Вадим Пономарев

07/07/2024 - 05:29   Classic   Концерты
Гала-концерт "Ночь Чайковского" под художественным руководством народного артиста СССР Юрия Башмета состоялся в усадьбе Демьяново в Клину в третий раз, и в этот раз сыграли музыкально-драматическую композицию «Евгений Онегин».

Премьера этой композиции из текстов Пушкина и самых знаменитых арий из оперы Чайковского состоялась в 2010 году. Она проехала Ярославль, Сочи, Калининград, Вену, Москву, Самару, да и тот же Клин. Неизменным оставалось одно: участие оркестра «Новая Россия» п/у Юрия Башмета, и чтецы, семейная пара Константин Хабенский и Ольга Литвинова.

Гала-концерт «Ночь Чайковского» под художественным руководством народного артиста СССР Юрия Башмета состоялась в усадьбе Демьяново в Клину
Гала-концерт «Ночь Чайковского» под художественным руководством народного артиста СССР Юрия Башмета состоялась в усадьбе Демьяново в Клину

А вот солисты менялись. Чаще всего Татьяну пела Жаля Исмаилова, Ольгу - Ирина Шишкова. Ленского чаще всего пел Игорь Морозов, а Гремина - Олег Цыбулько. Ну, представлять никого не надо.

Теперь из прежнего состава остались только Олег Цыбулько в роли Гремина. а также Анастасия Бибичева в роли Лариной и Александра Саульская-Шулятьева в роли Няни. А главные роли спели совсем новые лица, впервые эту программу обкатали в Пушкинских горах в Михайловском Псковской области и Воткинске Удмуртии, - совсем неслучайных местах для Пушкина и Чайковского.

«Для меня это второй «Евгений Онегин» с Юрием Абрамовичем. Первый был в Воткинске, на родине Чайковского, и это нечто особенное. Для меня опен-эйр — не частая история, и очень интересно поработать с драматическими артистами. И это работа с микрофоном, ты должен слышать в мониторах себя, оркестр, других солистов. Это абсолютно другой контроль звука, и ты не видишь дирижера. Приходится быстро ориентироваться в пространстве. Главное, чтобы не было комаров! И тут ожидается 25 тысяч человек, я никогда не выступала перед такой большой аудиторией. Чувствую восторг, волнение, уже радость и удовольствие. Очень рада, что столько людей придет нас послушать. Я буду петь партию Ольги, она веселая, красивая. Я вообще считаю, что она — главная героиня оперы, потому что из-за нее происходит весь раздор между Ленским и Онегиным. Мне очень нравится эта роль, потому что это — непринужденная девушка, которая счастлива, рада, наслаждается жизнью, и меня она восхищает», - говорила перед концертом исполнительница роли Ольги меццо-сопрано Анна Юркус.

Юрий Башмет
Юрий Башмет

Юрий Башмет порассуждал о том, какой хотел бы видеть свою версию «Евгения Онегина».

«Чем больше импровизации и у солистов, и в оркестре, - чем больше свободы, тем ближе мы к гениальному творению Пушкина и Чайковского. Главное, что мы не повторяем каких-то исполнительских штампов. Мы смотрим на партитуру, - и как будто вот только что Петр Ильич сочинил, и идем по его пути. Это самое важное, я убежден. Свежесть именно в этом состоит, - в его исполнении много наростов, штампов. Что-то когда-то кто-то гениально сделал, за ним повторили, еще повторили, и замылилось это. Нам хочется свежести. Постараемся вас удивить. Хабенский меня покорил тем, что уже на первой репетиции он четко, точно знал темп, ритм, пульсации, чувствовал все паузы. Он очень хорошо выучил музыку Чайковского. … Однажды я проснулся, и вспомнил, что мне приснилась ясность. Кто кого любил, кто кого предал, кто кого убил. И я подумал, а кто из молодых людей придет в оперный театр и будет смотреть и слушать оперу? У них свои понятия, а по оперным голосам не всегда понятно, о чем они поют, какой текст. И мне захотелось, чтобы впервые пришедший на оперу молодой человек вообще понял, о чем речь идет. Поэтому родился такой жанр: чтобы текст читали замечательные профессиональные актеры, знаменитые арии пели прекрасные певцы, а в «Кармен» мы еще и третье измерение добавили — балерины, у нас Ульяна Лопаткина танцевала. Актеры читают текст, и люди понимают, о чем речь».

Анна Юркус спела Ольгу
Анна Юркус спела Ольгу

В целом, примерно так на сцене и получилось, за одним досадным исключением. К новому вокальному составу нет ни одной претензии. Солистка МОП Большого театра и «Новой оперы» Анна Юркус действительно спела Ольгу непосредственной, эмоциональной, непринужденной, спела безупречно и чудесными серебристыми нотками в тембре. Спела так, что Ольгу невозможно и заподозрить в каких-либо интригах, - она счастлива, счастлива в своем счастье, и точно никому не желает несчастий. Так же, мне кажется, ее видел и сам Чайковский, судя по музыке, хотя текст Пушкина позволяет и иные трактовки.

Татьяна в исполнении Елизаветы Нарсия
Татьяна в исполнении Елизаветы Нарсия

Татьяна в исполнении сопрано, ученицы Дмитрия Бертмана и солистка «Геликон Оперы» и МОП Большого театра Елизаветы Нарсия (неакадемическая публика могла ее услышать в дуэте с певцом Шаманом «Улетай») спела прекрасно. Может быть, сценический образ показался слишком уж драматичным, хотя начиналась с лирики. У Чайковского Татьяна лирична, но не драматична и тем более не истерична. Она просто хорошая, немного замкнутая в себе девушка, в 17 лет влюбившаяся в мужчину намного старше себя. К вокальным же партиям вопросов нет, - спето все потрясающе живо. Уже ждем Нарсия в «Онегине» Большого театра, если Дмитрий Вдовин сочтет ее готовой к этому. Башмет остался ею явно доволен.

Ленский в исполнении тенора Ильи Легатова
Ленский в исполнении тенора Ильи Легатова

О главных мужских ролях. Ленский в исполнении тенора Ильи Легатова, еще одного артиста Молодежной оперной программы Большого театра, прозрачен и чист в верхних регистрах. В самых знаковых ариях Ленского он нашел баланс между лиричностью и звуковой атакой, все прозвучало гармонично и органично. А еще он был неожиданно «впетый» в эти арии, хотя вроде на значимых площадках Ленского еще не пел.

Татьяна (Елизавета Нарсия) и Онегин (Илья Кутюхин)
Татьяна (Елизавета Нарсия) и Онегин (Илья Кутюхин)

Сам Евгений Онегин в исполнении баритона Ильи Кутюхина был поначалу немного тяжеловат, но отменно компенсировал это какой-то будто отстраненностью в лирические моменты и эдакой лихостью в дуэтах. Вот и нет никакой «тяжеловатости». Онегина он изредка пел, но в родном Большом театре не пел никогда. Вполне достойный кандидат, и эпопея со спектаклями Башмета ему будет точно в помощь.

Константин Хабенский
Константин Хабенский

Досадным же исключением, на мой взгляд, оказалось чтение стихов Пушкина в исполнении Константина Хабенского и Ольга Литвиновой. Да, Башмету это нравится. Я же не в первый раз из зала смотрю этот спектакль, и прекрасные драматические артисты явно перебарщивают с мелодекламацией. Это размеренное чтение стихов очень хорошо с современной поэзией, когда Рождественский или Ахмадуллина чуть подвывают под вполне себе говорительный текст. У Пушкина все не так: привычные разговорные фразы сменяют старинности вроде «Онегин был по мненью многих (Судей решительных и строгих) Ученый малый, но педант: Имел он счастливый талант...» Ненаслушанная молодежь мгновенно теряет канву повествования. Им нужен живой русский разговорный язык, а не вот это ритмичное подзавывание. И есть же прекрасные примеры органики: как же, Боже мой, читали классическую русскую поэзию Михаил Казаков, Сергей Юрский, Александр Филлипенко… Да в голову не придет, что этим текстам по 200 лет! А тут — приходит, причем с каждой фразой. Более того, на «сложных» предложениях они еще и ускоряют темп. Ну явно не этого хотелось бы слышать от стихов Пушкина.

Опен-эйр с классической музыкой — это всегда испытание. Артисты в усадьбе Демьяново в Клину успешно ее прошли. Упомянутые 25 тысяч зрителей отчаянно аплодировали буквально во всех переменах чтецов и певцов. Отличная погода, огромные светодиодные экраны, чтобы в любом уголке поляны зрители видели и слышали артистов, - все сложилось.

Спектакль стал возможен при поддержке Фонда президентских грантов.

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Алексей МОЛЧАНОВСКИЙ

02/07/2024 - 03:45   Classic   Концерты
Концерт солистов Большого и Мариинского театров «Чайковский Гала» прошел в рамках X международного фестиваля искусств П. И. Чайковского.

Изначально оркестром Большого театра должен был дирижировать Валерий Гергиев, но в день концерта стало известно, что что-то не сложилось, и дирижировал Антон Гришанин. Он когда-то руководил Челябинской оперой, потом был дирижером в Стасике, а теперь в должности заместителя главного дирижёра — музыкального руководителя театра по Камерной сцене Большого театра. Те, кто слышал «Каменный гость» А. Даргомыжского или «Мастер и Маргарита» на музыку А  Шнитке и М. Лазара в Большом, его вряд ли спутают с кем-то другим.

Антон Гришанин
Антон Гришанин

Идея сыграть Чайковского на фестивале Чайковского кажется банальностью, но симбиоз солистов Большого и Мариинки и в свете их возможного объединения под какой-то эгидой, и в контексте того, что сам Чайковский свои премьеры презентовал именно в этих двух театрах, а то и дирижировал премьерами у них, - вполне плодотворная дебютная идея. Гергиев наверняка бы дирижировал иначе, но с Гришаниным у оркестра Большого театра абсолютный симбиоз. На сцене Клинского музея-заповедника Чайковского видно, как музыканты любят и доверяют ему. Так что звучание оркестра Большого театра можно коротко описать как грандиозное и невероятно выверенное. Медные духовые так меня вообще покорили, без прикрас. Бравурный Полонез из оперы «Евгений Онегин» ровно так и должен звучать на сцене императорского театра.

А что с солистами? Тут интересно. Большой делегировал только сопрано Анастасию Щеголеву и меццо Ксению Дудникову. Из Питера приехал мощный десант из тенора Романа Широких (какой же он замечательный!), баритона Владислава Куприянова и сопрано Инары Козловской.

Ариозо Иоланты солистка Большого театра Анастасия Щеголева спела ровно так, как поет Иоланту в спектакле. Ровное широкое грудное дыхание, легкие переходы в верхний регистр, объемное вибрато и эти чудесные вопросительные интонации в обращении «скажи, Марфа!». Ариозо Наташи из «Опричника» (в Большом она эту партию не поет) она спела с глубочайшим вибрато и на легком дыхании, а вот с дикцией стоило бы поработать.

Ария Ленского из «Евгения Онегина», которого Роман Широких давно поет в Мариинке (при этом до сих пор в статусе «приглашенного солиста»!), - блестящая работа. Тенор нигде не форсирует звук, остается в рамках лиричности и задумчивости. Красивый округлый звук, готовый кандидат в объект поклонения новых «лемешисток» и «козловитянок». Да и внешность вполне себе героическая. Романс Водемона из «Иоланты», тоже им исполняемый в Мариинском, прекрасен и возвышен. Очень выборочное и уместное вибрато в голосе, как правило, только в верхнем регистре. И вот московско-питерский дуэт Иоланты и Водемона с Анастасией Щеголевой, - раскованный льющийся голос Анастасии и трагически-роковой голос Романа.

Роман Широких
Роман Широких

Романс Полины из оперы «Пиковая дама» в исполнении Ксении Дудниковой (тоже, разумеется, поет ее в Большом) проникновенен и пронзителен, а низкие регистры голоса Дудниковой покоряют с первой ноты. Слово «могила» от нее звучит максимально кладбищенски, что уж. Ария Иоанны из «Орлеанской девы» прозвучала у Дудниковой (в Большом она ее не поет) сверкающе-серебристо, уложенной в компактные фразы, в октавные переливы с трагическими низами.

Ксения Дудникова
Ксения Дудникова

Баллада Томского из «Пиковой дамы» у Владислава Куприянова успешно преодолела все искусы речитатива, и немаловажное значение в этом сыграла идеальная дикция артиста (хотя в Мариинке он больше поет Онегина, а в Большом поет Роберта). Фразу «три карты» Куприянов спел с десятками разных интонаций, но неизменно завораживающими. Иногда казалось, что Куприянов был бы готов прибегнуть и к эстрадным интонациям ради широты палитры, но уместно воздерживался. Арию Роберта из оперы «Иоланта» он спел победоносно и роскошно.

А вот Инара Козловская точно удивила. Роль Лизы из «Пиковой дамы» она в Мариинке не поет. И тут ария Лизы: «Уж полночь близится, а Германа все нет». И с такими, знаете ли, обертонами, что впору в цыганский хор. При том, что у Козловской роскошное грудное сопрано, с опорой и такое летучее-парящее. И вдруг ударное «то» или «гложет» с подкатывающими обертонами в цыганском «плачущем» стиле. Невероятно. А вот дуэт Лизы и Полины из «Пиковой дамы» с Ксенией Дудниковой. Все чинно и красиво, дуэты сопрано и меццо-сопрано отдельное акустическое удовольствие для ценителей. И все звучит как оно и должно звучать. Потом Инара и Владислав Куприянов спели заключительную сцену из «Онегина»: «Опять Онегин стал на пути моем». И опять цыганские интонации! Опять подкаты. Не знаю, может, певица была просто простужена. Но это выглядело максимально странно.

Повторюсь, что оркестр Большого театра прозвучал максимально чувствительно и тонко. Да что там, буквально эталонно по отношению к солистам.

Участники концерта
Участники концерта

Наверное, это был лучший концерт фестиваля Чайковского в Клину.

Вадим ПОНОМАРЕВ

30/06/2024 - 02:41   Classic   Концерты
Московский государственный академический симфонический оркестр завершил свой 81-й концертный сезон в «Зарядье» программой из Чайковского и Прокофьева.

Сезон 2023/2024 получился у МГАСО насыщенным и интересным. Уже второй год оркестр после отъезда Павла Когана живет без худрука и главного дирижера. Зато с оркестром работают интереснейшие молодые дирижеры, не дающие застояться оркестровой крови. Как показал заключительный концерт, которым продирижировал Антон Шабуров, худрук и главный дирижер Ростовского академического симфонического оркестра, все оркестровые группы в порядке, коллектив слажен и высокопрофессионален.

Антон Шабуров и МГАСО
Антон Шабуров и МГАСО

Начали с «Уральской рапсодии» из балета «Сказ о каменном цветке» Сергея Прокофьева по мотивам сказок Павла Бажова. Музыка нетипичная даже для самого Прокофьева. Правки в его партитуру Прокофьев вносил вплоть до самого последнего дня жизни, по свидетельству балетмейстера Большого театра Леонида Лавровского. Фольклорная, песенная музыка. Уральский дух Прокофьев живописует жирными мазками, где-то и Чайковский у него проглядывается.

МГАСО такими же жирными мазками и сыграл, под чуткой рукой Шабурова. С отменным динамическим диапазоном, от пианиссимо до громкоголосого крещендо. Хороши были духовые, - и деревянные, и медные, - им тут есть, где развернуться.

Сергей Давыдченко и МГАСО
Сергей Давыдченко и МГАСО

Третий концерт Прокофьева для фортепиано с оркестром, где солировал Сергей Давыдченко, обладатель I премии XVII Международного конкурса имени П.И. Чайковского (2023) и Гран-при III Международного конкурса молодых пианистов Grand Piano Competition (2021), оставил смешанные впечатления. Дело в пианисте. Давыдченко невероятно техничен. Его пальцы в виртуозных пассажах летают так, что их и не видно, - буквально мультяшный эффект. И никакого брака при этом. Здорово. Но возникает вопрос — а где же тут Прокофьев?

Сергей Давыдченко
Сергей Давыдченко

Третий концерт писался им во Франции, но большая часть материала была задумана еще в России. И материал оказался столь зрелым, что «творческое сознание ищет устойчивого обоснования каждого момента оформления, когда техническое совершенство становится мастерством и когда сочность материала соперничает с виртуозным владением средствами воплощения», — писал музыковед И. Глебов.

А вот этого как раз не хватало. Не виртуозности, с ней все прекрасно у Давыдченко, а именно осмысленности. Когда каждая нота на месте, она важна и обоснована, без нее никак. Пианист же виртуозно летает меж тысячами нот, и ни одна не кажется важной и осмысленной, все сыграны в проброс. Особенно это заметно в характерных для Третьего концерта унисонах — кларнеты или скрипки МГАСО играют осмысленно и акцентированно, а звучащее в унисон фортепиано — бледное эхо. Возможно, юный пианист воспринял орнаментальные фигуры и фундаментальную диатонику как зеркало импрессионизма в духе Дебюсси. Но Прокофьев вовсе не таков.

Завершающая Вторая симфония Чайковского («Малороссийская») прозвучала масштабно. Тут много украинских народных песен, да вот даже симфония и открывается украинской версией «Вниз по матушке по Волге», а сквозь все произведение, особенно в финале, красной нитью проходит знаменитая песня «Журавель». Чайковский жил тогда на Украине, и хотел в полной мере передать распевность местных песен.

МГАСО сыграл тактично. Никакого педалирования, отточенная деликатность звука. Свадебное шествие из уничтоженной «Ундины» во второй части, которое часто играют нарочито кабареточно, прозвучало очень по-чайковски, - драматично, лирично, мелизматично. Оркестр слажен, оркестр живет подлинной музыкой.

Сезон завершился на высокой ноте. А чего только в нем не было. Например, в 81-ом сезоне прошли премьеры шести произведений Рашида Калимуллина и вьетнамского композитора Ле Ту Миня. В сезоне прозвучали 85 (!) произведений, не исполнявшихся МГАСО ранее, и 152 произведения, которых не было в репертуаре оркестра более 10 лет. Оркестр записал Симфоническую сказку «Петя и волк» Прокофьева и фрагменты музыки из балета «Золотой ключик» Вайнберга.

А еще были гастроли МГАСО с географией от Салехарда до Пицунды. Оркестр выступил в финале проекта Crescendo Дениса Мацуева, в музыкальном фестивале «Хибла Герзмава приглашает…». Оркестр выступил с 21-м российскими и зарубежными дирижерами, включая Антона Гришанина, Димитриса Ботиниса, Дмитрия Юровского, Александра Рудина, Антона Шабурова, Юстуса Франтца, Алессандро Д'Агостини, Кристиана Кнаппа, Пьетро Маццети, Джереми Уолкера.

Новый концертный сезон 2024/2025 оркестр откроет на фестивале «Территория мира - территория музыки» в Калининграде 23 августа 2024 г.

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Сергей Прокудин-Лемешев

26/06/2024 - 03:53   Classic   Концерты
Юрий Башмет и Игорь Бутман сыграли совместный концерт в отличном настроении, много шутили и подтрунивали друг над другом.

Что скрывать, Башмет и Бутман играют вместе уже больше десятка лет, и более чем регулярно на любых фестивалях Башмета. А вот в Клину на X фестивале Петра Ильича Чайковского сыграли впервые, - раньше тут джаза не предусматривалось. А теперь да.

Юрий Башмет и Игорь Бутман
Юрий Башмет и Игорь Бутман

Что такое совместные концерты Башмета и Бутмана? Это когда «Солисты Москвы» играют что-то из популярной классики, а «Московский джазовый оркестр» Бутмана — тоже популярное, но еще более доступное, вроде русских народных песен.

Юрий Башмет
Юрий Башмет

Оба музыканты вообще не парятся на тему того, кто что играет. Тем более, что «Солисты Москвы» могут сыграть вообще все, что угодно, а «Московский джазовый оркестр» в присутствии штатного виртуоза-пианиста Олега Аккуратова — тоже все, что угодно.

Олег Аккуратов
Олег Аккуратов

Так случилось и в этот раз. Башмет и Бутман улыбались, в меру друг друга подкалывали (типа Башмет: «Ну а я сыграю опять свое», и иронически-осуждающее от Бутмана: «Опять ты за свое?»). На высочайшем уровне по-прежнему был уровень музицирования. И если «Солисты Москвы» играли вполне себе заигранные и полностью подготовленные произведения, то оркестр Бутмана импровизировал, а Олег Аккуратов добавлял общей энтропии своими непредсказуемыми эскападами.

А еще они сыграли вместе. Сначала Башмет взялся за альт, и сыграл солирующую партию, потом Бутман посолировал от души. А потом оба сели за рояль, и «Подмосковные вечера» зазвучали во вполне себе джазовом ключе.

Участники концерта
Участники концерта

Концерт получился зрелищным, зрители аплодировали постоянно. Кажется, эксперимент с джазом в Клину удался.

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Михаил БРАЦИЛО

25/06/2024 - 04:06   Classic   Концерты
Фестиваль Чайковского в Клину, где находится дом-музей композитора, под руководством Юрия Башмета открылся если не скандально, то вполне себе вызывающе.

Нет, Башмет был вполне уважителен и к Чайковскому, его «Серенаду для струнного оркестра» сыграли «Солисты Москвы» с большим опытом и пиететом, и к Моцарту в виде увертюры к опере «Свадьба Фигаро». Тут все было без сюрпризов.

«Солисты Москвы» и Юрий Башмет
«Солисты Москвы» и Юрий Башмет

Шуму наделал пианист Денис Мацуев, который вместо обещанного Первого концерта Бетховена для фортепиано с оркестром сыграл… Третий. И как сыграл. До начала концерта Мацуев обещал на пресс-конференции, что если будет холодно, то сыграет его быстрее, - но холодно не было, и он явно сыграл его так, как планировал. Только в этом не было ни капли Бетховена.

Денис Мацуев
Денис Мацуев

Денис Мацуев зачем-то принялся выдавать весьма страстные и эмоциональные эскапады, которые никак не гармонировали ни с Бетховеном, ни с духом его музыки. Причем начал-то он спокойно, даже лирично. Затем разошелся, и в воздух полетели если не чепчики, то громкоголосые стаккато самого эмоционального толка. Не спутал ли Мацуев Бетховена с Рахманиновым или, не дай Боже, с Морисом Равелем? Мог же…

Словом, случилось самое невероятное представление Третьего концерта Бетховена, которых только можно было ожидать (и избежать).

Главной же жемчужиной концерта стало выступление «королевы барокко» немецкой певицы Симоны Кермес. Голос уже не тот, но артистизма и бурной энергии в достатке. Перед концертом ее спросили, каковы ее ощущения от посещения домика Петра Ильича Чайковского в Клину.

«Чайковский мне теперь гораздо ближе. Он настолько правдивый и искренний. И как композитор, и как человек — открытый, толерантный, всепонимающий», - призналась Симона Кермес.

Симона Кермес
Симона Кермес

Ария Арбачи Son qual nave из оперы «Артаксеркс» Рикардо Броски с этими бесконечными опеваниями Кермес спела с танцами и лукавыми глазками. И никакого пафоса, кстати. А то наши певицы этим грешат, чего скрывать. В какой-то момент Симона даже стала подхлопывать «Солистам Москвы» в проигрышах, как раз ритмичных, и зрители опен-эйра это с удовольствием подхватили, и тоже стали хлопать. Максимально необычно, но почему нет?

Ария Аристеи из оперы «Олимпиада» Перголези у Кермес началась с рэпа. Она проскандировала с «Солистами Москвы» первую строчку из арии, а только потом принялась петь. В верхних регистрах ее голос иногда звучит просто божественно. Спела максимально экспрессивно. И, конечно же, пританцовывая. Ну просто лучик солнышка.

А вот трагичный Гендель в виде арии Альмирены из «Ринальдо» прозвучал совершенно иначе. Возвышенно, камерно, - в лучших традициях. Симона спела проникновенно, горько, - ну просто идеально. Это было невероятно. И ни одного технического брака (случавшегося в более быстрых ариях). Волшебство искусства.

На бис Денис Мацуев и Юрий Башмет в четыре руки за роялем сыграли, кстати, джазовые вариации «Подмосковных вечеров».

Словом, фестиваль Чайковского в Клину уже успел удивить.

«Спасибо вам за любовь друг к другу, к нашей стране и к фестивалю», - сказал Юрий Башмет в начале концерта открытия.

Это было трогательно. Зачин фестиваля удался во всех смыслах.

Вадим ПОНОМАРЕВ

20/05/2024 - 04:14   Classic   Концерты
Камерный ансамбль «Солисты Москвы» п/у Юрия Башмета отпраздновал свое 32-летие концертом в КЗ им. Чайковского на старинных инструментах из Госколлекции.

Это происходит не в первый раз, но каждый раз это зрелище буквально завораживает. Давно знакомые произведения, вроде «Воспоминаний о Флоренции» Петра Чайковского, или Четверной концерт Вивальди, или Тройное рондо для струнных Россини, - все это звучит максимально непривычно. Даже для самих музыкантов и их дирижера, - на репетициях Башмет удивлялся тому, что не узнает звучания своих инструментальных групп. И пары дней, что Музей Музыки дал музыкантам ансамбля на привыкание к инструментам Страдивари, Гварнери, Амати и Роджери XVI-XVII веков, было явно недостаточно.

Юрий Башмет и «Солисты Москвы»
Юрий Башмет и «Солисты Москвы»

«У наших струнных нет ладов, как на гитаре. Поэтому музыканты годами и десятилетиями учатся зажимать струны там, где они звучат чисто. Руки прилаживаются к этому грифу и расстояниям между нотами. То, что вы слышите, - это уже поступок для солистов. Для нас это огромный праздник. Мы не можем каждый день играть на скрипках Страдивари, Гварнери и Амати. Мы взяли инструменты из уникальной Госколлекции. Там скрипок Страдивари около тридцати, в Японии — более шестидесяти. Но там это в частных разных коллекциях и в разных городах. Почти невозможно взять их из разных мест и поиграть вот так в одном концерте. А у нас в одном месте, в Госколлекции, и вот мы играем».

Концерт для четырех скрипок, струнных и бассо-континуо Антонио Вивальди с солирующими участниками «Солистов Москвы» Михаилом Фейфманом, Артемом Дырулой, Максимом Гуревичем и Германом Бешуля хорош именно этой искрометной перекличкой четырех скрипок. Одна подхватывает линию другой, и трансформирует ее. А затем это же делает следующая скрипка. Тут как нельзя лучше можно расслушать звучание старинных скрипок, они поют точно так же, как поют все итальянцы, - лирично, протяжно и разными тембрами. Скрипка Страдивари 1703-1706 годов принадлежала Александру I (история умалчивает, играл ли на ней сам царь) с ярким и насыщенным тембром, скрипка Страдивари 1717 года из коллекции мецената Третьякова с глуховатой проникновенной интонацией, скрипка Страдивари 1670-1680 годы с напряженным высоким тембром и скрипка Страдивари 1707 года (скрипка Барцевича) с идеальным теноровым тембром.

Концерт для четырех скрипок, струнных и бассо-континуо Антонио Вивальди с солирующими участниками «Солистов Москвы» Михаилом Фейфманом, Артемом Дырулой, Максимом Гуревичем и Германом Бешуля
Концерт для четырех скрипок, струнных и бассо-континуо Антонио Вивальди с солирующими участниками «Солистов Москвы» Михаилом Фейфманом, Артемом Дырулой, Максимом Гуревичем и Германом Бешуля

Юрий Башмет признался, что программу этого концерта делал именно в расчете на то, что звучание этих сокровищ Страдивари и других мастеров будет максимально раскрыто. Вот тут поиграют четыре скрипки, вот тут посолируют виолончели, вот тут — виолончели и контрабасы.

Юрий Башмет
Юрий Башмет

«Когда звучат несколько инструментов Страдивари, - такого даже сам Страдивари не слышал. Он же все продавал в разные части света», - поиронизировал Юрий Башмет.

Например, Рондо из Сонаты №3 для струнных Джоаккино Россини сыграна из желания показать солирующие контрабас и виолончель. И это было красиво. Какая-то потусторонная виолончель.

«О стоимости не говорю. Не беспокойтесь, у нас снайперы и охрана есть», - пошутил Юрий Башмет.

Юрий Башмет
Юрий Башмет

Или не пошутил. Охрана к инструментам действительно предоставлена. Серьезные такие мужчины с оружием. Не на сцене зала Чайковского, конечно.

«Средний возраст инструмента — где-то около 300 лет. Ни одного гвоздика. Только дерево, клей и лак. И они до сих пор живут. Как-то я подумал, а что если сыграть только на всех французских инструментах французскую музыку? Сделали. И я тогда понял, почему все французы разговаривают с прононсом, потому что именно так они и звучали. А как-то у меня возникла идея сыграть на инструментах, принадлежащих Паганини. Собрали, хотя для альта Паганини пришлось пригласить Токийский струнный квартет на «Декабрьские вечера». Они там сыграли, а на следующий день остался только альтист, у которого был альт Страдивари, на котором играл Паганини. Когда я взял в руки Страдивари, он оказался очень строптивым, что-то шипело и скрипело, никак не мог приспособиться. Одна нота была гениальная, остальное не очень. После концерта японец хорошо отдохнул, и сказал: «Бедный Юрий! Он помучался. Но он мучался три минуты, а я мучаюсь 17 лет!».

Две виолончели Алексея Найденова и Алексея Толстова Антонио Вивальди (у него много виолончельных концертов, но только один — для двух виолончелей) прозвучали будто совсем неузнаваемо. Такими певучими эти виолончели Страдивари не были никогда. Тут и барокко, и шопеновская лиричность. Необыкновенный звук.

«История этих инструментов крутится вокруг 300 лет. А я сегодня с опозданием прилетел из Пекина, прямо сюда. Вчера у нас был концерт у знаменитой Китайской стены, там две с половиной тысячи лет самой Стене. Представляете? Страдивари просто птенец рядом с ней. Но здорово, что черел 300-500 лет какой-то талантливый российский музыкант тоже будет иметь возможность поиграть на лучшем инструменте мира».

Юрий Башмет и «Солисты Москвы»
Юрий Башмет и «Солисты Москвы»

«Воспоминания о Флоренции» Чайковского прозвучали в неожиданно быстром темпе. Но «Солисты Москвы» не подвели ни в одной ноте.

«Если бы не Чайковский в моей жизни, я бы не знал, кем бы я стал. Я в начале своей карьеры любил только «Битлз». Потом объявили конкурс в Киеве, посвященный столетию Ленина, я стал там одним из победителей. И сегодня я могу сказать: Чайковский победил «Битлз» и Ленина! Это мой самый любимый композитор».

Юрий Башмет
Юрий Башмет

Благодаря же старинным инструментам случился эффект новизны: Чайковский слушался почти как Верди или Россини. Обволакивающая певучесть и лиричность. А ведь «Солисты Москвы» играют «Воспоминания» два-три раза каждый год. Вот такой удивительный эффект.

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Михаил БРАЦИЛО

13/05/2024 - 03:36   Classic   Интервью
Дирижер и альтист Юрий Башмет ответил на полях XVI международного музыкального фестиваля Башмета в Ярославле на вопросы журналистов.

Получилось живое и непринужденное общение, в ходе которого Юрия Башмет рассказал об уважении к нотам композиторов, лучших исполнителях Фортепианного концерта Шнитке, воспоминаниях о Рихтере и непосредственных впечатлениях, полученных им в ходе Ярославского фестиваля.

Юрий Башмет в Ярославле
Юрий Башмет в Ярославле

Про снег во время майского фестиваля Башмета в Ярославле

Да, было такое. Открывали фестиваль с сугробами в музее-заповеднике. Это был опен-эйр, причем в день концерта было тепло, а снег растаять не успел, и повсюду были сугробы. Помню, лет двадцать назад ходил на первомайскую демонстрацию в Москве, и на нас сыпало хлопьями снега.

Про отношение к Дню Победы

Именно тут, в Ярославле, я впервые пошел на акцию «Бессмертный полк» с портретом своего дедушки. Тому, кто придумал эту акцию, надо памятник при жизни поставить. Это невероятные ощущения. Мы добрались до какого-то архива в Одессе, и выяснилось, что у моего дедушки были разные награды, медали, и даже орден третьей степени. Он служил в пехоте. Ему говорили: «Ефрейтор Башмет, запевайте!», и он с характерным еврейским акцентом запевал: «Выходила на берег Катюша»… Это я купил первую видеокамеру, поставил ее и записал, что он рассказывал. Два часа театра одного актера. К сожалению, эта VHS-кассета где-то затерялась, не знаю, что с ней.

А праздную я День Победы сегодня концертом. Казалось бы, все знают первый фортепианный концерт Чайковского, и Прокофьева, и Рахманинова знают, хотя «Остров мертвых» исполняется крайне редко. Такой концерт требует огромной концентрации, и больших душевных и физических затрат. Солисты такие, что сильно заигранные произведения играют все равно по-своему. Талантливые.

Про уважительное отношение к текстам композиторов

Например, Боря Березовский не слышит пафоса в Первом концерте Чайковского. Он ориентируется на первую версию Чайковского, где прописано арпеджиато, лирика. Всем известна другая версия, но Боря ближе к первой. Оркестровка, конечно, все равно поворачивает в другую сторону… Он очень послушно относится к оригинальному тексту. На этом мы с ним сошлись на Рахманинове, он «не лимонит». Чем ближе к тексту и меньше отсебятины, тем больше великая музыка выигрывает. Шопен, как один из гениальных примеров. Поэтому мне нравится из записей Второго концерта Рахманинова пианист Рудольф Керер, он играет очень строго и близко к самому Рахманинову. Мы же знаем, как играл сам Рахманинов. Мне-то сначала, на первом курсе, казалось, что Рахманинов играет свою музыку сухо, строго, как бы между прочим. А с годами я понял, что это оно и есть, настоящее искусство.

Вадик Репин влюблен в музыку Прокофьева. И он сейчас в прекрасной форме. И достаточно посмотреть на лица музыкантов. Коля Саченко хоть сейчас может выйти и солировать в этом концерте Прокофьева. И я вижу, каким глазами он смотрит на солирующего Репина, это дорогого стоит. Они гордятся, что у них такой лидер. Каждый же, кто учился играть на скрипке, видел себя минимум Ойстрахом или Паганини. Но не у всех получилось. И такое признание дорогого стоит.

О своих впечатлениях от ярославского фестиваля

На каждом фестивале, а это уже шестнадцатый, я узнаю новые города. Это большое достижение для меня. Меня по-прежнему по-детски продолжает восхищать, что в каком-то маленьком городе или деревне я выхожу как Маккартни или как Леннон: я ничего не начал играть, выхожу на сцену, а там гром аплодисментов. В этом году впервые побывал в Пречистом. Там маленький зал, и невероятная охрана. В одном здании и ДК, и музыкальная школа. Так перед входом в ДК человек шесть охраняют, а за углом вход в музыкальную школу и нет никого. Хочешь, входи, хочешь, выходи. Зато потрясающий прием, люди ждут и готовятся, море цветов… Благодаря фестивалю я перестал заботиться об аплодисментах между частями произведения. Меня радует, когда их нет, и не расстраивает, когда они есть. Кабалевский говорил, что когда их слышит, то радуется, потому что у него появился новый слушатель.

Мне в первые годы было очень боязно и нервно выступать в Германии, особенно в том зале, где проходил конкурс, на котором я победил. Память-то сохраняется. Нервно почему? Играешь сонату, переворачиваешь страницу нот, - и краем глаза видишь, что в первом ряду все тоже переворачивают страницу. У них то же издание, и они читают ноты, и контролируют. Зато в Италии таксисты поют. Ведет машину, и поет. Либо итальянскую оперу, либо «Сан-Ремо». А в Японии у меня был шок: я сыграл, и полная тишина. И вся публика одинаковая: белые рубашечки, в галстуках. А потом, через большую паузу, практически одновременно — грохот аплодисментов. Кто им подает знак? А в Тбилиси «Солисты Москвы» сели в автобус, и не заводя мотора, он начал двигаться. Оказывается, зрители облепили автобус, подняли и понесли на руках от восторга.

Про Гия Канчели

Задолго до «Стикса» он сочинил Литургию, и посвятил в том числе мне. Это такой высококачественный Канчели. Так же, как «Стикс», только без хора.

О фортепианном концерте Шнитке и его исполнении Ксенией Башмет

Если придти дирижировать чужим оркестром, такое произведение требовало бы не одной репетиции. Там есть сложные размеры. Но этот состав «Солистов Москвы» знает его практически наизусть, мы его много раз играли с большим количеством солистов. Прекрасно играли Вася Лобанов, Алекс Слободяник, Катя Сканави, Даниил Трифонов, много солистов. Все, что мы играем с Ксюшей, мне очень удобно. Но этот концерт она чаще, чем все другие солисты, играла с нами. И она очень любит этот концерт, он у нее настолько в пальцах, что она может выйти без репетиций и сразу сыграть. Пожалуй, первенство в исполнении этого концерта я отдам Володе Крайневу, которому посвящен этот концерт. Я играл его с ним один раз, и было ощущение, что он сам сочинял его вместе со Шнитке. И сразу за ним — Ксюша, а потом уже все остальные.

Святослав Рихтер и Ксения Башмет. Фото из личного архива Юрия Башмета
Святослав Рихтер и Ксения Башмет. Фото из личного архива Юрия Башмета

У меня сохранилась фотография Ксюши в пять лет. Она в таких рейтузах, к ней склонился Рихтер, и они играют в четыре руки у нас дома. В этом возрасте она уже сочинила несколько пьес. Одна из них называлась «Дождик», такой детский минимализм. Но слушаешь ее, и представляешь себе капли дождя. Рихтер, когда прослушал, попросил ее сыграть еще раз, хотел запомнить. И вообще Рихтер любил с ней играться. Надо репетировать, а она: «Ой, Рихтер, что-то ты давно не приходил!» И он идет к ней в комнату, сидит на полу, и пирамидки какие-то собирают.

О планах расширения Ярославского фестиваля

Не буду раскрывать никаких секретов. Но мы хорошо пообщались с ярославским губернатором, и у нас большие планы по расширению фестиваля. Он очень положительно к этому относится. Мы поговорили о том, что Ростов Великий немного запущен, он сказал, что знает и будет делать. В августе у нас будут концерты в филармонии Ярославля. Мы хорошо пообщались, и надеемся, что сделаем рывок.

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Михаил БРАЦИЛО и личный архив Юрия Башмета

09/05/2024 - 14:13   Classic   Концерты, Между жанров
В рамках XVI международного музыкального фестиваля Юрия Башмета в Ярославле прошел показ музыкально-драматического спектакля «Соборяне» с участием камерного ансамбля «Солисты Москвы».

Спектакль поставила и играет в нем одну из главных ролей актриса «Мастерской Петра Фоменко» Полина Агуреева. Это совместный проект театра имени Гоголя и камерного ансамбля «Солисты Москвы», дирижирует которыми их руководитель Юрий Башмет.

Спектаклей по роману Николая Лескова «Соборяне» можно по пальцам пересчитать. Язык тяжелый, действия как такового нет вообще, зато разговоров очень много. В театре режиссеров вроде Романа Виктюка или Евгения Каменьковича, а теперь вот и Полину Агурееву, роман привлекал дискуссией между условными либералами и консерваторами. Можно ли найти между ними компромисс, те ли они, кем кажутся, и как поведут себя в критические, переломные моменты жизни?

Сцена из спектакля
Сцена из спектакля

Герои спектакля ведут свои многочисленные диалоги, располагаясь на мостках изломанной формы, будто на привычных буераках российских дорог. Здесь они купаются (в театре Гоголя была вода, а в Ярославле ее заменили на дым), ссорятся, проповедуют, признаются в любви. Да, они делают это слишком экспрессивно, будто итальянцы. Да, большой массив текста приходится проговаривать впроброс, что еще более затрудняет его понимание. Но они искренне увлечены этим процессом.

Протоиерей Савелий (Илья Шакунов), его жена Наталья (Полина Агуреева) и священник Захария (Максим Литовченко)
Протоиерей Савелий (Илья Шакунов), его жена Наталья (Полина Агуреева) и священник Захария (Максим Литовченко)

Типажи вполне узнаваемы. Основательный протоиерей Савелий в исполнении Ильи Шакунова проповедует мысль о том, что любовь невозможна без жалости, и по доносу условного либерала лишается сана, но пойти на компромисс со своими принципами не готов. Его жена Наталья в исполнении Полины Агуреевой — воплощенная женственность, любовь к мужу и желание родить детей поглощают ее всю. Рядом бродит глуповатый и непримиримый к любым вольностям дьякон Ахилла в исполнении Алексея Вертков. В другом углу прозападно настроенный учитель Варнава в исполнении Антона Лызо бормочет о том, как в России все плохо и надо уже вот-вот переезжать жить на Запад… Ну, Вы поняли. Все злободневно.

«Солисты Москвы»
«Солисты Москвы»

«Солисты Москвы» сидят в одеяниях вроде рясы позади на приподнятом подиуме. Музыку написал композитор Владимир Воронов, и она представляет собой попурри из переиначенных классиков. Кто-то упрекнет за вторичность, но музыка-то идеально подходит к этому действу из разговоров о главном на фоне собственного неустроенного быта. Тем более, что «Солисты Москвы» под чуткой рукой маэстро Башмета интонируют тонко и чувственно.

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Марина КОЗЛОВА

06/05/2024 - 04:19   Mix   Концерты, Интервью, Этно и world-music
Знаменитая на весь мир тувинская этно-группа «Хуун-Хуур-Ту» выступила в Ярославле на фестивале Юрия Башмета, и дала небольшое интервью.

Более 30 лет этой уникальной тувинской группе, но она по-прежнему в форме, и дает восхитительные концерты. Один из них состоялся в Ярославской филармонии в рамках фестиваля Юрия Башмета.

«Хуун-Хуур-Ту»
«Хуун-Хуур-Ту»

Главное, что стоит отметить: лидер «Хуун-Хуур-Ту» Кайгал-оол Ховалыг в отличной вокальной форме, хотя и все четверо участников квартета поют превосходно. Группа показала крепко сбитую программу из народных и авторских песен в оригинальных аранжировках. То и дело музыканты брали в руки игил, варган, Радик Тюлюш предпочитал флейту шоор, всеми перкуссиями и барабаном кенгирге заведовал Алексей Сарыглар, а конферансом в виде переводов песен занялся Саян Бапа.

«Хуун-Хуур-Ту»
«Хуун-Хуур-Ту»

Что касается горлового пения, то квартет представил почти все виды тувинских вокальных техник: хоомей, каргыраа и сыгыт. Это сочетание глубокого дыхания и расщепления звука вплоть до очень высоких нот. Звуки, вводящие в состояние медитации и отрешения.

Зрители Ярославля приняли концерт с огромным воодушевлением, - невероятно долгие аплодисменты, зал вставал в восторге. Так что без биса не обошлось, и было заметно, насколько музыканты «Хуун-Хуур-Ту» тронуты столь горячим приемом в городе, где никогда прежде не выступали.

О текущем состоянии дел в группе рассказал флейтист и вокалист Радик Тюлюш.

Радик Тюлюш
Радик Тюлюш

О нынешних концертах «Хуун-Хуур-Ту»

Если говорить про последние 10 лет,то за рубежом у нас было много гастролей. Потом начался Covid, и все приостановилось. Сейчас потихоньку начинает возобновляться. Вот, приехали на фестиваль Башмета в Ярославль. В целом, гастроли по России у нас насыщенные сейчас. Что касается зарубежных гастролей, то пока все сложно, это связано с положением в мире. Ищем какие-то другие пути. Приглашения есть.

Об истории группы

Группа существует уже 31 год. Основана была в Кызыле, республика Тува. Начинали немного в другом составе, чем сейчас. Последние 10 лет играем именно в нынешнем составе. Это начиналось как ансамбль «Тыва», он до сих пор существует, в конце 80-х. Из него выросло множество других ансамблей и сольных исполнителей. И в том числе группа «Хуун-Хуур-Ту», которая с 1993 года начала свою карьеру не только в России, но и за рубежом.

О национальной идее

Тут и костюмы, и народные инструменты, и горловое пение, - все пронизано тувинским фольклором и наследием наших предков. Это традиции, устное народное творчество, песни. Мы возникли из народного творчества, мы не были искусственно созданным ансамблем под какие-то задумки. Сейчас в Туве много ансамблей и исполнителей народной песни, они активно гастролируют и успешно выступают.

Об инструментах

Инструменты у нас очень разнообразные — смычковые, щипковые, ударные. Основной наш инструмент — игил, он струнный, в переводе «ии» - это два, «гл» - это струны, а вместе — две струны. Это двухструнный инструмент. Есть бызанчи — смычковый четырехструнный инструмент. Есть четырехструнный дошпулуур. Есть большой барабан кенгирге, различные перкуссии, варганы в том числе. Есть вертикальная флейта шоор. И горловое пение, конечно.

Об обучении молодежи и мастер-классах

Лично у меня достаточно часто проходят мастер-классы по горловому пению и инструментам. Есть выездные мастер-классы, где желающие приезжают в Туву и обучаются. На дому мы не преподаем, раньше не было времени. И за рубежом мы довольно часто даем мастер-классы. В высшие музыкальные заведения нас не приглашают как постоянных преподавателей, потому что у нас нет большой педагогической практики. Но иногда в вузы приглашают для мастер-классов. Каждые три года мы проводим в Туве симпозиумы по народному горловому пению, в этом году в августе будет большой симпозиум-конкурс, приуроченный к нашему юбилею, и наш большой концерт. Нам помогает Центр развития тувинской культуры и наше министерство культуры. На днях пройдет детский конкурс, а в августе — взрослый конкурс, и уже пришло очень много заявок на него.

Сколько времени нужно для обучения горловому пению

По разному. Кто-то может сразу запеть, кто-то годами обучается этому. Все очень индивидуально. Самое главное — музыкальность. Человек должен быть готов имитировать звуки природы, осознавать это. Образования для этого не нужно.

О чем поете

О человеческой судьбе, о любви к родине, к матери, к любимой девушке, к коню. О солнце и природе. Тувинская культура — культура кочевников, и у нас многое взаимосвязано. Охотничьи и пастушьи песни. Обычные человеческие истории. У нас выражено скорее светское, нежели религиозное искусство. Кайгал-оол Ховалыг, наш основной певец, сочиняет авторские песни, и слова и музыку. Берем песни сторонних авторов иногда. Но в основном это народные тувинские песни.

О нынешних отношениях с Альбертом Кувезиным, одним из основателей «Хуун-Хуур-Ту»

Каждый из нас идет своим путем. Каких-то конфликтов и недоговоренностей не было и, надеюсь, не будет. Мы относимся друг к другу как коллеги.

Об экспериментах с электроникой

На концертах это не очень востребовано сейчас. Бывают, конечно, фестивали или сборные концерты, где просят выступить с электроникой. Тогда мы вызываем нашего приглашенного музыканта Кармена Риззо, который обычно живет в Америке, но сейчас в Праге. С ним было много концертов. И сейчас еще много предстоит в связи выходом нового релиза с Карменом Риззо и сыном Джорджа Харрисона Дхани. Мы записали альбом Dreamers In The Field в духе эмбиента, он вышел 16 апреля. И мы, надеюсь, сделаем концерт или тур с этими музыкантами. Я давно знаю Дхани, он бережно относится к нашей культуре, и его отец был неравнодушен к народной музыке. А с Карменом Риззо — это уже третий наш совместный альбом.

«Хуун-Хуур-Ту»
«Хуун-Хуур-Ту»

О названии группы

«Хуун-Хуур-Ту» состоит из двух слов: «хуун» - это солнце, «хуур-ту» - пропеллер. Можно перевести как солнечный пропеллер, или солнцеворот, как древний символ Земли.

О ближайших концертах

В Москве мы планируем сыграть концерт осенью в «Зарядье», и может быть, поучаствуем в каких-то фестивалях. Про Питер пока информации нет. А в Ярославле, кстати, мы в первый раз выступаем. Город мы не успели еще посмотреть, но может быть, после концерта получится.

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Михаил БРАЦИЛО

05/05/2024 - 04:16   Classic   Концерты
На фестивале Юрия Башмета в Ярославле показали обновленную версию спектакля Марины Брусникиной «Рождение человека» с «Солистами Москвы» и Евгением Мироновым и Александрой Урсуляк в качестве чтецов рассказов Максима Горького.

Музыкальный спектакль «Рождение человека» уже показывали ранее и в Сочи, и в Москве. Теперь же стало явно меньше музыкальных номеров, чуть затягивавших действие, и актеры куда лучше знают текст. А это два рассказа Максима Горького, довольно неочевидных: «Страсти-мордасти» и «Рождение человека».

Сцена из спектакля
Сцена из спектакля

Брусникина показала драматическое столкновение этих сугубо российских историй начала 20 века с музыкой Эдварда Грига, в этом и есть задоринка. Вообще норвежец Григ мало связан с Россией, но Максим Горький в воспоминаниях признавался, что любит музыку Грига. В ней есть мелодии, которые мог бы написать и Чайковский. Но есть и штрихи, которые восходят сугубо к норвежской национальной музыке. Не будем останавливаться на мелодическом сходстве норвежской и русской музыки, подчеркнем лишь очевидную минорность и расширенные гармонии.

«Комонь»
«Комонь»

«Солисты Москвы» часто играют все это: и «Из времен Хольберга», и «Народный танец», и «Народную норвежскую мелодию» Грига. Но сейчас все буквально кристаллизовалось. Лучшие мелодии Грига против пронзительных историй Горького. Драматизм. Подчеркнутый чудесным русским фольклорным ансамблем «Комонь» и видео-инсталляциями Аси Мухиной.

Евгений Миронов
Евгений Миронов

Евгений Миронов читает за мужских персонажей, Александра Урсуляк — за женских и детских. Читают по очереди. А когда включаются «Солисты Москвы» под чуткой рукой Юрия Башмета, - драматические изгибы получают буквально вселенский масштаб. Григ мелодичен, но по-скандинавски сдержан и размерен. А тут русские люди душу себе рвут. Блистательный контраст.

Александра Урсуляк
Александра Урсуляк

Может быть, еще чуть-чуть больше людей полюбили в этот вечер в старинном Волковском театре Ярославля музыку Грига? Потому что «Солисты Москвы» звучали в этот вечер невероятно выпукло. Динамика, размах диапазона звуковой атаки, пианиссимо и самый что ни на есть крещендо, - это все гибко менялось буквально в каждой музыкальной фразе. Как они это делают?

Юрий Башмет
Юрий Башмет

«А уж как я доволен!», - не смог скрыть своего удовлетворения Юрий Башмет уже после музыкального спектакля.

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Михаил БРАЦИЛО

Страницы