Дмитрий Маликов: Вся жизнь - это соревнование!

Музыкант задумался о судьбе молодежи и придумал просветительский мотивирующий спектакль.

С музыкальным спектаклем "Перевернуть игру" в Воронеже 27 сентября выступил музыкант, певец и продюсер Дмитрий Маликов. Он же в паре с молодой актрисой Викторией Беляковой исполнил главную роль в просветительской постановке, призванной привлечь внимание детей и молодежи к классике. В "Перевернуть игру" на сцене оживают Лист, Глюк, Моцарт, Вивальди, Бах, Бетховен, Рахманинов и Шостакович. "В каждом человеке звучит музыка", - убежден герой Дмитрия Маликова, и в это же начинают верить юные зрители.

Что заставило его обратиться к новому жанру и почему, чтобы двигаться вперед, нельзя стоять на месте - Дмитрий Маликов рассказал в общении с журналистами.

Дмитрий Маликов задумался над судьбой молодых
Дмитрий Маликов задумался над судьбой молодых

- Почему вы обратились к новому для вас жанру, к музыкальному спектаклю?

- После того, как мне исполнилось 40 лет, меня стала занимать тема просвещения, помимо моей основной работы поп-артиста и классического пианиста, композитора. Работа с детьми, с подрастающим поколением вышла на первый план. Я три года был ведущим передачи "Спокойной ночи, малыши" - программы для совсем маленьких. Мои "Уроки музыки" были направлены на средних школьников. А проект "Перевернуть игру" - на старшеклассников и их родителей, то есть это семейная, мотивирующая история. У нас благородные цели - обратить внимание молодежи на культуру, на себя, на то, кем они хотят стать и что для этого нужно. А для этого нужно много трудиться. И обязательно нужно иметь свои благородные цели.

Этот проект родился после "Уроков музыки", проекта, с которым я объехал 115 городов. У нас замечательный режиссер Ольга Субботина, которая поставила много спектаклей и фильмов, хорошая команда актеров. Замечательная девочка Виктория Белякова, которая играет главную героиню, мне кажется, у нее большое будущее. У нас полноценный вариант спектакля, который мы показываем в Москве: 3D-декорации, проектор, рояль-трансформер, живой звук. Я сам исполняю классическую музыку, партии на органе, клавесине. Только там, где звучит симфония или реквием, скажем, Моцарта, используем фонограмму, потому что это невозможно исполнить. Спектакль также затрагивает темы возникновения различных музыкальных жанров. И у нас есть страничка, посвященная блокадному Ленинграду и премьере симфонии №7 Дмитрия Шостоковича - это о том, на какие люди шли лишения, как музыка может не только развлекать, но и побеждать, влияя на ход истории. Моя задача - дать сегодня в хорошем смысле затравку. Молодежи у нас много, она подрастает, и таких проектов должно быть больше.

- Какие еще социальные проекты планируете?

- Много сил и средств вложили в этот проект. Многое зависит от его успеха, от московской премьеры, которая будет в ноябре. Если хорошо пойдет, то у меня есть мечта поставить его в репертуарный театр, например. А параллельно сделать такой же просветительский проект о русских писателях, о художниках, которых очень люблю. Может быть серия. Но для этого нужна обратная связь, чтобы в обществе был социальный заказ.

- Дмитрий, пришлось ли вам брать уроки как драматическому актеру?

- Да, это не своем привычная для меня роль - драматическая. Поэтому нагрузка довольно специфическая и большая. У меня много текста. И весь этот год, все репетиции, которые проводила режиссер Субботина, - это все было уроками и для меня. Она постоянно мне объясняла, я видел, как учатся и занимаются мои коллеги. Хотя у меня есть небольшой драматический опыт, я снимался в кино. Тем не менее, какие-то моменты мне были сложны, с какими-то вещами я справляюсь, с какими-то не очень. Но при этом моя роль написана таким образом, что у меня нет сложных актерских задач. Хотя от моей убедительности, от того, как я оживу на сцене, тоже многое зависит.

- Ваш спектакль "Перевернуть игру" в том числе о проблеме отцов и детей. Как ее решали ваши родители. И как справляетесь вы сами?

- Меня родители заставляли в детстве играть на рояле. Папа брал ремни, но у меня не было больших конфликтов с родителями. Потому что я их редко видел, они постоянно были на гастролях. А с дочкой Стефанией я спорю, заставляю ее трудиться как можно больше. Потому что все композиторы, о которых мы рассказываем в спектакле, трудились много. И все им далось неимоверным трудом, это было в порядке вещей. Это сейчас дети ставят себе в заслугу труд, и мы их поощряем - на тебе конфетку за то, что ты что-то прочитал или сделал. А ведь все гении прошли через колоссальное преодоление. И только так они пришли к своему бессмертию. Когда у Моцарта закончилась его детская слава, и он превратился в обычного человека, над ним подтрунивали и издевались. Это все сложности жизни, которые надо уметь преодолевать. И об этом тоже я спорю со Стефанией. Я стараюсь показать ей реальную жизнь, мы с ней приезжаем в больницы, в детские дома, общаемся с детьми, которым сложно, которые не совсем здоровы. Считаю, что дочь должна это видеть…

Сцена из спектакля
Сцена из спектакля

- Какие вы используете приемы в спектакле, чтобы привить молодежи хороший музыкальный вкус?

- Это динамика, которая не позволяет скучать. Картинки часто меняются, музыка недолго звучит, то есть все происходит очень быстро. Сейчас же клиповое мышление, и мы это учитываем.

- Просветительство - это служение. На этом не заработаешь, а только потратишь силы и нервы. У вас не бывает опустошения, когда хочется все бросить?

- Нет, все бросить не хочется. Но времена опустошения бывают, безусловно. Художнику в широком смысле этого слова нужно ощущение смысла. И когда у него этот смысл есть, когда он востребован, ему есть чем жить. И путь художника, артиста всегда тернист. Всегда есть удачи, неудачи. Особенно в поп-музыке все подвержено временным изменениям и плюс огромная конкуренция. Именно поэтому для меня такие проекты - отдушина. Здесь нет конкуренции, а есть именно служение и смысл. Поэтому я гоню от себя все дурные мысли.

- Дмитрий, есть мнение, что мы живем в век победы пиара над разумом. Как найти баланс между продвижением и творчеством?

- К сожалению, вопрос пиара тоже стоит достаточно остро. Сегодня нужно быть не только творцом, но и нужно уметь продавать то, что ты делаешь. И люди, которые обладают таким двойным талантом, достигают больших высот. Если ты продаешь хорошо, но тебе нечего продавать, или если ты хороший артист, но не можешь себя продвинуть, часто это заканчивается неудачей. Но не всем везет на два таланта. Поэтому найти баланс трудно. Многое зависит от удачи, от людей, которых встречаешь, – важно встретить хорошего менеджера, который увидев тебя, увлечется тем, что ты делаешь и поможет.

- Как считаете, нужны такие проекты, как детский "Голос"?

- Дети туда идут, думая, что о них все узнают, что они станут звездами, но заканчивается очередной сезон, начинается следующий, и о них забывают. Помните, кто победил в третьем "Голосе"? Хотя бы во взрослом? Нет.

- Вы в соцсетях спели шутливую песню, мол, что бы ты ни спел, что ни сыграл, все равно все будут слушать Шнурова. Это восхищение творчеством Сергея Шнурова или обида?

- Я отношусь к нему как к явлению. Я считаю, что Шнуров - это Пугачев наших дней. Абсолютно серьезно. Он зеркало нашего общества. В этом нет ничего плохого. Он большой интеллектуал, художник в широком смысле. Я с ним хорошо знаком. Он сейчас взлетел невероятно во всех отношениях. Он упивается этой славой, упивается деньгами. Он делает так, как я в 89-м году - по щелчку пальцев собирает дворец спорта. В 89-м и у меня было по 8 концертов в дворцах спорта! У каждого артиста случается такой период в жизни. Я не все могу слушать из того, что он поет. Это у него мелодекламация, сатира, которая отображает актуальные вещи, происходящие в нашем обществе. Он все тонко и достаточно талантливо подмечает. Но это трудно назвать песнями. И мне немного обидно, что при таком тотальном увлечении этим направлением другие не развиваются. Ты пытаешься спеть о чем-то более серьезном, более мягком, романтичном, но тебя просто не слышат. Мы живем во время агрессии и ерничества… Это не претензия, просто констатация факта. А Шнуров безусловно молодец, он вобрал в себя очень много. От рок-клуба в нем многое есть. Питерской рок-музыки сегодня нет, а Шнур есть. В нем есть и что-то от Владимира Высоцкого… Я анализирую его как явление, оно достаточно серьезное и непростое, оно гораздо шире, чем кажется. Шнуров как раньше была Пугачева, я не случайно об этом сказал.

- Вы говорили, что в свое время дружеское соревнование с Владимиром Пресняковым помогло вам стать популярным. Соревнуетесь сейчас?

- Вся жизнь - это соревнование. Потому что это суть нашей профессии, и в этом ее сложность. Ты постоянно с кем-то соревнуешься, тебя постоянно кто-то обходит. Так устроена жизнь. Надо идти своим путем, своей дорогой. И на дальней дистанции в нашем деле тяжело. Не так много людей, кто умеет долго быть на сцене. Хотя я уже 28 лет на сцене.

- В чем секрет такого долголетия?

- Широта взглядов. Правильно Шнур сказал в своем интервью: "Я не очень люблю ностальгию, потому что у ностальгии нет настоящего, нет будущего". И мне не хочется жить своими старыми заслугами, хочется идти вперед. Поэтому и появляются такие проекты, как "Перевернуть игру".

Иван ТОЛСТОЙ, «Новости шоу-бизнеса NEWSmuz.com»
Фото автора

Быстрый поиск: 

Комментарии

Спасибо за интервью. В

Спасибо за интервью. В очередной раз убеждаюсь, что Дмитрий - очень талантливый и разносторонний человек и обращается к разным жанрам музыки, и хорошо, что он обратился именно к настоящей музыке, а не остался в жанре поп-музыки.