена Корчаком блистательно. Каждое последующее «до» становилось все ярче и уверенней, а финальное — победное на крепкой ферматной основе вызвало заслуженные овации.

Дмитрий Корчак
Дмитрий Корчак

На первый взгляд, голос у Ольги Пудовой небольшой, но он звонкий и выразительный. Для каждого состояния своей героини певица находит массу разнообразных и точных тембральных красок, поэтому его было слышно в любой точке большого зала. Ей одинаково хорошо удались и задорные песни и арии, и грустные. Как она моментально переходит от занудного исполнения сентиментально романса к любимой полковой песне «Rataplan». Оба исполнителя главных партий точно созданы для Мари и Тони. Они обаятельны и сразу становятся любимцами зрителей, органичны и естественны в каждом звуке и движении, в том числе и в слиянии красивых голосов.

Ольга Пудова и Дмитрий Корчак
Ольга Пудова и Дмитрий Корчак

Подлинный мастер комических ролей Бруно Пратико виртуозно отыгрывал все смешные ситуации. В то же время сержант Сюльпис у артиста получился добрым и трогательным. Органично вписалась драматическая актриса Ирина Мирошниченко в оперную компанию. Она внесла некую гротесковую краску в появление и особенно уход своей чопорной герцогини. При этом актриса еще пела по-французски Песенку Гретри Графини из оперы Чайковского «Пиковая дама». Это уже были уважение и любовь к Елене Васильевне Образцовой. Очень трогательно. Достойно выступили Анна Кикнадзе — маркиза де Беркенфильд и Константин Бржинский — двор дворецкий и капрал.

Анна Кикнадзе
Анна Кикнадзе

Это был прекрасный вечер, которым могли насладиться не только посетители Большого зала консерватории, но и любители Facebook. Шла прямая online трансляция на Facebook live. Сразу захотелось, чтобы в Москве появилась своя «Дочь полка», которая была бы не одноразовой, а репертуарной. А вдруг такая мечта станет явью?

Елизавета ДЮКИНА

20/02/2016 - 04:54   Classic   Концерты
Юрий Башмет на своем Зимнем фестивале искусств в Сочи сыграл отдельную программу, посвященную теме байроновского Гарольда.
Он объединил сразу три произведения, посвященные Гарольду. Помимо классического берлиозовского «Гарольд в Италии», в программу вошли And Harold again («И снова Гарольд») малоизвестного автора Олега Фельзера и симфония-баллада Александра Чайковского «Гарольд в России».
Юрий Башмет
Юрий Башмет

В автобиографической поэме «Паломничество Чайльд-Гарольда» впервые проявился типичный тип байроновского героя — прекрасно образованный, скептичный, циничный, протестный, высокомерный, обольщающий, таинственный. Сам Юрий Башмет вряд ли подходит под все требования Байрона, однако у него есть альт — инструмент, которому Гектор Берлиоз отдал всю сущность героя. По легенде, Паганини сам заказал это произведение Берлиозу, желая сыграть нечто невероятное на альте, однако впоследствии был разочарован трактовкой Берлиоза — уж слишком невиртуозной, по его мнению. И все же альт, тягучий и таинственный, настолько подошел к образу Гарольда, что теперь разорвать с ним связь немыслимо.

В компанию к Берлиозу Юрий Башмет подобрал весьма нетривиальных компаньонов. Родившийся в Баку и умерший в 1998 году в США композитор Олег Фельзер, преподаватель Бакинской консерватории, в поздних периодах творчества был весьма авангарден. В And Harold again он смело миксует традиции американских авангардистов вроде Штокгаузена с романтизмом Караева и перформансами, например, выпиванием бокала вина. Башмет вспоминал, что на Фельзера ему посоветовал обратить внимание Альфред Шнитке, а к этой программе его камерное сочинение пришлось как нельзя кстати.

Денис Власенко дирижирует «Новой Россией»
Денис Власенко дирижирует «Новой Россией»

Правда, Башмет был вынужден немного извиняться перед публикой. Вдруг не поймут? Он вышел из-за кулис с темой Берлиоза и длинными речами, чтобы объяснить публике — сочинение Фельзера наследует традициям Берлиоза, переосмысляет их. В самом деле, Фельзер помещает основные мелодические темы Берлиоза в парадоксальный для них контекст, и иронически наблюдает, как они справятся с таким соседством. Темы справляются. Постмодернистская ирония не плодоносит — из всего столь изобретательного конструктора в памяти остаются только фразы Берлиоза… Однако сам опыт переосмысления хорош, хотя и предсказуем. Уж сколько раз пытались мелодии Моцарта или Чайковского вставить хоть в постмодернизм, хоть в рэп — а они вчистую переигрывали своих лаборантов. Следует отметить отменную работу молодого дирижера Дениса Власенко — он все понимал, все чувствовал и предчувствовал на два шага вперед.

«Новая Россия», Юрий Башмет и Денис Власенко
«Новая Россия», Юрий Башмет и Денис Власенко

Сочинение Александра Чайковского совсем иное. Это даже не фантазия на заявленную в заглавии тему «Гарольд в России», сколько еще одна попытка смены контекста. У Байрона Гарольд не заезжал в Россию (это все эпоха наполеоновских войн), но как не столкнуть его с «Могучей кучкой» или с Рахманиновым, к примеру? Что получится? Утрированно почвенническое восприятие России против избалованного британского аристократа, - чем это закончится? Александр Чайковский, дирижировавший в этот вечер «Новой Россией», ответа дать не смог или не захотел. Он сыграл барствующую, благолепную Россию — против умного и циничного критика. И хотел бы присудить победу той «России», но ум (и роскошная грусть Башмета на альте) все пересилили. Остался привкус незавершенности, и восхищение от обилия стилизаций.

Александр Чайковский и Юрий Башмет
Александр Чайковский и Юрий Башмет

Наконец, долгожданный «Гарольд в Италии». Тут Башмет, дирижируя и одновременно играя, отдается власти стихийного восхищения противоречивой и такой манящей фигуре Байрона (Гарольда). Это даже не признание в любви, но гимн самовлюбленности, самости, здравому скепсису. Хотелось бы больше бунтарства, но для Башмета сейчас явно важнее романтизм героя.

Все три произведения объединяет главное — солирующий, беспредельно солирующий альт. Неумолкающий. Юрий Башмет играл их как драматическое действо, по нарастающей. Сначала упрямый, потом иронический, затем сардонический альт. Когда и где еще такое услышишь в столь композиционно выверенной форме?

А вот когда. Эта программа «Бенефис альта. Три Гарольда» уже игралась в январе в Московской консерватории. Но представление в Сочи отличалось важным отблеском — именно 19 февраля композитору, профессору Московской консерватории, народному артисту России, худруку Московской филармонии Александру Чайковскому исполнилось ровно 70 лет. Он приехал, дирижировал, получил цветочную корзину от мэра Сочи Анатолия Пахомова… Они старые и близкие друзья с Башметом, и 70-летие на сцене — прекрасный и действительно неповторимый подарок. Звезда в фестивальном соцветии Зимнего международного арт-...

Александр Чайковский
Александр Чайковский

... Кстати, Башмет рассказал интересную байку про Чайковского и Лондон, ранее не озвученную. Башмета пригласили в Лондон сыграть произведение Александра Чайковского, а вот автора не пригласили - дескать, нет денег. Тогда Башмет попросил композитора дописать каденцию, а в ней указать: «исполняется на фортепиано исключительно автором». Сразу после отсылки партитуры в Лондон деньги тут же нашлись...

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Светлана МАЛЬЦЕВА

Юрий Башмет рассказывает
Юрий Башмет рассказывает
Юрий Башмет и Александр Чайковский
Юрий Башмет и Александр Чайковский
Юрий Башмет
Юрий Башмет