Московская филармония

05/02/2019 - 10:42   Classic   Новости
Министр культуры Владимир Мединский сообщил о количестве проданных абонементов на новый сезон в Московской филармонии.

«За первые 4 дня продаж реализовано >52 тыс. абонементов в Московской филармонии. Это на 4,7 тыс. больше, чем в 2018. Благодаря системной работе Министерства культуры интерес к классической музыке растёт из года в год», - написал Мединский в твиттере.

Московская филармония

Трансляции из Московской филармонии также можно будет наблюдать в онлайн-режиме на портале Культура.РФ.

Быстрый поиск:
24/01/2019 - 18:35   Classic   Новости
Ведущий лектор-музыковед Московской филармонии Светлана Виноградова умерла 23 января в возрасте 92 лет. Об этом сообщили в четверг в пресс-службе филармонии.

"23 января ушла из жизни ведущий лектор-музыковед Московской филармонии Светлана Викторовна Виноградова", - сказали в пресс-службе.

16 февраля Виноградовой исполнилось бы 93 года, она посвятила профессии около 70 лет и до последнего продолжала выступать с лекциями. Ее следующее публичное выступление было запланировано на 24 марта в рамках цикла "Впередсмотрящий. Воскресные дневные литературно-музыкальные концерты для взрослых в сопровождении видеопоказа художественных полотен".

Светлана Виноградова окончила Центральную музыкальную школу и Московскую консерваторию по классу композиции, училась у Виссариона Шебалина и Александра Александрова. Коллеги вспоминают Виноградову как блестящего оратора, яркую личность, энциклопедически образованного человека. Особый интерес для нее представляло наследие Модеста Мусоргского, Дмитрия Шостаковича, Сергея Прокофьева и Сергея Рахманинова "за противоречивость характера, за честность и умение отвечать на вызовы времени".

"Вся ее жизнь была пронизана музыкой, - отметили в филармонии. - Продолжательница самых важных исторических музыкальных традиций, она все свои силы отдала популяризации музыки, воспитанию молодых слушателей, поиску новых смыслов и серьезных тем, которые она не боялась обсуждать с нами в концертном зале, с экрана телевизора, в записи на пластинке или радиотрансляции".

Быстрый поиск:
24/07/2018 - 10:20   Classic   Новости
Молодежный симфонический оркестр будет создан в рамках нацпроекта "Культура" на базе Московской филармонии. Об этом по итогам заседания президиума совета по стратегическому развитию и национальным проектам заявил журналистам министр культуры Владимир Мединский.

"Предполагается, что молодежный симфонический оркестр станет своего рода кадровым резервом для других национальных симфонических оркестров России. Начало работы планируется на базе Московской филармонии", - сказал министр.

По его словам, в России как ни в одной другой стране мира существует много больших музыкальных симфонических коллективов.

"Такого действительно нет нигде. Этот молодежный симфонический оркестр должен создать возможности для сохранения молодых талантливых музыкантов, их совершенствования профессионального, и потом со временем они будут приняты на работу в большие симфонические национальные коллективы", - сказал Мединский.

ТАСС

Быстрый поиск:
02/02/2018 - 19:40   Classic   Новости
Россияне приобрели 40 тыс. абонементов Московской филармонии на концертный сезон 2018-2019 с момента старта продаж 1 февраля.

Об этом сообщили ТАСС в пятницу в пресс-службе Московской филармонии.

"К настоящему моменту продано 40 тысяч абонементов", - сказали в пресс-службе, уточнив, что учреждением было выпущено более 200 видов абонементов.

Всего 1 февраля одновременно поступило в продажу более 250 тыс. абонементов филармоний в 18 регионах РФ, что на 50 тыс. превышает рекорд 2017 года. На этот раз к акции присоединились Крымская, Калужская, Кемеровская, Новосибирская, Пермская, Ульяновская и Ярославская филармонии. Абонементные программы, к примеру, Свердловской и Новосибирской филармоний, охватывают не только основные залы, но и удаленные филиалы.

Абонементная система позволяет меломанам планировать посещение концертов в течение сезона, приобретая билеты сразу на несколько событий по более выгодной цене.

Быстрый поиск:
22/02/2017 - 10:22   Classic   Новости
Двести тысяч билетов на концерты нового сезона Московской филармонии были проданы на старте продаж.

Об этом сообщил в среду министр культуры РФ Владимир Мединский, выступая в рамках проекта Общественной палаты РФ "Час с министром".

"В этом году мы продали за ночь 200 тысяч абонементов. Компьютеры зависали, люди жаловались, что часами не могут войти и купить. Такого спроса никто не ожидал", - заявил Мединский.

Министр культуры напомнил, что в прошлом году также был поставлен рекорд продажи абонементов столичной филармонии. "В прошлом году мы поставили абсолютный рекорд по продаже абонементов Московской филармонии, рекорд со времен ее основателя Луначарского. На концерты классической музыки за ночь было продано в онлайне 100 тысяч абонементов, каждый абонемент - несколько билетов", - подчеркнул он.

"Это говорит о том, что и классическое музыкальное искусство очень востребовано в нашей стране", - отметил Мединский.

ТАСС

Быстрый поиск:
26/08/2016 - 18:09   Classic   Новости
Московская филармония установила абсолютный рекорд по продажам абонементов за все время своего существования.

На сегодняшний день их продано более 100 тысяч, сообщает Министерство Культуры РФ.

Почти на треть выросли продажи абонементов в открытом в прошлом году концертном зале им. С.В. Рахманинова в Филармонии-2, а также в Камерном зале филармонии. Кроме того, традиционно у слушателей популярны Концертный зал им. Чайковского и Большой зал Московской Консерватории.

Как отметили в филармонии, программы абонементов составлены таким образом, чтобы учесть разнообразные музыкальные вкусы и пристрастия слушателей, а сам результат говорит о том, что классическая музыка интересна людям самых разных поколений.

«Этот успех обусловлен несколькими факторами: неослабевающим интересом к классике, грамотно составленными филармоническими программами, рассчитанными на самую разную аудиторию, включая детскую, и осознанная ценовая политика руководства филармонии, обеспечивающая доступность гражданам концертов лучших отечественных и зарубежных исполнителей», - сказал заместитель министра культуры Российской Федерации Александр Журавский, добавив, что «если концертное предложение будет малоинтересным, слушателя не удастся привлечь ничем, даже низкой ценой». «Кроме того, люди научились считать свои деньги, а как известно, цены на отдельные концерты абонемента в сезон могут возрастать в несколько раз. Поэтому гораздо выгоднее брать абонементы, а не покупать билеты на отдельные концерты», - отметил он.

Александр Журавский также подчеркнул, что «отмечается большой спрос и на семейные, очень доступные, кстати, по цене абонементы». «Это означает, что родители инвестируют в культурное образование детей, а филармония - в свое успешное будущее, в воспитание подготовленного и благодарного слушателя следующего поколения», - заключил замминистра.

Быстрый поиск:
03/10/2014 - 00:09   Classic   Концерты
В Зале им. П. Чайковского Московская филармония провела первый концерт своего привлекательного абонемента «Виртуозы барокко». Вот что о нем думает оперный критик Елизавета Дюкина.

С мнением критика Александра Матусевича можно познакомиться здесь.

Опера Генделя в концертном исполнении завершила в столице своё успешное европейское турне, побывав в прошлом сезоне в Королевской Опере Версаля, венском Театре Ан дер Вин, Государственном театре земли Гессен (Висбаден), в залах Плейель (Париж), Консертгебау (Амстердам), «Мегарон» (Афины).

Опера «Александр» - из английского периода творческой деятельности композитора. Она появилась в 1726 г. сразу после его первых английских шедевров: «Радамиста», «Оттона», «Юлия Цезаря», «Тамерлана», «Розелинды». .. Либретто составлено П. А. Ролли на основе очень популярной в XYIIIв. пьесы «Великолепие Александра» аббата О. Мауроса. Действие её относится к античным временам, периода завоеваний императора Александра Македонского. Это опера-seria, в ней всё «по серьёзу»: победы, ранения, даже угроза плена, заговоры, и конечно — любовь, на этот раз к персидской принцессе, красавице Роксане.

Несмотря на то, что это опера-seria, Гендель смело её перерабатывал изнутри, открывал новые пути для реформаторских исканий своих последователей: Глюка и Моцарта. Путешествуя по Италии, композитор отлично освоил стиль bel canto и колоратурной техники, насыщая арии, ариозо, дуэты и ансамбли орнаментальными пассажами-фиоритурами, при этом с большой гибкостью трактуя сами формы оперных арий. Его речитативы, идущие в сопровождении оркестра, изящные и выразительные, позволяют создавать беспрерывную вокальную стихию оперы, помогая слиянию музыки и сценического действия. Новаторство Генделя в «Александре» проявилось и в том, что в произведении не повествуется о событиях, как в традиционной опере-seria, а события разыгрываются, причём в кульминационных моментах драмы.

Представлял «Александра» Генделя в Москве Оркестр Armonia Atenea (Греция). Он был создан в 1991 г. Обществом друзей музыки в Афинах в связи с открытием афинского концертного зала «Мегарон», который и стал резиденцией оркестра. Armonia Atenea — уникальный коллектив. В его репертуар входят произведения от раннего барокко до XXI в., концертные программы, оперные и балетные постановки. Его основатель и первый руководитель — Александр Мират, среди маэстро, стоявших за пультом, были Фабио Бьонди Томас Хендельброк, Кристофер Хогвуд, Хельмут Риллинг, Мстислав Ростропович, Иегуди Менухин и др. Ныне пост художественного руководителя занимает Георгий Петру. Под его руководством оркестр выступает по всему миру и осуществляет записи дисков как на исторических, так и современных инструментах. В 2012 г. Оркестр записал «Александра» на фирме «Decca» с настоящими мастерами барочной музыки, получив массу престижных международных наград.

Павел Кудинов (Россия), Хуан Санчо (Испания), Хавьер Сабата (Испания), Макс Эмануэль Ценчич (Австрия), Василий Хорошев (Россия)
Павел Кудинов (Россия), Хуан Санчо (Испания), Хавьер Сабата (Испания), Макс Эмануэль Ценчич (Австрия), Василий Хорошев (Россия)

Солисты почти в том же составе приехали в Россию. Среди них три контратенора. Александра спел лучший из них - австриец Макс Эмануэль Ценчич. Испанец Хавьер Сабата представил индийского короля Таксила, третий контратенор россиянин Василий Хорошев выступил в роли Клеона. Еще один испанец тенор Хуан Санчо был Леонато. Остальные трое - тоже россияне. Сопрано Юлия Лежнева, наша молодая оперная звезда, особенно в сфере барочной вокальной музыки, исполнила партию Роксаны. В московском спектакле канадское сопрано Лайлу Клэр заменила солистка Уфимского оперного театра Диляра Идрисова в роли скифской принцессы Лизауры. И бас Павел Кудинов — Клито. Весь состав очень сильный. Главными же героями вечера стали Юлия Лежнева и Макс Эмануэль Ценчич.

Ценчич на сегодняшний день, наверное, самый знаменитый и прославленный контратенор. Он обладатель красивого голоса и виртуозности. Ему легко удаются все сложнейшие рулады и фиоритуры, нескончаемые пассажи и каденции. Вместе с певцом на сцену приходит сильный эмоциональный заряд, но он настолько мощный, что голос начинает терять теплоту тембра и обаяние, наполняясь механической энергией, от чего становится сначала однообразно, а потом и скучновато.

У Юлии же Лежневой ничего подобного не происходит. Она настолько музыкальна, что не просто выпевает все вокальные украшения, а проживает их. Её тончайшего тона голос и техническая безупречность помогают певице легко и щедро дарить нам прекрасные мелодии композитора, наполняя их каким-то ангельским звучанием, светом и живым чувством. Юлю можно слушать бесконечно, потому что её пение несёт радость и красоту.

На достойном уровне выступили все остальные мужчины-певцы: Хавьер Сабата, Хуан Санчо, Павел Кудинов и особенно контратенор Василий Хорошев, порадовав и красивым выразительным голосом, и стилистической точностью в развёрнутых ариях Клеона.

Юлия Лежнева и Диляра Идрисова
Юлия Лежнева и Диляра Идрисова

Было и открытие — Диляра Идрисова не просто заменила канадку в большой сложной партии скифской принцессы Лизауры, но и показала себя одарённой певицей, умеющей петь барочную музыку. Диляра окончила Уфимскую академию искусств у замечательного известнейшего российского педагога М. Муртазиной, сейчас стажируется в Московской консерватории в классе профессора Галины Писаренко. Её участие в концертном исполнении оперы Генделя «Александр» с такими мировыми знаменитостями, как Ценчич и Лежнева, это, без сомнения, уже выход на международный уровень. Конечно, у молодой певицы были и вокальные просчеты, но она в целом справилась с труднейшей партией генделевского репертуара. Главное, что у неё большие перспективы при наличии серьезной работы, чему, безусловно, будут способствовать занятия с Галиной Писаренко.

Оркестр «Армония Атенеа» под управлением Георгия Петру
Оркестр «Армония Атенеа» под управлением Георгия Петру

Без единой накладки провел оперу Генделя афинский оркестр Armonia Atenea п/у Георгия Петру. Он был хорош и как солирующий коллектив и как замечательный партнёр певцов. Оркестр ярок в сольных фрагментах, в частности в увертюре, динамичен в виртуозных ариях. Причём соблюдается тончайшая нюансировка, в том числе и в труднейших колоратурных пассажах, позволяя не только ощутить всю фактуру блестящей партитуры оперы Генделя, но и вдоволь насладиться вокальными и оркестровыми красотами музыки композитора. Дирижёр так искусно подавал певцов, что всегда был слышен каждый звук их голоса, будь то большая развернута ария или мимолётный речитатив.

Вечер удался во всём. Меломаны, до отказа заполнившие Концертный зал им. П. Чайковского, получили удовольствие и от музыки Генделя, и от певцов, в особенности от искусства Макса Эмануэля Ценчича и Юлии Лежневой.

Все участники оперы «Александр»
Все участники оперы «Александр»

В декабре Филармония обещает второй концерт цикла «Виртуозы барокко». На этот раз в Москву приедут музыканты венецианского барокко.

Елизавета ДЮКИНА, «Новости музыки NEWSmuz.com»

С мнением критика Александра Матусевича можно познакомиться здесь.

02/10/2014 - 23:55   Classic   Концерты
В Московской филармонии представили оперу «Александр» Генделя в концертном исполнении. Публикуем мнение оперного критика Александра Матусевича.

С мнением критика Елизаветы Дюкиной можно познакомиться здесь.

Мода на оперы великого английского немца Георга Фридриха Генделя во всем мире насчитывает уже не одно десятилетие. До России ее настоящая, большая волна еще не докатилась – оперные театры нашей страны не спешат включать произведения композитора в свой репертуар (намерения Большого театра в этом плане рассеялись в связи со сменой там руководства в прошлом году). Но определенные попытки в этом направлении предпринимаются, и лидерство здесь, безусловно, принадлежит Московской филармонии. Бесспорными удачами недавнишних сезонов стали здесь исполнение таких грандиозных генделевских опусов как «Роланд» (2009), «Ариодант» (2011) и «Геркулес» (2013), прозвучавшие в рамках исключительно популярного в Москве филармонического абонемента «Оперные шедевры».

Чем объясняется сегодняшняя популярность Генделя в Европе и Америке, и большой интерес, который вызывает его творчество у просвещенных меломанов нашей страны? Чем вообще вызван ренессанс барокко – музыки, отдаленной от нас огромным временным промежутком, далекой от нашего мироощущения и по своим эстетическим установкам? Анализ причин этого феномена потребовал бы отдельного междисциплинарного исследования на стыке искусствоведения и социологии. Мы же позволим высказать себе лишь одну гипотезу, не претендующую на универсальность в объяснении феномена, но могущую рассматриваться как один из вариантов или, как минимум, как одна из причин. Анафема мелодии, которую объявили композиторы 20 века и которой придерживаются и наши композиторы-современники уже века 21-го, фактически остановила развитие оперного жанра, где вокальное искусство, искусство красивого пения является смысловой сердцевиной. Как говорил еще Джакомо Пуччини в конце своей жизни, «опера закончилась как жанр, поскольку люди потеряли вкус к мелодии и готовы терпеть музыкальные композиции, не содержащие ничего мелодического». Новые оперы создаются, но не поются и не ставятся – удержать интерес и исполнителей, и публики они в целом (за редкими исключениями) сколь-нибудь долго не способны. И развитие оперного театра пошло вспять – не по пути создания новых произведений, а по пути исторических реконструкций и возрождения забытого репертуара прошлых столетий. Это, безусловно, ответ антимелодизму нашего времени: приращение территории оперы сегодня происходит не через создание нового, а через «открытие» старого. Тоска по мелодии, по красивому пению вдохнула жизнь в, казалось бы, уже однажды приговоренные к забвению оперы бельканто и барокко.

Итак, в Московской филармонии – очередная российская премьера (на этот раз в рамках другого абонемента – «Виртуозы барокко»): опера «Александр» - вещица крайне раритетная, премьера которой состоялась, страшно сказать, аж в 1726 году в Лондоне под управлением самого автора, находившегося тогда в зените славы и в полном расцвете сил. Успех его в английской столице был велик, авторитет высок, гонорары заоблачны – всё это позволило Генделю написать оперу сразу для трёх мега-звёзд оперной поры той эпохи: примадонн Франчески Куццони и Фаустины Бордони и кастрата Франческо Сенезино. Действие «вокаломанской» (а только такой и могла быть опера, рассчитанная на безграничные технические возможности первачей бельканто) оперы разворачивается в условно историческую эпоху: хотя среди её главных героев и значатся великий полководец Александр Македонский и его будущая супруга бактрийская царевна Роксана, отношения к реальным событиям великого похода Александра на Восток она не имеет никакого. Популярная пьеса О. Мауро «Александр Великий», на основе которой П. А. Ролли сделал либретто для Генделя, не просто грешит антиисторизмом – она вообще с трудом может быть отнесена к жанру исторической литературы. Да такой цели и не ставилось: главное в предложенном сюжете – романтика, любовные чувства, лишь в силу эстетических пристрастий той далёкой эпохи отданные для воплощения не обитателям парижских мансард (как, например, в «Богеме» Пуччини) или калабрийских деревень (как в «Паяцах» Леонкавалло), а императорам и царедворцам.

Достаточно запутанный и едва ли способный воспламенить подлинный интерес и подлинные чувства сюжет находит воплощение в фантастической по красоте музыке. «Александр» - не самое популярное, не самое известное произведение Генделя, с которым бы ассоциировалось имя композитора в первую очередь. И тем интересней обнаружить в этом малознакомом опусе столько музыки, рожденной настоящим вдохновением, а не просто высококлассным мастерством ремесленника. Феноменальный мелодический дар композитора в этой опере явлен в своем полном, ослепительном блеске. С определенного момента вы просто перестаете обращать внимание на все то нелепое нагромождение ненатуральных страстей, коими изобилует сюжет, и остаетесь наедине с чистой музыкой – прекрасной и вдохновенной.

Исполнение, предложенное Московской филармонией, в котором на этот раз зарубежные певцы были в паритете с отечественными, специализирующиеся на музыке барокко, заслуживает преимущественно похвал. И даже те вокалисты, чье пение вызывает некоторые вопросы, в целом были весьма высокого качества. Удивительно, но ещё несколько лет назад мы были убеждены, что в России некому петь Генделя, что барочная музыка в целом – неизвестный и неподъёмный пласт музыки, до которого нам ещё расти и расти. Однако же с памятной премьеры «Роланда» прошло всего пять лет, а состав «Александра» уже более чем на половину укомплектован русскими певцами. Возможно, проблема была несколько надуманной и «не так уж страшен чёрт, как его малюют»? Ведь если вспомнить, то хоть изредка, но появлялись всё же барочные оперы в репертуаре наших театров (того же генделевского «Юлия Цезаря» ещё в советские годы ставили в Большом, а уже в постсоветские – в Театре Покровского), а оратории великого Генделя и вовсе звучали у нас всегда – пусть не часто, но звучали…

«Александр» - опера, в которой целых три партии предназначены для кастратов – не только титульная, но и две роли второго плана. По сложившейся сегодня практике их однозначно и бесспорно отдают контратенорам, что на самом деле вызывает большие вопросы.

Искусство контратенора вообще – это большой вопрос современного исполнительства. Что, по сути, представляет собой контратенор? Это абсолютно ненатуральное звучание, эксплуатирующее не основной, природный мужской голос, а фальцетную надстройку над ним, лишенную подлинной красоты, разнообразия обертонов и необходимой для оперного исполнения силы и звучности. Фальцет – это почти всегда недостаточно опертый звук, размытая интонация, неясная фокусировка, неяркая звучность, тембральная бедность, имеющая пародийный оттенок эдакого своеобразного «мяуканья». Контратенора, за исключением вокалистов с эндокринными аномалиями (что встречается крайне редко), которые действительно обладают природными сопрано и альтами, это, как правило, баритоны, в силу тех или иных обстоятельств, решившие развивать не свой натуральный диапазон, а фальцет – ставить его на дыхание, расширять диапазон (у фальцета он всегда очень ограничен в силу физиологических лимитов) и пр. Такой голос хорошо звучит только в студии, «ложится на цифру», в зале – это почти всегда очень сомнительное эстетическое впечатление, такой голос неизменно проигрывает натуральным как женским, так и мужским голосам по яркости, силе и интонационной точности.

Почему сегодня так востребовано оказалось это искусственное звучание, идущее вразрез с физиологической нормой мужского организма? Конечно, в нем есть определенная изюминка – необычность, явное и существенное отличие от звучания стандартных оперных голосов. Но есть и еще один аспект, условно назовем его социальным: непохожесть на норму, инаковость саунда привлекает к нему представителей всевозможных маргинальных групп, тех, кто по каким-то (самым разным) параметрам не вписывается в мейнстрим (но среди которых, как правило, весьма много всякого рода интеллектуалов и эстетствующих гурманов). И также как в обычной жизни агрессивное меньшинство активно (и, в общем-то, небезуспешно) пытается убедить большинство, что право-то как раз оно и норма – это тоже они, так и в академической музыке с определенного времени фальцетное пение пытаются выдать за полноценный оперный вокал. Ведь контраст, неполноценность контратенора, его фальцетного звучания очевидны: даже на фоне аккуратных, как правило, небольших барочных, но все-таки стандартных оперных голосов контратенор проигрывает им, звучит неярко, неточно, во многом карикатурно.

Кроме того, внедрение контратеноров в оперы барокко с точки зрения исторической реконструкции и эстетического аутентизма не выдерживает никакой критики. Гендель и прочие композиторы никогда не писали для контратеноров: они писали для кастратов А это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Голос кастрата – это плод искусственного вмешательства в организм человека, однако, тем не менее, это полноценный певческий голос, а отнюдь не фальцет. Достаточно взглянуть на репертуар контратенора, чтобы увидеть, что его востребованность – это дань моде 20 века, главным образом его второй половины: ни у одного композитора-классика (кроме Пёрселла, в некоторых произведениях которого есть партии для контратенора – но в данном случае это скорее исключение, лишь подтверждающее общее правило: ранняя английская классика опирается на традиции балладного камерного музицирования, где есть место фальцетному пению) нет в операх партий, специально написанных для этого голоса. Заменить полноценно кастрата контратенор не способен: ни сила звука не та (вспомним, что символ кастратного вокала на все времена Фаринелли по силе и продолжительности звучания соревновался в свое время с медными трубами!), ни диапазон (у контратенора он весьма ограничен).

Павел Кудинов (Россия), Хуан Санчо (Испания), Хавьер Сабата (Испания), Макс Эмануэль Ценчич (Австрия), Василий Хорошев (Россия)
Павел Кудинов (Россия), Хуан Санчо (Испания), Хавьер Сабата (Испания), Макс Эмануэль Ценчич (Австрия), Василий Хорошев (Россия)

В московском «Александре» главным контратенором оказался Макс Эммануэль Ценчич, австрийский певец хорватского происхождения, удостаивавшийся за время своей более чем двадцатилетней карьеры самых восхищённых эпитетов критики. Пожалуй, соглашусь с коллегами, неоднократно восхвалявших Ценчича: он действительно – лучший из всех, слышанных «живьём» контратеноров: его интонация точнее, звук острее, колоратуры более техничны, но и он не лишён «родимых пятен» избранного исполнительского амплуа. Два других контратенора – испанец Хавьер Сабата (уже певший в Москве в «Ариоданте») в партии индийского царя Таксила – соперника Александра и наш Василий Хорошев (в сравнительно небольшой роли военачальника Клеона) – были гораздо слабее и их пение в целом производило пародийный эффект некоего комикования.

Юлия Лежнева и Диляра Идрисова
Юлия Лежнева и Диляра Идрисова

Дуэль по типу «Куццони – Бордони» в Москве не получилась: Диляра Идрисова (Лизаура) здорово уступала в яркости звука Юлии Лежневой (Роксана). У башкирской певицы весьма техничный голос, хорошее владение колоратурой, нет проблем с ровностью голоса и охватом большого диапазона, но само звучание достаточно экономное, если не сказать – бледное: на роль соперницы-примадонны она совсем не тянула. Другое дело Лежнева: с первой ноты её голос приковывает внимание ясностью и красотой тембра, технические характеристики вокализации поистине блестящи, а само пение выразительно и проникновенной. Без преувеличения, именно эта молодая певица оказалась настоящей героиней, настоящим вокальным центром всего концертного исполнения – оперу следовало бы переименовать в «Роксану».

Два натуральных мужских голоса оставили разное впечатление. Испанский тенор Хуан Санчо (сподвижник Александра Леонат) разочаровал неточной интонацией и недоделанным верхним регистром, кроме того было ощущение, что партия как таковая ему низковата. Россиянин Павел Кудинов, в прошлом солист «Геликона», а ныне успешно поющий на Западе (главным образом на немецких сценах), в партии ещё одного македонского военачальника Клита был более убедителен – его бас справляется с колоратурными сложностями, хотя ритмически не идеален, а по ходу действия он несколько раз успешно имитировал контратеноровое фальцетное пение, лишний раз давая понять (невольно, конечно) всю искусственность и несостоятельность современных претендентов на славу кастратов.

Оркестр «Армония Атенеа» под управлением Георгия Петру
Оркестр «Армония Атенеа» под управлением Георгия Петру

Наряду с Юлией Лежневой полное удовлетворение принесло музицирование греческого барочного оркестра «Армония Атенеа» под управлением Георгия Петру. Коллектив с большими традициями (существует с 1991 года) безупречен в том музыкальном материале, что представил в Москве – техническое совершенство музыкантов Эллады вызывает искренний восторг, но не только оно: эмоциональный строй их исполнения по-настоящему захватывает своей энергетикой, стремительностью, осмысленной выразительностью. Приятным сюрпризом оказался тот факт, что высококлассный барочный коллектив существует не только в ведущих странах Западной Европы, но традиции ювелирного музицирования сегодня цветут и в малых европейских странах, ранее в лидерах музыкального исполнительства не значившихся. Работа греческих музыкантов и данного состава вокалистов (он почти не претерпел изменений) – долгоиграющий проект: «Александра» записали ещё в 2011 году на лейбле «Декка» и с тех пор не раз вживую исполняли в различных европейских залах. Безусловно, Москве повезло, что теперь эта филигранная, стилистически интересная работа прозвучала и здесь.

Все участники оперы «Александр»
Все участники оперы «Александр»

Александр МАТУСЕВИЧ, «Новости музыки NEWSmuz.com»

С мнением критика Елизаветы Дюкиной можно познакомиться здесь.

04/07/2014 - 16:31   Classic   Новости
Внутреннюю акустику нового зала Московской филармонии на юго-западе столицы выполнят фирмы из Германии, что позволит создать зал на уровне лучших сцен страны, сообщил министр культуры РФ Владимир Мединский.

"Немецкие фирмы (делают внутреннюю акустику) по заказу нашей российской компании, генеральный подрядчик — российская компания. Очень непростая (работа), там идет смена полностью бетонного основания всей бетонной подушки пола", — рассказал Мединский на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным.

Ранее Мединский сообщал, что филиал Московской филармонии — новый большой концертных зал — откроется на юго-западе столицы до конца года. По его словам, абонементы на эту новую площадку проданы уже на 80%. Основное здание филармонии с Большим концертным залом имени Чайковского расположено в центре Москвы на Триумфальной площади.

"Это будет самый эффективный зал, который показывает, что классическая музыка при хорошем управлении может быть популярной и востребованной <…> Как утверждает руководство Московской филармонии, это будет зал на уровне новой сцены Мариинского театра, один из самых лучших акустических залов в стране", — сказал министр.

Также он сообщил, что по всей стране Московская филармония открывает 34 виртуальных зала. "Это означает, что в каждой региональной филармонии, областной, будет вот такой зал.

Сейчас их сделано два. Там будут идти в прямом эфире концерты из Московской филармонии, и даже конкурс Чайковского можно будет наблюдать в прямом эфире. И, естественно, все, что угодно, в записи. Доступ будет бесплатный всех желающих", — пояснил глава ведомства.

"Здорово. Очень хороший проект, очень интересный проект. Люди смогут практически у себя дома прийти и посмотреть, послушать выступления ведущих коллективов страны", — ответил Путин.

РИА Новости

Быстрый поиск:
27/12/2013 - 15:34   Classic   Новости
В 2014 году у Московской филармонии появится еще один концертный зал — организации передается Большой зал Государственного музыкального театра национального искусства под руководством Владимира Назарова.

Коллектив Назарова продолжит свою деятельность на сценах камерного и малого залов. Об этом сообщил «Известиям» генеральный директор филармонии Алексей Шалашов.

По его словам, продажа абонементов в новый зал, находящийся на территории Олимпийской деревни, начнется в марте. Однако на лето помещение придется закрыть на ремонт: полноценное открытие ожидается к концу 2014-го.

— Я надеюсь, что там удастся сделать хорошую акустику. Надеюсь, у нас будет возможность сделать и более дешевые билеты — примерно на 40%, — заверил г-н Шалашов.

По его словам, уже есть договоренности с ведущими коллективами филармонии о подготовке принципиально разных концертных программ. Единственная сложность — зал удален от метро.

— Мы будем всячески добиваться специальных маршрутов автобусов, — подчеркнул гендиректор. Сейчас в распоряжении Московской филармонии находятся Концертный зал имени Чайковского, Камерный зал, Большой, Малый и Рахманиновский залы Московской консерватории, Центральный дом художника, концертный зал «Оркестрион» и Концертный зал на Поварской.

Быстрый поиск:

Страницы