Евгений Ставинский

09/03/2022 - 04:29   Classic   Концерты
Новая постановка «Риголетто» Оливера Мирса, премьерой которой в сентябре открылся новый театральный сезон Королевской оперы, снова вернулась на сцену.

Мне не с чем сравнивать, я не попала на премьеру, но многие зрители и критики отметили, что вот теперь на сцене появился убедительный Риголетто.

Оливер Мирс - с 2017 года художественный директор Королевской оперы, создал спектакль на века: эта постановка красивая, продуманная, с великолепными костюмами. Ей веришь – с первой сцены до последней. Даже более – она потрясает своей достоверностью. В музыкальном же отношении она близка к совершенству.

Пока звучит трагическая мелодия проклятья, на сцене на фоне великолепного фасада дворца в выразительных позах, напоминающих картины великих мастеров, застыли главные герои этой истории. Но снимает маску герцог, беззаботная музыка бала открывает первый акт, - и на стене высвечивается огромная эротическая картина Венеры Урбинской Тициана.

Фото с премьеры (сентябрь прошлого года)
Фото с премьеры (сентябрь прошлого года)

Символизирующей на самом деле символ супружеской брачной жизни, этой Венере, чье обнаженное тело доминирует над всей сценой, предстоит взирать на разврат, царящий во дворце, где женщина – не более чем товар, в политической ли сделке или ради сексуального удовлетворения. С таким же эффектом появляется позднее тициановская картина «Похищение Европы». История гибели дочери несчастного горбуна, придворного клоуна разыгрывается на фоне возвышенной атмосферы (декорации Саймона Лимы Холдсворт, костюмы - от великолепия Медичи до роскоши Гуччи - Илоны Карас, свет Фабианы Пиччоли). Браво всем!

Во второй сцене первого акта вместо картины Венеры появится освещенное окно спальни Джильды – ярко освещенная, блистающая белизной, чистая комната, невинная как она сама. Это дом Риголетто и его дочери.

Риголетто - итальянский баритон Лука Сальси  и итальянское сопрано Роза Феола
Риголетто - итальянский баритон Лука Сальси и итальянское сопрано Роза Феола

Но позднее исчезнет часть роскошной стены, и мы увидим жилище убийцы Спарафучиле и через то же самое окно – теперь уже затемненную, в грязных разводах спальню Маддалены, разлекающейся на несвежих простынях со своим любовником, герцогом Мантуанским. Нельзя было придумать более просто простого, рационального и в тоже время чрезвычайно красивого решения для постановки этой оперы.

В музыкальном отношении этот вечер был торжеством гармонии, вкуса, профессионализма, актерских талантов и безукоризненного пения.

У итальянского баритона Лука Сальси настоящий громадный темный баритон и несколько старомодное исполнение. Впервые он дебютировал на Королевской опере в Травиате (Жорж Жермон), и я помню, насколько он проигрывал Дмитрию Хворостовскому в этой роли. Но здесь, в «Риголетто» он оказался абсолютно на месте: жаждущий мести, он буквально обрушивает свой гнев на подлых придворных герцога; в финальном акте, обнаружив свою умирающую дочь, он продемонстрировал самое настоящее отчаяние отца.

Риголетто – Лука Сальси  и итальянский тенор Франческо Демуро
Риголетто – Лука Сальси и итальянский тенор Франческо Демуро

Итальянец Франческо Демуро - звонкий легкий тенор, идеально подходящий для роли герцога Мантуанского, который не просто безответственен, но и откровенно противен с самого начала в концепции Мирса. Но - певец с такой изящностью превращают свою самую популярную арию в совершенство. Он - красавец, и очень хороший актер, смог идеально передать сущность своего героя. Его притворно-придворная игра с проституткой Маддаленой в третьем акте ослепительна и завершается лучшим вступительным соло великого квартета, которое я когда-либо слышала. Айгуль Ахметшина в роли Маддалены - великолепна, также как российский бас Евгений Ставинский в роли ее брата-убийцы Спарафучиле.

Итальянское сопрано Роза Феола в роли заблудшей, но смелой Джильды - самое разноплановое представление образа. Каждое ее движение, каждый жест - это порывистость юной девушки - из второго акта, решимость принести себя в жертву, которая поет свои предсмертные фразы идеальным звуком: вы верите всему этому.

Падшая Джильда (Роза Феола)
Падшая Джильда (Роза Феола)

Придворные во главе с приковывающим внимание Марулло (Доминик Седжвик) добросовестно выполняют свою работу; хочется отметить превосходную элегантную хореографию Анны Моррисси.

Итальянский дирижер Стефано Монтанари во многих отношениях является полной противоположностью Паппано, предпочитая экстремальные темпы. Но бит Монтанари высок и дружелюбен по отношению к певцам, и мастерски точен: когда его Риголетто появился слишком рано во втором акте, маэстро и его оркестр так тонко подстроились под певца, что практически никто ничего и не заметил.

Людмила ЯБЛОКОВА
Фото: Хелен МЮРРЕЙ

12/09/2018 - 06:12   Classic   Концерты
Московские музыкальные театры и концертные залы активно начинают новый сезон. Одной из первых открыла свой 28-й сезон «Новая опера» им. Е.В. Колобова. Театр сделал своим зрителям настоящий подарок, представив полуконцертную версию оперы Михаила Ивановича Глинки «Жизнь за царя».

В последние годы эта опера очень редкая гостья на отечественной сцене. В данный момент ее вообще нет в репертуаре российских театров. Это прежде всего объясняется очень трудными вокальными партиями с высокой тесситурой и массой сложных ансамблей и хоровых сцен, а также непростой идеологической судьбой творения Глинки.

Это его первая опера, да и вообще первая русская классическая опера героического плана. Глинка задумал ее и начал писать, находясь в Италии и обучаясь у европейских, и прежде всего итальянских оперных и инструментальных мастеров. В музыке слышны и интонации генделевских ораторий. Наверное, это единственная русская опера, сочетающая в себе вокальную русскую и итальянскую вокальные школы. В целом же «Жизнь за царя» - сложнейших музыкальный ребус, который пришлось разгадывать дирижеру «Новой оперы» и музыкальному руководителю постановки Андрею Лебедеву, как он сам сказал журналистам на пресс-конференции. Забегая вперед, скажу, что в основном ему это удалось.

Когда Василий Жуковский узнал о намерениях композитора создать русскую героическую оперу, он предложил ему в качестве сюжета историю крестьянина Ивана Сусанина, который пожертвовал своей жизнью, чтобы спасти родину от польских захватчиков. Жуковский сам собирался стать либреттистом, но оказался очень занят. По рекомендации царя Николая I в качестве автора либретто был выбран барон Е.Ф. Розен. Немец по происхождению, Розен начал учить русский язык, поступив в гусарский полк, а как поэт дебютировал в 1825 г. Музыка у Глинки была уже готова, и только барон согласился писать текст на уже написанный музыкальный материал. Рабочее название оперы «Иван Сусанин» было заменено на «Жизнь за царя», которое придумал поэт Нестор Кукольник. Премьера оперы состоялась 9 декабря 1836 г. в Петербургском Большом (Каменном) театре. Дирижировал оперой директор Императорских театров и композитор Катарино Кавос. Кстати, его перу принадлежит и первая опера о подвиге Ивана Сусанина, которая так и называлась «Иван Сусанин», и была поставлена в 1815 году в том же театре. Обе оперы с успехом шли на одной сцене, а прославленный бас Осип Петров пел партию Сусанина в обеих постановках. Но время все расставило по своим местам -- опера Глинки благодаря замечательной музыке и высочайшему мастерству композитора была всеми признана первой классической русской оперой.

После Октябрьской революции, естественно, оперу «Жизнь за царя» ждали переделки. Музыка Глинки и сюжет о подвиге героя из народа привлекли внимание руководителей Советского государства. Оперу было решено вернуть на сцену, но при этом создать новое либретто. Над ним работал Сергей Городецкий, убрав все, что касалось монархии, и улучшив литературные качества текста. Ему помогал Михаил Булгаков. Правда, работа значительно затянулась. И только в 1939 году обновленный «Иван Сусанин» был показан в Большом театре, а с 1945 года этой оперой Глинки открывался каждый сезон первого оперного театра страны. Но на этом перемены в судьбе творения Глинки не кончились. С наступившей перестройкой в стране Большой театр в 1989 г. возобновил «Жизнь за царя» с оригинальным либретто барона Розена. Но постепенно интерес к первой опере Глинки стал исчезать, а теперь и совсем исчез. Замечательно, что к ней обратился театр «Новая опера». Главное же оказалось, что журналистам показали не просто очередную премьеру.

Театр постарался возродить первую русскую оперу в ее первоначальном виде. Премьере предшествовала огромная исследовательская и музыковедческая работа всего коллектива, и в первую очередь дирижера Андрея Лебедева. для которого возвращение не только музыки Глинки, но и текста барона Розена оказалось принципиальным и важным. Он услышал в партитуре и либретто создателей их творческие контакты, благодаря которым они находили полное взаимопонимание и полную гармонию этого сочинения.

Режиссером стал Алексей Вэйро, который прекрасно понял свою роль. Он выстраивает удобные и ненавязчивые мизансцены солистам и строит хоровые сцены, помогая певцам раскрывать характеры главных героев Ивана Сусанина, его дочери Антониды, ее жениха, ополченца Богдана Собинина, приемного сына Сусанина Вани, только исходя из музыкальной драматургии Глинки.

Правда, опера началась слишком громко. Несбалансированной прошла Увертюра и первое действие, в первую очередь хоровые сцены, но особенно громкой и невыразительной оказалась сцена польского бала. Какие блистательные танцы написал Глинка: торжественный полонез, энергичный, стремительный краковяк, легкий и изящный вальс, темпераментная мазурка. Оркестр не смог донести до слушателей глинковские польские танцы во всей их красоте и разнообразии. Это не прозвучало в оркестре, особенно это ощущалось в мазурке, которую хор спел очень грубо. Как не хватало в этом акте хормейстера от Бога Натальи Григорьевны Попович. Нынешний хормейстер Юлия Сенюкова явно не справилась с началом оперы.

Евгений Ставинский
Евгений Ставинский

К счастью, первые волнения премьеры улеглись, напряженность постепенно улетучилась, и им на смену пришли уверенность и погружение в музыку Глинки. К тому же в театре нашлись замечательные солисты, которые очень органично вошли в свои партии. Во-первых, это замечательный бас Евгений Ставинский. Роскошный голос, ровный на всем диапазоне, актерский темперамент, естественность поведения. Ему сразу и безоговорочно веришь: его юмору и доброму слову, нежности к Антониде и гордости за приемного сына Ваню, тяжести смерти от рук поляков-захватчиков и презрению к врагам, радостному приветствию зари – значит, царь и Русь спасены! Все это - в голосе певца, богатом обертонами. Своим исполнением Ставинский настолько захватывает, что даже не замечаешь трудности огромной партии Сусанина. Сразу вспоминаешь прославленных басов Большого театра.

Ирина Боженко, Евгений Ставинский и Алексей Татаринцев
Ирина Боженко, Евгений Ставинский и Алексей Татаринцев

Очень порадовал тенор Алексей Татаринцев в партии Богдана Собинина. Эта партия безумно тяжела для лирического тенора, и не каждый возьмется за нее. У певца на сегодняшний день все благополучно с верхним регистром, он смело взялся за Собинина и - победил. Все верхние ноты, в том числе «си-бемоль» и «до», и коварная ария, которую часто купируют, прозвучали у Алексея уверенно и ярко. Кроме того ему удалось создать не плакатный образ русского воина, а разноплановый, Его Собинин - нежный и любящий Антониду и Ивана Сусанина, как родного отца.

Хороша была в роли Вани солистка «Новой оперы» Юлия Меннибаева. Когда Юля заканчивала вокальное отделение Академии хорового искусства им. В. Попова по классу профессора Дмитрия Вдовина, она включила в программу госэкзамена сцену и арию Вани, и спела ее на пять с плюсом. С тех пор у певицы была мечта исполнить эту партию в спектакле. Наконец, ее мечта осуществилась. У Меннибаевой огромное насыщенное меццо-сопрано красивейшего тембра. Ему подвластно многое: русская лирическая песня, и потрясающая внутренняя энергетика, с которой певица проводит сложнейшую сцену в царской ставке, и изумительное соло меццо-сопрано в финальном трио, спетое Меннибаевой с таким проникновением, что дух захватывает.

Ирина Боженко
Ирина Боженко

К сожалению, не получилась у Ирины Боженко партия Антониды. Крикливый голос певицы нарушил гармонию звучания музыки Глинки. Он абсолютно не подходит для героинь русского репертуара, ему не хватает теплоты тембра, объема, плавности. К тому же Боженко страдает неточностью интонации, она бесконечно нарушала очень красивые ансамбли. Ее просто нужно заменить, ведь есть же в театре отличные сопрано.

Спектакль шел по нарастающей, и достиг своей кульминации в четвертом акте, В нем соединились сцены в царской ставке, куда Ваня приносит весть об отмене угрозы царской власти от польских захватчиков, и в непроходимом лесу, где гибнет во имя Руси и царя его отец Иван Сусанин. Эпилог. Красная площадь. Мощно, но музыкально звучат оркестр и хор «Славься!» и Трио.

«Жизнь за царя»
«Жизнь за царя»

Практически Глинка написал мини-Реквием, поражающим духовной и божественной составляющей, что не могло не воодушевить зрителей, устроивших восторженную и длительную овацию, несмотря на поздний час.

Елизавета ДЮКИНА
Фото: Даниил КОЧЕТКОВ

23/12/2014 - 04:59   Classic   Концерты
В Москве масса музыкальных фестивалей, а вот оперных фестивалей, тем более оперных певцов, - нет совсем. Правда, существует уже более 10 лет фестиваль солистки Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Хиблы Герзмавы, но он проходит в её родной Абхазии, и только один раз отметился в российской столице. Так что Фестиваль «ОПЕРА Live» Василия Ладюка, недавно завершившийся в Москве, можно считать эксклюзивным.

В своём обращении к слушателям солист театра «Новая опера» Василий Ладюк сказал: «Фестиваль позволит вам открыть оперу для себя и себя для оперы, войти в этот волшебный мир, который будет представлен интернациональным составом талантливых исполнителей, всей душой преданных великому искусству — делу своей жизни».

Фестиваль охватил несколько жанров музыкального искусства и посетил разные московские площадки. В нём участвовала команда певцов-единомышленников из разных московских театров и приехавших из-за рубежа, где они покоряют лучшие оперные сцены мира.

Василий Ладюк
Василий Ладюк

Открылся Фестиваль в театре «Новая опера» спектаклем «Севильский цирюльник» Россини. В обычном репертуарном спектакле была своя «изюминка». Вместе с Василием Ладюком в партии Фигаро на сцену впервые в роли Розины вышла солистка Большого театра Анна Аглатова. Дебют был великолепным и очень украсил спектакль. Певица порадовала не только красивым голосом, но и актёрским темпераментом. Это была настоящая героиня Россини — лукавая и обаятельная смелая и решительная, которая всегда добивается того, что задумала. Анна Аглатова - Розина, Василий Ладюк - Фигаро, Сергей Романовский - Альмавива, Евгений Ставинский – Дон-Бартоло, Владимир Кудашев - Дон Базилио разыграли веселый и остроумный спектакль, в меру импровизационный и высокий по художественному качеству. В этом артистам помог главный дирижёр Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Феликс Коробов, приглашённый на фестиваль. Россини - вообще его композитор, оперы которого дирижёр проводит ярко, стильно, никогда не нарушая баланс звучания оркестра и солистов и точно соблюдая музыкальную форму.

Следующим был камерный вечер, который, естественно прошёл в Камерном зале Дома музыки. Здесь уже царили Василий Ладюк и его концертмейстер Татьяна Сотникова, представившие «Золотые страницы русской вокальной лирики»: романсы Глинки, Римского-Корсакова, Рахманинова, Метнера. Были выбраны как широко известные, так и редко исполняемые произведения. Вечер показал, что Ладюк не только мастер крупных оперных форм, но и тонкий художник, «рисующий» глубокие психологические, порой трагические состояния героя, как например, «Всё отнял у меня» Рахманинова, «Соловей», «Хотел бы в единое слово» и «Вечер» Чайковского, и легкие мимолётные зарисовки чувств, настроений и картин природы. Настоящим партнёром Ладюка была концертмейстер Татьяна Сотникова, тонкий музыкант, прекрасно знающая исполняющая русскую и зарубежную романсовую литературу. Она создавала атмосферу камерности, изысканности, играя вступления и постлюдии, и прекрасно подавала певца. Очень бы хотелось, чтобы они оба продолжали работать над камерным репертуаром и устраивать такие вечера. Они так редки сегодня в Москве. Неплохо бы продолжать традиции великих русских певцов: Сергея Лемешева, Ивана Козловского, Ирины Архиповой, Евгения Нестеренко, Елены Образцовой. ..

Не удержался Василий Ладюк и от того, чтобы не попробовать себя в джазе. «Гершвин&Со.» тоже состоялся в Камерном зале Дома музыки. В первом отделении, которое начал замечательный барабанщик Виктор Сыч «Песней ритма» П. Смадбэка, Василий Ладюк и его друзья-оперники Георгий Васильев и Вита Васильева в сопровождении пианиста и композитора Александра Покидченко спели произведения Гершвина, Бернстайна. Второе было отдано мастерам джаза: выступили Квартет Даниила Федорова, джаз-певица Полина Орбах, феноменальная стипендиатка Благотворительного фонда В. Спивакова Полина Тарасенко, играющая на многих медных инструментах, и другие музыканты. В финале к ним присоединились Василий Ладюк и его коллеги, для которых участие в джазовом вечере оказалось не более чем «пробой пера».

Сопрано Екатерина Лёхина и солистка Лионской оперы Елена Галицкая
Сопрано Екатерина Лёхина и солистка Лионской оперы Елена Галицкая

Одним из важных событий музыкального Фестиваля стал концерт Памяти учителя, посвящённый 80-летию со дня рождения уникального музыканта и человека Виктора Сергеевича Попова, основателя и руководителя Большого детского хора Всесоюзного радио и Центрального телевидения (1970), Академии хорового искусства (1991), главного дирижёра и художественного руководителя Московского хорового училища им. А. Свешникова, прошедший в Светлановском зале Дома музыки. В нём участвовали Национальный филармонический оркестр России и молодой дирижёр Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Тимур Зангиев, Хор Академии хорового искусства им. В. С. Попова и солисты, выпускники Академии. Программа целиком состояла из шедевров зарубежного оперного искусства. В первом отделении исполнялась музыка французских и итальянских композиторов, во втором — только Верди. Атмосфера была праздничной, на экране портрет Виктора Сергеевича и кадры из его творческой жизни в Академии и училище: репетиции, гастрольные поездки по всему миру, размышления. Все пели и играли замечательно. Хор (худрук Алексей Петров) как всегда поражал изумительным звуковедением, пластичностью и стилистической тонкостью («Ave Maria» Каччини, хор пленных иудеев из «Набукко»). Певцы все именитые, выступающие по всему миру: Василий Ладюк и приглашенные им солист «Новой оперы» тенор Георгий Фараджев, бас Николай Диденко, сопрано Екатерина Лёхина и солистка Лионской оперы Елена Галицкая. Кроме того, Ладюк, Диденко и Лёхина - приглашённые солисты Большого театра. От них ждали многого, и зрители не обманулись в своём ожидании. Звучали арии и дуэты из опер Доницетти, Бизе, Тома, Делиба и Верди. Молодые артисты продемонстрировали прекрасную вокальную школу, яркую эмоциональность, отличное знание итальянского и французского языков. Арии привлекали глубиной психологического раскрытия характеров героев. Дуэты пленяли красотой, одухотворённостью и гармоничностью: Дуэт цветов («Лакме», Лёхина и Галицкая), Лейлы и Зурги, Зурги и Надира («Искатели жемчуга, Галицкая и Ладюк, Фараджев и Ладюк), сдержанностью, драматизмом: Дуэты Карлоса и Родриго, Филиппа и Родриго («Дон Карлос» Фараджев и Ладюк, Диденко и Ладюк), Симона и Фиеско («Симон Бокканегра», Диденко и Ладюк). Грандиозным был финал вечера Памяти В. Попова — Хор, оркестр и солисты исполнили огромную сцену Триумфа на площади в Фивах из оперы Верди «Аида».

Солист «Новой оперы» тенор Георгий Фараджев
Солист «Новой оперы» тенор Георгий Фараджев

Последний концерт фестиваля тоже отличался своей оригинальностью Он прошёл в Зале им. Чайковского и его участниками стали Большой хор «Мастера хорового пения» п\у Льва Конторовича, Василий Ладюк и примадонна Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Хибла Герзмава. В первом отделении хор и солисты радовали слушателей духовной музыкой Д. Христова, П. Чеснокова, А. Косолапова и Митрополита Илариона (Алфеев). Очень красиво прозвучала «Ave Maria» Баха-Гуно, Шуберта и Каччини. Особенно проникновенной и завораживающей получилась у Хиблы Герзмавы «Ave Maria» Каччини. Второе отделение начали с музыки Георгия Свиридова. Замечательно, что в программу включили два фрагменты из его «Пушкинского венка»: «Зорю бьют» и «Зимнее утро», где солировали Василий Ладюк и артисты хора. Затем прозвучали «Полёт шмеля» Римского-Корсакова и «Шутка» Баха в мастерской аранжировке Л. Конторовича и мастерском исполнении хора. Но вот два следующих опуса Конторовича оказались, мягко говоря, неуместными. Речь идёт об исполнении Ладюком арий Елецкого из Пиковой дамы» и Пьеро из «Мёртвого города» Корнгольда не в сопровождении оркестра, а аранжировке Л. Конторовичем оркестровой партии для хора. Получилось какое-то невыразительное шумовое сопровождение, мешающее красивому звучанию голоса певца. К счастью, закончили вечер хорошо, спев на «бис» «Подмосковные вечера» Соловьёва-Седого с хором и солирующими Василием Ладюком и Хиблой Герзмавой.

Несмотря на небольшие погрешности последнего концерта, фестиваль «ОПЕРА Live» прошёл успешно, вызвав желание побывать на нём в следующем сезоне.

Елизавета ДЮКИНА, «Новости музыки NEWSmuz.com»