Артем Дервоед

26/03/2024 - 05:18   Classic   Концерты
Так получилось, что XVIII Московский международный фестиваль «Виртуозы гитары» завершился гала-концертом, в котором никто уже ничего не мог ожидать определенного, а получилась феерия.

Ладно программа, там мало чего было из известного. Но ведь и участники из Мексики, Бразилии и других стран, - тоже известны лишь знатокам. А время сложное. До этого прошли куча мастер-классов в Башмет-центре, какие-то личные встречи, - ну это точно именно фестиваль. Разве что джазовых клубов не было, этого явно и очевидно не хватало для атмосферности, и это давнее упущение «Виртуозов гитары», ввиду их тотальной ориентации на Московскую филармонию.

Дмитрий Илларионов
Дмитрий Илларионов

Но вот выходит на сцену зала Чайковского один из основателей фестиваля Дмитрий Илларионов, и сражает своей виртуозностью и чувственностью в «Большой увертюре» Мауро Джулиани. Он как камерный оркестр во всех этих регистрах и обертонах. Удивительно, как на многое способна гитара в мастеровитых руках.

Пабло Гарибай
Пабло Гарибай

Классика гитары вернулась в знаменитом «Арабском каприччио» Франсиско Таррега в исполнении техничного мексиканского гитариста Пабло Гарибай. Эта проникновенная мелодия известна буквально всем. И тут я должен извиниться за довольно жесткие оценки исполнения Гарибая на открытии фестиваля. Тут он уже звучал и технично, и чувственно, и нежно, и проникновенно. Я слышал множество исполнений «Арабского каприччио», и у Гарибая получилось весьма вдохновляюще. Один из лучших номеров гала-концерта закрытия.

А вообще номеров было много. Дали выступить всем, как обычно. «Четыре короткие пьесы для виолончели и гитары» Херардо Тамеса в исполнении того же Пабло Гарибая и виолончелистки Анны Кошкиной в барочном будто духе быстро растворились в модном минимализме и шумовом орнаментализме на молекулы, и тут же перестали быть музыкой. Ровшан Мамедкулиев сыграл сюиту «Собор» Агустина Барриоса с колокольным звоном от ладных баррэ, тончайшими перезвонами, - это было восхитительно. Артем Дервоед с виолончелисткой Анной Кошкиной во фрагментах сюиты Motherland Стивена Госса попытался найти себя в еврейской музыкальной истории, выступая скорее в роли фортепиано для классического дуэта с виолончелью. Что-то получилось, что-то нет. Мелодии «Во поле березка стояла» или «Подмосковные вечера» скорее послужили темой для размышления, чем роскошным хэппенингом.

Ровшан Мамедкулиев
Ровшан Мамедкулиев

Во втором отделении концерта Артем Дервоед сыграл Round midnight Телоуниса Монка в аранжировке Ролана Дьенса. Это было максимально непохоже на Монка, но безумно интересно. Просто какое-то эмоциональное облако из всхлипов и подергиваний. Потом Дмитрий Илларионов мимолетно доказывает свой статус лучшего гитариста России виртуознейшим исполнением «Четырех легенд» Атанаса Урнузунова со скрипачкой Еленой Таросян, победительницей многих международных конкурсов. Ладно там восточная этника от скрипки Таросян со всеми ее обертонами, но гитара Илларионова — выше всяких похвал, она творила буквально чудеса. Тем более, что Таросян уже в арии «Бразильской бахинианы» №5 Вилла-Лобоса с Ровшаном Мамедкулиевым показала проникновенность и лиричность своей скрипки в лучших традициях. Елена Таросян — просто открытие фестиваля, по крайней мере, для меня.

Мексиканский гитарист Пабло Гарибай еще отметился проникновенным исполнением фрагмента сюиты «Памяти Вилло-Лобоса Ролана Дьенса, что особенно ценно для такого фестиваля. Но в дальнейшем внимание зрителей полностью забрал бразилец Яманду Коста. Ну как рецензировать его исполнение? Он не виртуоз, не технарь и не умник. Он просто живет этой музыкой. Разляпистый, ленивый, лукавый, - он просто садится на стул и дышит музыкой. Расслабленный такой по-бразильски. Он сыграл несколько своих произведений, часть их которых даже сам не смог вспомнить по названиям. Роскошный такой сет минут на двадцать. И они все шлягерные, по сути. Шлягерные! Бразилец с гитарой просто садится, и играет нечто невероятное. Можно воспринимать это как данность. Или можно как феномен.

Яманду Коста
Яманду Коста

Или можно подумать еще о чем. Классическая гитара в России настолько долго была в таком положении, что ей нужно было доказывать перед филармониями, - она есть. В Бразилии ничего такого нет, - если ты играешь круто, то зрители у тебя есть. Тебе не нужно перекладывать Шнитке или Свиридова, просто если ты отличный гитарист, - ты молодец. У нас же не так. Это явно сковывает. Но почему не вернуться к фееричности и яркости? Зрители Московской филармонии это явно оценят.

Вадим ПОНОМАРЕВ

19/03/2024 - 21:32   Classic   Концерты
XVIII Московский международный фестиваль «Виртуозы гитары» ярко открылся в зале им. Чайковского и мировыми, и российскими премьерами.

Фестиваль стартовал шедевральным исполнением «Ночи на Лысой горе» Мусоргского Госоркестра России имени Светланова. Произведение требует особой чуткости во взаимодействии всех оркестровых групп, и французский дирижер Клеман Нонсьё идеально прочувствовал это. Тут и переклички, и русская распевность, и гигантские перепады в звуке от фортиссимо до нежнейшего пианиссимо. Все это было у оркестра Светланова, и в наилучшем виде.

Клеман Нонсьё
Клеман Нонсьё

А дальше случилась мировая премьера. Художественный руководитель ММФ «Виртуозы гитары» Артём Дервоед сыграл фантазию для гитары с оркестром Dies Irae российского композитора Никиты Кошкина. Рваная нервная партия гитары в противовес ликующему оркестру, печально-воздушные диалоги гитары и арфы. Все это изрядно отдавало поздним Прокофьевым, только с гитарой. Пока… в дело не вступил варган, сразу окрасивший все в цвета ориенталистики. А затем зазвучало еще и горловое пение, добавившее звуковому пейзажу потусторонности. А потом вдруг нежданно явились гитарные мажорные аккорды с пониженными ступенями, и печальные галисийские распевы, довершив образ пестрого котла. Не лучшее, возможно, произведение Кошкина, но Артём Дервоед выжал из него максимум драматичности. Автор, кстати, тоже был в зале, и вышел на поклоны.

Артём Дервоед
Артём Дервоед

Традиционный для фестиваля «Аранхуэсский концерт» Хоакина Родриго в этом году прозвучал в исполнении мексиканского гитариста Пабло Гарибая. Великая мелодия Хоакино Родриго отчаянно хороша в диалоге солирующей гитары и целого оркестра. Пабло Гарибай отчего-то меньше внимания, чем хотелось бы, уделил лирическому звучанию гитары, сделав акцент на свою виртуозность. Она у него безусловно имеется, но душевности все же как-то не хватило, особенно в самой знаменитой второй части концерта.

Пабло Гарибай
Пабло Гарибай

Дебютант фестиваля из Бразилии Яманду Коста впервые в России представил концерт Ilhas Concertantes, написанный им совместно с Сержиу Ассадом. Бразилец играет на семиструнной гитаре, и делает это так заразительно чувственно, что эти солнечные флюиды распространяются по всему залу, кажется. Он то отводит инструмент от себя, то снова прижимается к нему едва ли не щекой, самба сменяется босановой и снова самбой. Это зажигательно весело играть и оркестру, но и прежде всего самому Яманду Коста. Его вызывали на бис раз пять, но он так не сыграл больше ничего, увы.

Яманду Коста
Яманду Коста

«Виртуозы гитары» стартовали уверенно и зажигательно. Впереди множество интересных концертов.

Вадим ПОНОМАРЕВ

01/04/2022 - 05:49   Classic   Концерты
XVI Московский международный фестиваль «Виртуозы гитары» прошел в таких условиях, что и не позавидуешь. Буквально за месяц слетели все зарубежные артисты, да и российские были под вопросом.

Худрук фестиваля гитарист Артем Дервоед с помощью соорганизатора Московской филармонии буквально вынес фестиваль на своих плечах. И даже статус международного сохранил. В конце концов, скрипач Гайк Казазян — из Армении, чем же теперь фестиваль не международный? Более того, программа в смысле сет-листа не слишком-то и изменилась. Латино, Пьяццолла и все такое, что ждут от фестиваля, - все произошло.

Роман Зорькин
Роман Зорькин

Удивительным образом фестиваль «Виртуозы гитары» превратился в бенефис всего одного, но чрезвычайно талантливого гитариста Романа Зорькина. Ему рукоплескали, его очень долго (иногда безуспешно) публика звала на бисы, он стал лицом фестиваля. И ведь нельзя сказать, что Роман Зорькин так уж неизвестен за пределами аудитории телепузиков. Он солист Московской областной филармонии, пухляш с кудряшками, издалека не отличишь от Дмитрия Илларионова, выпускник музучилища и Академии Гнесиных, победитель конкурсов. Он артист Yamaha и D’Addario. Кто-то видел его в квинтете «Soledad Orquesta» или спектакле «12 месяцев танго» с Вениамином и Аликой Смеховыми. А вот поди ж ты.

Все началось даже не с открытия (там Зорькина не было). Во второй день фестиваля Зорькин вышел с «Мой любимый Буэнос-Айрес», «Безумие» и «Возвращение» Карлоса Гарделя. Все это Зорькин исполнил с такой внутренней свободой и естественной эстетикой, что вспоминать казенные исполнения Гарделя и Родриго как-то уже не хотелось. Знаете, вот есть живое исполнение и есть будто под стволом автомата, - разница примерно такая. Бог знает, что творится в их головах. А Зорькин — свободен. И уж какие пируэты он вытворял с перкуссией по деке… Вместе с женой-аккордеонисткой Татьяной Зорькиной очень лирично прозвучали всем известная «Милонга моей любви» Лауренца и «Феерия» Сивук и Клары Нуньес. И тут Зорькин с небольшой австралийской гитарой вчистую переигрывал аккордеон, как и в Staggione Бьондини. Что уж говорить про хит хитярыч «Под небом Парижа», вроде бы совершенно «аккордеонную» музыку! Завершили эту феерию гитары «Танец огня» Билла Уиллана и любимый всеми «Тико-Тико» Абреу. Бенефис! А потом еще Роман Зорькин на финальном концерте закрытия сыграл «Грустную самбу» Тирао Милонга и «Две балканские зарисовки» Тадича столь вдохновенно, что закрыл все вопросы и запросы.

И нельзя же не сказать, что общий уровень гитаристов на фестивале оказался чрезвычайно высок. На том же открытии с участием ГАСО им. Светланова (на секундочку!) п/у Михаила Татарникова Двойной концерт для скрипки и гитары с оркестром Джулиани – Кошкина был сыгран Дмитрием Илларионовым и прекрасным скрипачом Гайком Казазяном (ни разу не слышал ни одного его неудачного концерта) вдохновенно и страстно. Разве что подзвучки гитары не хватило, - оркестр и хотел бы, но не мог своей мощью не заглушить тихую акустическую гитарку Илларионова. Барочная эстетика соблюдена, и Казазян великолепен, как и мрачноватые флажолеты и страстные пассажи Илларионова. «Посвящение Тому Жобиму» Константина Васильева было написано специально для Дмитрия Илларионова, и на концерте закрытия он сыграл с некоторым задором и перкуссионным азартом.

Дмитрий Илларионов
Дмитрий Илларионов

Сюита Free Life On Earth для виолончели и гитары с Александром Раммом оказалась самой академичной, но тут это было очень кстати, и Рамм сыграл проникновенно за всех (тут и овация случилась).

Дмитрий Илларионов
Дмитрий Илларионов

Неизбежный и традиционный для фестиваля великий концерт «Аранхуэс» для гитары с оркестром Родриго прозвучал на открытии с Антоном Барановым. Неожиданно грустно-лирично, вообще без привычного драматизма… Такие времена. Вариации на тему Фернандо Сора от Мигеля Льобета и «Четыре прелюдии» от Франциско Таррега на другой день Баранов сыграл подчеркнуто холодно, по-северноевропейски, академично. Мне откровенно не хватило страсти. Баски не стали бы так играть. Это версия Баранова, имеет право. Хотя эмоциональная выхолощенность имела место, на мой взгляд. Не Григ, поди. Большой концертный дуэт (2 и 4 части) Джулиани с Гайком Казазяном на закрытии прозвучал не менее чопорно, хотя Казазян сделал все, и даже больше, чтобы это было эмоционально. И «Избранные каприсы» Леньяни получились излишне суховаты.

Гайк Казазян и Антон Баранов
Гайк Казазян и Антон Баранов

А вот «Арабское каприччио» того же Таррега (его отголоски многие слышали в фильме «Собака на сене» от имени Геннадия Гладкова) в версии Ровшана Мамедкулиева прозвучало куда более раскрепощенно и страстно. Мамедкулиев так раскачивается в такт музыке, что будто дышит музыкой. Он превосходно владеет тончайшими нюансами звукоизвлечения и штриховой техникой. В «Ронденья» Сайнса де ла Маса — феерия верхнего баса и нижних ритмов. Мелодический рисунок гуляет из тональности в тональность, и везде Ровшан Мамедкулиев хорош. Особенно это заметно в классическом «Испанском танце» Де Фалья из оперы «Жизнь коротка».

Ровшан Мамедкулиев
Ровшан Мамедкулиев

На закрытии Мамедкулиев сыграл фрагменты Концертной сонаты ля мажор для флейты и гитары Николо Паганини с Максимом Рубцовым. Дуэт как-то не задался, и сложно оценивать это, Паганини тут не пахло. Но «Замерзший ручей» Никиты Кошкина (посвященный самому Мамедкулиеву) звучал лирично и раскрепощенно, при всей сложнейшей аппликатуре.

Максим Рубцов и Ровшан Мамедкулиев
Максим Рубцов и Ровшан Мамедкулиев

Артем Дервоед исполнил для начала чрезвычайно сложную «Сонату» Антонио Хосе. Это практически академическая музыка, с непростыми интервалами и причудливой полифонией, вплоть до контролируемой алеаторики. Блистательное исполнение. И «Прощание» Ассада на закрытии он сыграл лирично и акцентированно, признак большого мастера.

Артем Дервоед
Артем Дервоед

Ну и премьера, куда без нее. Известный гитарист Дмитрий Бородаев как композитор решил собрать сливочные мелодии из «Кармен» Бизе под названием Концертная фантазия для гитары с оркестром на темы из оперы «Кармен» Жоржа Бизе. Получилось нечто странное всмятку, но - все узнаваемо. Основатель фестиваля Артем Дервоед сыграл это технично, без единой помарки, и очень эмоционально. Чего и требовала музыка. Хотя оркестру, кажется, было скучновато играть такое упрощение.

Сергей Перелехов, пожалуй, чересчур переволновался с «Тарантеллой» Кастельнуово-Тедеско. Множество «съеденных» нот, хотя талант гитариста несомненен. Он самый молодой участник фестиваля. Потом сыграл фрагменты из сюиты «Акварель» Ассада более вдумчиво, хотя и тут не избежал брака. Но это было куда чувственнее и элегантнее.

Сергей Перелехов
Сергей Перелехов

Завершила фестиваль Большая серенада соль мажор для гитары, фортепиано, скрипки, виолончели и флейты Иоганна Гуммеля на темы популярных опер. Это не было соревнованием, - скрипка и фортепиано законным образом заняли свои лидирующие места. Но созвучием это стало. Дервоед, пианистка Полина Осетинская (где ее сейчас только нет), Казазян, Рамм и Рубцов показали искусство диалога. Это было искусство взаимопонимания. Прекрасное окончание фестиваля.

Дервоед, пианистка Полина Осетинская (где ее сейчас только нет), Казазян, Рамм и Рубцов показали искусство диалога
Дервоед, пианистка Полина Осетинская, Казазян, Рамм и Рубцов показали искусство диалога

Вадим ПОНОМАРЕВ

Дмитрий Илларионов и Александр Рамм
Дмитрий Илларионов и Александр Рамм
21/03/2022 - 15:32   Classic   Анонсы
С 23 по 27 марта 2022 года лучшие гитаристы России примут участие в XVI Московском международном фестивале «Виртуозы гитары»; он организован Московской филармонией и проходит в Концертном зале имени Чайковского. В программе фестиваля –российские премьеры, самые известные произведения гитарного репертуара, а также сочинения современных композиторов.

23 марта фестиваль по традиции откроется концертами для гитары с оркестром. Знаменитый концерт «Аранхуэс» Хоакина Родриго в этом году прозвучит в исполнении гитариста-виртуоза Антона Баранова (Санкт-Петербург). Дмитрий Илларионов (Россия) совместно с лауреатом XV Международного конкурса имени П. И. Чайковского Гайком Казазяном (скрипка) представят Двойной концерт для скрипки и гитары с оркестром Мауро Джулиани – Никиты Кошкина. Впервые на фестивале прозвучит Концертная фантазия Дмитрия Бородаева для гитары с оркестром на темы из оперы «Кармен» Жоржа Бизе в исполнении Артёма Дервоеда. Концерт-открытие состоится при участии Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова под управлением Михаила Татарникова.

Артем Дервоед
Артем Дервоед

24 марта на фестивале будет звучать музыка Испании. Сочинения Мигеля Льобета, Франсиско Тарреги, Рехино Сайнс де ла Масы, Мануэля де Фальи и Антонио Хосе исполнят Антон Баранов, Ровшан Мамедкулиев и Артём Дервоеда Во втором отделении гитарист Роман Зорькин и аккордеонистка Татьяна Зорькина представят публике программу латиноамериканской музыки.

25 марта на сцене Зала Чайковского Артём Дервоед в дуэте с виолончелистом Александром Раммом исполнят музыку современных композиторов: Никиты Кошкина, Раффаэле Беллафронте, а также российскую премьеру сюиты Motherlands Стивена Госса. Во втором отделении Гитарный квартет имени Фраучи (Дмитрий Мурин, Сергей Урюпин, Евгений Номеровский и Дмитрий Татаркин) представит программу из сочинений Телемана, Бизе, Ассада, Россини.

27 марта на заключительном гала-концерте публика услышит сольные и ансамблевые выступления участников фестиваля, а также специальных гостей: Полины Осетинской (фортепиано), Александра Рамма (виолончель), Гайка Казазяна (скрипка) и Максима Рубцова (флейта).

Гайк Казазян
Гайк Казазян

Во второй раз художественный руководитель фестиваля Артём Дервоед представляет «Новые имена классической гитары» – абонемент из трех концертов молодых российских гитаристов в Камерном зале филармонии. 7, 17 и 25 марта молодые музыканты исполняют музыку для гитары сольно и в ансамбле с аккордеоном, контрабасом, флейтой и академическим вокалом.

«Виртуозы гитары» – ярчайшее мировое событие в сфере классической гитары, главный фестиваль академической гитарной музыки в России. За 15 лет в нем приняли участие более 50 знаменитых гитаристов, а также молодые музыканты из более чем 25 стран мира, включая Россию, США, Японию, Германию, Францию, Италию, Великобританию, Австрию, Кубу, Южную Корею, Бразилию и другие. На фестивале выступали Пепе Ромеро (Испания), Сержиу и Одаир Ассад (Бразилия), Борис Березовский (фортепиано, Россия), Дмитрий Ситковецкий (скрипка, Великобритания/США), Дмитрий Маслеев (фортепиано, Россия), Аниелло Дезидерио (Италия), Ролан Дьенс (Франция), Зоран Дукич (Хорватия), Хосе Мария Гальярдо дель Рей (Испания), Павел Штайдл (Чехия) и многие другие музыканты. Ежегодно в марте четыре концерта в Зале Чайковского представляют классическую гитару во всем многообразии репертуара: сольно, в дуэте, в камерном ансамбле, а также с симфоническим оркестром. С 2006 года фестиваль посетили более 74 000 зрителей.

22/07/2021 - 03:07   Classic   Концерты
Фестиваль «Лето. Музыка. Музей» в Новом Иерусалиме проходил с 14 по 18 июля на площадке, специально сооруженной для такого рода мероприятий. Это уже четвёртый фестиваль под открытым небом, и он набирает силу. Первоклассные программы, исполнители высочайшего мирового уровня.

Задавал тон в программе фестиваля Государственный Академический Симфонический Оркестр России имени Е.Ф. Светланова под управлением будущего художественного руководителя оркестра Василия Петренко, художественного руководителя фестиваля.

Фестиваль закончился вечером 18 июля, осветив небо праздничным фейерверком, произнесением торжественных речей устроителей этого яркого музыкального события, выходящего за рамки Московской области. Фестиваль был праздником высокого искусства! Первостепенная заслуга в осуществлении такого амбициозного, масштабного проекта, безусловно, принадлежит Президенту фестиваля, маэстро Максиму Дунаевскому, который был неутомляемой душой этого музыкального события. Об этом свидетельствуют не только его речи при открытии и закрытии фестиваля, но и многочисленные ежедневные интервью различным СМИ, что увеличивало охват аудитории в разы и разы. Поражала искренняя заинтересованность, эмоциональная насыщенность его выступлений.

Максим Дунаевский
Максим Дунаевский

Если позволите, "чистосердечное признание": жаль расставаться с фестивалем, как с захватывающим, первоклассным романом. Хочется ещё и ещё раз вернуться к пережитым эмоциям, "пролистав" страницы этого события, если можно так выразиться. И тут уместно начать с заключительного выступления ГАСО России имени Е.Ф. Светланова под управлением Василия Петренко. Программа открылась исполнением сочинения С.В. Рахманинова "Остров мертвых", симфонической поэмой по картине А. Бёклина. Маэстро Василий Петренко сделал небольшое вступление, рассказав зрителям о своём видении этого произведения. Далее на сцену вышла сопрано Альбина Шагимуратова, носительница мировой известности, представив вниманию зрителей "Семь последних песен" Густава Малера. После антракта публика услышала музыку балета "Весна священная" И. Стравинского в феерической трактовке ГАСО России имени Е.Ф. Светланова под управлением Василия Петренко. Это был мощный эмоциональный аккорд при завершении фестиваля, длившегося пять дней, наполненных высоким искусством, в исторически значимом для русской истории и русской культуры месте - в Новом Иерусалиме.

Виолончелист Миша Майский общается со зрителями
Виолончелист Миша Майский общается со зрителями

Фестиваль будет удаляться от нас во времени, но память высветит яркие эмоциональные всполохи этого уникального музыкального события. Таким был концерт Сен-Санса №1 для виолончели с оркестром, исполненный легендарным музыкантом Мишей Майским. В этом же концерте прозвучала в исполнении оркестра прелюдия к "Послеполуденному отдыху фавна" Клода Дебюсси по одноимённой эклоге С. Малларме. В финале концерта публика услышала, вернее, осязаемо ощутила уникальную образность музыки балета "Петрушка" И. Стравинского. Да, целая россыпь зримых образов эпохи импрессионизма в неповторимой трактовке Василия Петренко!

Сочинения И. Стравинского стали "сквозной темой" фестиваля. Мировое музыкальное сообщество чтит памятную дату - 50 лет ухода в мир иной Игоря Стравинского.

Алена Баева и Максим Дунаевский
Алена Баева и Максим Дунаевский

Яркой вершиной в полотне фестиваля обозначилось выступление Алёны Баевой, исполнившей концерт №3 Моцарта для скрипки с оркестром соль мажор в сопровождении Российского национального молодёжного симфонического оркестра под управлением маэстро Кирилла Карабица. В этой же программе была исполнена увертюра к опере "Сорока-воровка" Дж. Россини. После антракта программа продолжилась исполнением симфонии №1 ре мажор Малера.

Начиналась же программа фестиваля 14 июля и открывал её Государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф. Светланова под чутким управлением Василия Петренко. Была исполнена сюита из балета "Жар-птица" И. Стравинского Затем последовал концерт №1 Равеля для фортепиано с оркестром соль мажор в исполнении Кирилла Герштейна. Уже после антракта зрители услышали фантазию для оркестра по Г.Х. Андерсену "Русалочка" композитора Цемлинского.

Пианист Кирилл Герштейн
Пианист Кирилл Герштейн

Вечерним концертам предшествовали дневные выступления, которые начинались в 15 часов. И тут хотелось бы вспомнить замечательный концерт-трио: Артём Дервоед (гитара), Иосиф Пуриц (баян) и Сергей Шамов (перкуссия). Программа состояла из шедевров Астора Пьяццоллы и Ришара Гальяно, исполненная с блеском и эмоциональной насыщенностью.

Артём Дервоед (гитара), Иосиф Пуриц (баян) и Сергей Шамов (перкуссия)
Артём Дервоед (гитара), Иосиф Пуриц (баян) и Сергей Шамов (перкуссия)

Особое место в афише фестиваля заняла программа романсов "Посвящение Полине Виардо", исполненная меццо-сопрано Полиной Шамаевой, ведущей солисткой театра "Новая Опера". Партию фортепиано исполнила Мария Оселкова.

В афише дневных концертов был Московский камерный оркестр "Мusica Viva" под управлением солиста и дирижёра Гайка Казазяна. Была исполнена изысканная программа из произведений Генделя, Вивальди, Боккерини. Солистом выступил Эмин Мартиросян (виолончель).

И это ещё не всё, а только музыкальная часть фестиваля «Лето. Музыка. Музей», который состоялся в Новом Иерусалиме в Подмосковье.

Людмила КРАСНОВА

19/03/2021 - 16:17   Classic   Новости
С 24 по 27 марта лучшие гитаристы России, Испании и Италии примут участие в XV юбилейном Московском международном фестивале «Виртуозы гитары». Он организован Московской филармонией и проходит в Концертном зале имени Чайковского. Музыканты исполнят произведения классических и современных композиторов, а также проведут мастер-классы.

24 марта фестиваль откроется концертами для гитары с оркестром. Программа вечера посвящена юбилею двух композиторов: Астора Пьяццоллы и Хоакина Родриго. В честь 100-летия «великого Астора» итальянский дуэт Джампаоло Бандини (гитара) и Чезаре Кьякьяретта (бандонеон) исполнит одно из лучших его произведений – «Четыре времени года в Буэнос-Айресе»; а художественный руководитель фестиваля Артём Дервоед представит концерт «Кончертанто в Буэнос-Айресе» (посвящен Хоакину Родриго) многолетнего соратника Астора Пьяццоллы, гитариста Качо Тирао. 120-летний юбилей Хоакина Родриго будет также отпразднован «Андалузским» концертом для четырёх гитар с оркестром и знаменитым «Аранхуэсом»: в нынешнем году его исполнит россиянин Ровшан Мамедкулиев. Концерт-открытие состоится при участии Государственного симфонического оркестра «Новая Россия».

Артем Дервоед
Артем Дервоед

25 марта в программе «Виртуозов гитары» – вечер испанской музыки. В исполнении Артёма Дервоеда впервые на фестивале прозвучит весь цикл «Замки Испании» Федерико Морено-Торробы. Во втором отделении уже известный российской публике испанский гитарист Хосе Мария Гальярдо дель Рей и дебютант фестиваля, гитарист фламенко Мигель Анхель Кортес (Испания) представят ряд собственных сочинений.

В заключительном гала-концерте 27 марта публика услышит сольные и ансамблевые выступления гитаристов в исполнении солистов фестиваля и специальных гостей: Никиты Борисоглебского (скрипка) и Екатерины Корнишиной (флейта).

Пятый год подряд фестиваль организует серию бесплатных мастер-классов в Башмет Центре, где виртуозы гитары встретятся со студентами и педагогами лучших музыкальных учебных заведений России.

Московская филармония организует прямые онлайн-трансляции концертов фестиваля на сайте meloman.ru, доступные поклонникам гитарной музыки в любой точке мира.